Интеллектуальная деятельность менеджера при разработке управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

В повседневной практической деятельности по управлению объектами приходится принимать множество как относительно простых, так и сложных решений. Способность "выдавать" идеи, творчески мыслить, концентрировать внимание на проблемах, быть уверенным в себе, согласовывать решение с коллегами, вышестоящим руководством и добиваться их успешного претворения в жизнь - это качества, которые способствуют преуспеванию менеджера. Такой менеджер отличается определенными внутренними и внешними признаками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………5
1. Разработка управленческих решений как процесс мышления…………..5
2. Когнитивные стили и интеллектуальные способности………………......6
3. Психические состояния и разработка решений…………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……14
1. Выявление управляемых факторов и определение альтернатив………..14
2. Сравнение альтернатив и выбор решения………………………………..18
3. Анализ альтернатив при разработке групповых решений…...…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Контролка.docx

— 78.30 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет управления

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Управленческое  решение»

Тема: Интеллектуальная деятельность менеджера при разработке управленческих решений

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент гр.

 

Работу проверил:

Жигарь О. В.

 

 

 

Челябинск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………5

  1. 1.  Разработка управленческих решений как процесс мышления…………..5
  2. 2.  Когнитивные стили и интеллектуальные способности………………......6
  3. 3.  Психические состояния и разработка решений…………………………10

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……14

  1. 1. Выявление управляемых факторов и определение альтернатив………..14
  2. 2. Сравнение альтернатив и выбор решения………………………………..18
  3. 3. Анализ альтернатив при разработке групповых решений…...…………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Каждый человек в течение  жизни принимает множество решений, однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную

роль, чем в частной  жизни индивида. Решения, разрабатываемые  и принимаемые в организации, влияют на жизнь многих людей и  отличаются значительной сложностью. Здравого смысла и опыта руководителей  недостаточно для принятия рациональных решений. Необходимо наличие специальных  знаний.

Эффективность деятельности менеджеров, государственных и муниципальных  служащих зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения  каждым специалистом этих профилей теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует  многочисленными погрешностями  на всех уровнях управления. Причиной такого положения является многообразие жизненных ситуаций. Определяющее место  в составе причин неэффективных  решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации  выполнения.

Разработка эффективных  решений – основополагающая предпосылка  обеспечения конкурентоспособности  любого предприятия на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально  – психологических отношений  на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Если при разработке управленческого  решения менеджер и его команда  не спрогнозировали достаточно точно  стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности  будущего товара, изменения компонентов  внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой  банкротства. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента 1:10:100:1000, где 1- экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; 10 - потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; 100 – потери на стадии производства объекта; 1000 – потери в сфере потребления данных объектов. Качество и эффективность управленческих решений являются основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.

Управленческое решение  в повседневной практике является продуктом  управленческого труда, мыслительной деятельности человека.

В повседневной практической деятельности по управлению объектами  приходится принимать множество  как относительно простых, так и  сложных решений. Способность "выдавать" идеи, творчески мыслить, концентрировать  внимание на проблемах, быть уверенным  в себе, согласовывать решение  с коллегами, вышестоящим руководством и добиваться их успешного претворения  в жизнь - это качества, которые  способствуют преуспеванию менеджера. Такой менеджер отличается определенными  внутренними и внешними признаками.  

 

 

     

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

 

 

  1. 1.  Разработка управленческих решений  как процесс мышления.

 

 

 

Каждое решение принимается в  процессе мышления.

С позиций  менеджмента процесс мышления включает следующие этапы:

  1. идея.   
    В начале решения какой- либо проблемы лежит идея, отвечающая на вопрос – что делать? И представляет собой либо что-то совершенно новое, либо новое знание, но основанное на имеющейся базе (второе бывает чаще);
  2. мысль.   
    Далее идея трансформируется в мысль, которая отвечает на вопрос – как делать? И представляет собой, является направлением реализации идеи;
  3. убеждение.   
    Под влиянием внешней среды и внутренних факторов человека, мысль превращается в убеждение, подтверждающее правильность хода решения проблемы;
  4. действие.   
    Убеждение под влиянием концепции внимания и чувств руководителя реализуется в конкретных его действиях;
  5. успех.   
    При согласии с внешней средой, которое возможно при принятии качественного управленческого решения (УР), действие ведет к успеху;
  6. мастерство (искусство).

Повторение успехов при  решении проблем формирует мастерство (искусство) принятия решения, то есть высокую степень умения принимать  качественные решения.

