Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:41, курсовая работа
Целью данной курсовой является исследование экономической роли, проблем ценности и инвестирования интеллектуального капитала, функционирующего в условиях современного общества. Изменение точки зрения руководящих работников в современных организациях, является актуальной задачей, которую необходимо решать. Важно понимание того, что человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям ускорят прирост массы прибыли, и именно он задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.
Введение…………………………………………………………………….....3
1. Интеллектуальный капитал……………………………………...................4
1.1 Сущность интеллектуального капитала…………………………...…....4
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала………………..15
2. Измерения интеллектуального капитала………………………………...18
2.1 Методы измерения интеллектуального капитала………….....................18
2.2 Комплексная оценка интеллектуального капитала компании…………………………………………………………………........20
3. Инвестирование как повышение интеллектуального капитала организации……………………………………………………………….…..24
Заключение…………………………………………………..…………......…28
Список используемой литературы…………………………………………..29
2.2 Комплексная оценка интеллектуального капитала компании.
Интеллектуальный капитал компании, во-первых, имеет несколько составных элементов и, во-вторых, на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому интегральная оценка интеллектуального капитала компании должна отражать многогранную деятельность компании в целом. Важно отметить, что для компаний различной специализации типовым может быть только подход к оценке ее интеллектуального капитала, набор же показателей строго индивидуален. Поэтому Т. Стюарт предлагает всего три прагматичных принципа, руководствуясь которыми можно сделать правильный выбор инструментария оценки:
1. Не переусложнять задачу. Для более-менее качественной и объективной оценки интеллектуального капитала компании требуется, как правило, не более трех измеряемых параметров каждого его вида — человеческого, структурного, потребительского — плюс один интегральный показатель, характеризующий эту сторону потенциала компании в целом.
2.
Измерять нужно только то, что
имеет важное стратегическое
значение для деятельности
3.
Измерять нужно только те виды
деятельности, которые создают
Для большей наглядности можно провести классификацию интеллектуального капитала компании применительно к специфике ее специализации:
-
высокий уровень
- средний уровень;
- уровень ниже среднего;
- неинтеллектуальная компания.
Пусть Ki (i = 1, ..., m) — система показателей, характеризующих интеллектуальный капитал компании; ki — барьерное нормализованное значение показателя, соответствующего среднему уровню интеллектуальности компании.
Изменение значений xi индикатора интеллектуальности Ki происходит в диапазоне 0 ≤ xi ≤ 1 и эти значения определяются соотношениями:
Рисунок 1.
Ki (i = 1, ..., m) - система показателей.
Здесь уровень интеллектуальности компании по каждой составляющей его интеллектуального капитала (человеческого, структурного, потребительского) обозначен следующим образом: b — высокий уровень, s — средний, ns — ниже среднего, 0 — отсутствует.
Существуют различные методы (корреляционных связей, весовых коэффициентов и др.) и подходы к интегральной оценке какой-либо сферы деятельности компании по совокупности действия разнородных факторов на эту сферу.
Графическая интерпретация результатов анализа экономических обоснований, оценок, расчетов на практике способствует лучшему восприятию и ускорению получения не только количественных, но и качественных значений показателей, что играет важную роль в визуальной, оперативной, комплексной оценке согласованности разнородных факторов, определяющих состояние и тенденции развития компании. График содержит массу информации, но главное его достоинство в том, что она дает достаточно полную картину. График не только характеризует текущее состояние компании, но и направленность стратегии ее развития. Имея аналогичные данные по конкурирующим или смежным компаниям, появляется возможность сравнивать себя с другими компаниями и оценивать свои относительные достоинства и недостатки, сравнивать и сопрягать свои возможности и возможности смежников. Или сравнивать состояние компании в динамике разных лет и достоверно анализировать прогрессирует или деградирует предприятие, выявлять и парировать опасные отклонения от нормального состояния.
В качестве примера оценки интеллектуального уровня рассмотрим компанию, деятельность которой характеризуется следующей системой показателей (таблица 1).
Показатели k2, k3, k4 и k5 являются мерами человеческого капитала; показатели k6, k7 и k8 — мерами структурного капитала; показатели k9, k10 и k11 — мерами потребительского капитала.
