Использование стратегического планирования в муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Объект контрольной работы является стратегическое планирование в муниципальном управлении. Цель – изучение основ стратегического планирования и его влияние в муниципальном управлении.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
определить сущность стратегического планирования;
проанализировать стратегическое планирование и требования к структуре муниципального управления;
выявить основные этапы стратегического планирования.

Работа содержит 1 файл

Использование стратегического планирования в муниципальном управлении.docx

— 250.74 Кб (Скачать)
    • Планирование работы как условие согласования действий подразделений администрации по используемым ресурсам и во времени.

Система планирования, пронизывающая  все уровни управления, гарантирует  прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Для оценки результативности деятельности подразделений  можно применять совокупность количественных, качественных и экспертных показателей.

Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.

    • Контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере

Существующие недостатки контроля за выполнением задач муниципального управления заключены в их ведомственном характере. Это нарушает важнейший принцип муниципального управления: разделение позиций заказчика, исполнителя и контролера.

Система контроля обязательно  должна быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя сосредотачивать все  контрольные функции в одном  специальном контрольном подразделении.

На этом основании следует  проинвентаризировать все процессы, которые требуют контроля. И каждым и видов контроля должно заниматься профильное подразделение Администрации.

    • Управление персоналом как условие мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности.

Как правило, работа с сотрудниками администрации ведется отделами кадров и руководителями. Она охватывает весьма узкий круг задач, главным  образом определяемый функциями учета кадров.

В результате муниципальный  служащий не имеет четких представлений  ни о системе требований к выполняемым  им функциям, ни об условиях его продвижения  по службе.

    • Регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления.

Любая система управления может нормально функционировать, если все ее основные функциональные связи описаны в терминах процедур и операций.

Соблюдение данного требования позволяет установить четкие границы  между уровнями иерархии управления и горизонтальные связи между  подразделениями.

На этом каркасе строится организация документопотоков, распределение  обязанностей, ответственности и  прав, появляется система единых требований к руководителям одного уровня.

    • Система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности в распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной среды

Если руководство муниципальным  образованием считает необходимым  привлекать к исполнению своих задач  предприятия различных форм собственности  для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения  качества услуг при одновременном  уменьшении их стоимости, снижение накладных  расходов, связанных с деятельностью  муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство – муниципальный заказ.

    • Публичность деятельности как условие вовлечения муниципальных сообществ в решение муниципальных задач и расширения гражданского участия

Принцип публичности в  деятельности органов местного самоуправления – эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением. Понимание намерений власти и их поддержка населением – условие реализации муниципальных программ и проектов.

В противном случае власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как  таковой.

 

 

 

 

3. Основные этапы  стратегического планирования

 

К основным этапам стратегического  планирования относится:

    • Оценка местной экономики

Органы местного самоуправления оценивают возможности местной  экономики для того, чтобы наметить те программы и средства их реализации, которые основаны на местных возможностях и нацелены на местные нужды.

Оценка местной экономики  помогает определить: те проблемы, с которыми сталкивается экономика, или те из них, которые так или иначе могут ее затронуть; преимущества в области конкуренции одних сообществ по сравнению с другими; препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития; региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику, с учетом изменчивости этих факторов во времени; местные свободные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития, мнения и суждения членов сообщества, способные помочь или помешать достижению результатов.

Начинать анализ экономики  надо с выявления релевантной  единицы для ее анализа. Задача эта  может быть очень непростой, поскольку  экономические зоны не поддаются  жесткому определению. Бывает так, что  они простираются за пределы районов  или самого города. В принципе сообщество может остановиться на изучении любой из указанных ниже областей.

Региональный анализ – в его рамках рассматриваются экономические тенденции более широкого охвата (население, безработица, сфера занятости).

Анализ города – в его рамках рассматриваются такие специфические для города факторы, как, например, доходы, создание новых фирм, население, тенденции в области безработицы и сфере занятости.

Зональный анализ – предполагает оценку как главных зон города, где сосредоточены крупнейшие фирмы, так и более мелких зон, кварталов.

Анализ (экономических) секторов – это анализ определенных составных частей экономики – производственного сектора, сферы обслуживания или рабочей силы.

Следующий шаг – это сбор релевантных данных и определение экономического профиля выбранной зоны. Сбор информации – не простое занятие. Для правильного решения нужна не всякая информация, а именно та, которая соответствует профилю деятельности.

Опросы, интервью и исследовательские  группы – все это примеры сбора первичных данных, без которых невозможна точная оценка экономического развития. Применение этих методов позволяет узнать истинные мнения и суждения сообщества. Благодаря им гораздо точнее определяются корни или воздействие той или иной проблемы.

Сбор данных – ключевой фактор в развитии экономического профиля региона. Однако эти данные не всегда легко добыть, особенно в небольших населенных пунктах. Не секрет, что большая часть статистических данных собирается в крупных центрах. А это создает проблемы для малых городов, сел и деревень, нуждающихся в конкретных данных, которые касаются их и только их.

И последняя проблема – стандартизация. Каждый агент экономического развития собирает и распределяет информацию по-своему. Поэтому надо, чтобы тот, кто занимается ее анализом, знал, каким именно способом эта информация была получена. Что может иметь большое значение для ее окончательной оценки.

Так как добывание дополнительных данных по регионам сопряжено с известными трудностями, приходится делать акцент на сборе первичных данных. Именно опросы могут помочь решению этой проблемы. Опрос следует проводить поэтапно. Во-первых, надо четко определить цель опроса. Так будет установлено, какая информация нас интересует, и то, как именно будут использоваться результаты опроса. Тем самым появится отправная точка для следующих шагов. Во-вторых, следует выбрать способ проведения зондажа. Это может быть телефонное интервью, личное интервью, опрос по почте или по факсу.

Несмотря на все трудности, органам местного самоуправления и  субъектам экономического развития удается изыскивать способы сбора  данных экономического, социального  и иного характера.

Это значит, что в рамках сообщества можно найти партнеров, которые в состоянии помочь в  сборе данных. В их роли могут  выступать университеты, торговые палаты, местные ассоциации товаропроизводителей и специализированные социологические  организации. Для органов местного самоуправления со скромными ресурсами  найти таких партнеров – отличный способ удовлетворить свои потребности в необходимой информации.

    • Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий

Определение целей местного экономического развития самым тесным образом связано с социокультурным  контекстом, теми ценностями, на которые  ориентируются различные местные  сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие.

В целях должны быть сосредоточены  общая концепция и желаемый результат  процесса экономического развития. Они  должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных  стратегий, а также проектов и  программ экономического развития.

Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Далее  через цели определяются задачи. Задачи устанавливают стандарты показателей  и выявляют те секторы, которые нуждаются  в помощи. Чтобы быть эффективными, они должны быть выполнимыми и  измеримыми.

Стратегии определяют способ достижения целей и задач стабильного  экономического развития. Они объясняют, каким образом можно достичь  цели, но не указывают ни этапов, ни сроков ее достижения. Бывают случаи, когда  для достижения цели может понадобиться более чем одна стратегия. Хорошая  стратегия всегда должна иметь реалистический характер и не ставить невыполнимых задач. Всего имеются три общих  типа стратегий:

• организационные стратегии, определяющие пути организационного развития;

• программные стратегии, ориентированные на развитие, менеджмент и постановку/исполнение конкретных программ;

• функциональные стратегии, направленные на административные и  вспомогательные нужды и призванные обеспечить эффективность и действенность  группы.

Когда формирование спектра  проектных идей завершено, пора переходить к выбору конкретной программы. Для  этого надо исследовать их на предмет  выполнимости. Исследования на предмет  выполнимости предполагают проведение работ, цель которых – определить, реализуем ли данный проект, или выбрать оптимальное мнение по поводу этого проекта.

Оценка выполнимости разбивается  на две фазы. Сначала оцениваются  и распределяются по приоритетам  те предложения, которым предполагается следовать впредь. На этой, оценочной  фазе программы следует учесть самые  разные критерии, т.е. решить, помогает ли данная программа достичь цели, обладает ли сообщество необходимыми ресурсами и может ли оно реализовать  эту программу.

Вторая фаза представляет собой более углубленное исследование проекта на выполнимость с учетом его внедряемости, реального финансирования, рыночного обеспечения и т.д.

Чтобы проект был успешным, он должен удовлетворять всем этим критериям. Поэтому, как только релевантные  проекты окажутся сведенными в рабочий список, надо заняться их «примеркой», т.е. сравнить и сопоставить между собой, чтобы выяснить, насколько они дополняют или противоречат друг другу.

Способом проверки жизнеспособности проекта на этом этапе может служить  анализ стоимости – прибыли, т.е. сравнение стоимости программы с прибылью от нее. Этот метод полезно практиковать при сравнении альтернативных проектов или альтернативных частей одного проекта. Однако для точного измерения реальной ценности проекта одного его недостаточно. Дело в том, что стоимости включают в себя все затраты на осуществление проекта. И потому надо определить все блага и услуги, необходимые, чтобы установить как операционные затраты, так и капитал, которые пойдут на получение прибыли от этого проекта.

    • Выявление, оценка и распределение проектов по приоритетам

Распределение по приоритетам  предполагает оценку проектов исходя из таких критериев, как организаторские  способности, финансирование, приоритетность, выполнимость, совместимость с другими  программами и инициативами и  т.д. Зная свои нужды и то, в какой  мере каждая программа отвечает этим нуждам, сообщество сможет принять  к исполнению эти программы, руководствуясь приоритетами. Умение расставить проекты  по приоритетам – одна из тех проблем, которая, по мнению экспертов, является общей для местных администраций в странах.

Как только органы местного самоуправления совместно с местными сообществами определили, какой программе  они будут следовать, наступает  следующая фаза стратегического  планирования – составление планов действия.

    • Составление планов действий

Планы действий намечают шаги, которые необходимо осуществить  для внедрения принятых проектов, и показывают, какими способами эти  проекты поддерживают стратегический план. Хороший план действий позволяет  предвидеть проблемы и дает рекомендации, как справиться с ними.

Информация о работе Использование стратегического планирования в муниципальном управлении