Для интегральной оценки интеллектуального капитала значения отдельных показателей пронормированы: значения показателей, соответствующие высокому уровню интеллектуальности компании приняты за единицу, средние же значения индикаторов интеллектуальности и значения показателей фактического состояния дел исчисляются долями относительно этой единицы.
Система показателей для оценки интеллектуального капитала компании.
Таблица1.
Тогда, например, норматив стабильности интеллектуальных кадров высокоэффективной компании (с учетом естественной миграции, убыли, личных обстоятельств и т.п.) равен, например, 94%, что соответствует высшей оценке интеллектуальности компании, то есть «1» по шкале от 0 до 1. Среднему уровню интеллектуального капитала компании соответствует значение стабильности кадров по этой шкале — 0,85 (стабильность кадров компании составляет 94% х 0,85 = 79,9%), ниже среднего — 0,7 (65,8%), а фактическая стабильность кадров соответствует значению по принятой шкале — 0,95 (89,3%).
Каждая конкретная компания в силу специфики своей деятельности и индивидуальности организационного кадрового построения может самостоятельно определить свою систему показателей для расчета интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.
В собственных интересах компании, в целях
ее устойчивого развития, а иногда и в
целях выживания необходимо уметь давать
самооценку собственному потенциалу и,
в первую очередь, интеллектуальному потенциалу,
соизмерять его возможности с потребностями
рынка.
3. Инвестирование
как повышение
Современная фирма - это производитель не столько товаров, сколько знаний. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом.
Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала.
Рисунок 2. Структура интеллектуального капитала.
Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.
Инвестирование - это важная предпосылка производства интеллектуального продукта, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Для формирования и развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Содержание этого процесса - это не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, домохозяйства и всего общества. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя.
По К. Макконнеллу и С. Брю: "Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем" [7, с. 171].
Инвестиции в интеллектуальный капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:
1. Отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его носителя. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.
2. Интеллектуальный капитал подвержен не только физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ интеллектуального капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизических функций, а во-вторых, степенью морального износа (устаревания) знаний. Накопление интеллектуального капитала осуществляется в процессе накопления работником производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуального капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.
3. По мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается.
4.
Не всякие инвестиции в
5.
Характер и виды вложений в
человека обусловлены
6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения одного человека, так и точки фения всего общества.
При этом, как всякая стоимость, основа стоимости интеллектуального капитала определяется необходимостью воспроизводства интеллектуальной собственности, с одной стороны, а с другой - необходимостью получить соответствующую отдачу от использования ее в воспроизводственном процессе.
Здесь налицо совпадение интересов наемного работника и предпринимателя, ибо и тот, и другой заинтересованы в максимально выгодном использовании интеллектуального капитала: для одного это проявляется в виде дохода, а для другого - в виде прибыли.
Но здесь же рождаются и противоречия,
в основе которых распределение строго
ограниченного дохода. Как, в какой доле?
Это одно из серьезных противоречий современного
НТП. Его успех во многом зависит от характера
использования указанного противоречия,
его эффективности. В России есть данный
потенциал. Именно он, а не только невосполнимые
природные ресурсы должны стать основой
грядущих экономических решений.
Заключение.
Подводя итоги по данной курсовой работе можно сказать, что в условии жесткой конкуренции организация должна иметь достойный интеллектуальный капитал.
Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом, но в стране в целом величина интеллектуального капитала также существенно ниже той, которая могла бы быть в случае более успешного экономического развития.
Главной целью управления интеллектуальным капиталом является обеспечение неразрывности кругооборота его превращений. Интеллектуальный капитал как объект управления должен рассматриваться в тесном функциональном взаимодействии с промышленным капиталом, так как в процессе превращений интеллектуальный капитал овеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход интеллектуальный капитал в денежную форму.
Разработанная концептуальная модель
интеллектуального капитала как объекта
управления и как правило управления интеллектуальным
капиталом позволяют решать практические
задачи по обеспечению неразрывности
кругооборота интеллектуального капитала
организации, рост ее интеллектуального
потенциала и конкурентоспособности.
Человеческий капитал, задает темп и характер
производства, становясь главным конкурентным
преимуществом на рынке.
Список используемой литературы.