Особенности мышления руководителя:

а) по степени практического  применения выработка УР относится  к практической сфере мышления, которая  по ряду характеристик сложнее теоретической (например, это проявляется в способности  преобразовывать сложную информацию в простые и доступные для каждого планы и решения;

б) по типу осмысления информации практическое решение имеет политический, экономический, технический, человековедческий  и другие аспекты;

в) по отличительным свойствам  управленческое мышление отличается особыми  глубиной, широтой, гибкостью и быстротой  мысли. Глубина мышления – умение видеть наиболее скрытые причинно-следственные связи. Широта мышления – умение воспринимать окружающую действительность во всем ее многообразии. Гибкость мышления –  умение, исходя из сложившейся ситуации, отступать от стереотипных, хоть и  оправдавших себя решений, в пользу оригинальных. Быстрота мышления –  «скорость мысли» от анализа проблемы к формулировке ее решения.  

 

  1. 2. Когнитивные стили и интеллектуальные способности.

 

 

 

Особое место среди  свойств личности занимают когнитивные стили, которые понимаются как индивидуальные различия интеллектуальной деятельности людей. В отличие от обычных интеллектуальных способностей, которые определяют скорость и точность решения мыслительных задач, когнитивные стили влияют на то, каким способом человек решает эти задачи. Другими словами, интеллектуальные способности «отвечают» за эффективность процессов переработки информации, а когнитивные стили – за управление этими процессами, т.е. выбор тех или иных способов переработки информации при решении задач. Когнитивные стили, также как и способности, заданы генетически, но в отличие от них с течением времени они не развиваются, а лишь усиливаются и усугубляются.

В связи с этим можно дать еще  одно определение: когнитивный стиль  – это способ внутренней организации познавательной деятельности. Несмотря на существенные различия, это понятие не противопоставляется интеллектуальным способностям. Более того, исследования показывают, что когнитивные стили выступают в роли интеллектуальных способностей особого рода, которые понимаются не как готовность быстро и правильно находить решение задачи, а как механизм, позволяющий руководителям контролировать процессы переработки информации и организовывать свою деятельность. Когнитивные стили определяются по различным параметрам как некоторый диапазон между двумя крайними «полюсами». Рассмотрим некоторые из них, которые оказывают наиболее сильное влияние на процессы принятия управленческих решений [6, с. 351].

Полезависимость - поленезависимость. Эти понятия характеризуют индивидуальные особенности восприятия. В данном случае поле – это некоторая реальная ситуация, в которой находится руководитель. В связи с этим всех руководителей условно можно разделить на полезависимых и поленезависимых. Полезависимые в большей степени зависят от контекста (т.е. текущей ситуации); в процессе принятия решений ориентируются не на собственные знания и опыт, а на внешние признаки ситуации, даже если они противоречат их опыту (например, мнение других людей); игнорируют менее заметные, скрытые черты анализируемых объектов; воспринимают ситуацию как целое, не разделяя ее на составляющие части. Поленезависимые обладают прямо противоположными характеристиками, т.е. они слабо зависят от контекста; при принятии решений в большей степени ориентируются на собственные знания и опыт; выделяют в ситуации наиболее существенные и часто менее заметные черты; используют более рациональные стратегии запоминания информации; обладают высокой избирательностью внимания.

Рефлективность - импульсивность. Этот параметр классификации был выделен именно при анализе способов принятия решений человеком. Он показывает индивидуальные особенности принятия решений в условиях неопределенности. Когнитивные стили по этому признаку различаются между собой по скорости и точности принятия решений. В связи с этим всех руководителей можно разделить на два типа – импульсивные и рефлективные. Импульсивные легко выдвигают гипотезы и быстро принимают решения без их достаточного обоснования; характеризуются более высокой тревожностью в связи с собственной некомпетентностью; имеют более высокую склонность к риску. Рефлективные тщательно обдумывают варианты решений, медленно выдвигают новые гипотезы, принимают более осторожные решения, имеют более высокий уровень притязаний, сильно беспокоятся о своем интеллектуальном превосходстве и, как следствие, испытывают тревожность в отношении своих интеллектуальных результатов.

Аналитичность – синтетичность. Этот параметр характеризует стиль мышления индивида. В соответствии с ним всех руководителей можно разделить на аналитиков и синтетиков. Аналитики более детально анализируют ситуацию; при классификации объектов разделяют их на большое количество групп; дают более точные оценки; при принятии решений используют более строгие критерии, т.е. предъявляют более жесткие и конкретные требования к альтернативам. Синтетики менее детально воспринимают и анализируют любую ситуацию; при классификации объектов разделяют их на небольшое число групп, используя при этом обобщенные признаки; дают грубые и приближенные оценки; при сравнении объектов ориентируются в большей степени на их сходство и общие черты, чем на их различия и специфику; имеют более высокую продуктивность мышления; выдвигают большее число вариантов решения проблемы.

Толерантность к нереальному опыту. Этот параметр характеризует способность руководителей воспринимать новую, «необычную» информацию, которая не согласуется с их знаниями и опытом. По этому признаку выделяют толерантных и нетолерантных. Толерантные быстро принимают новый опыт; более объективно оценивают свои впечатления о тех или иных объектах; более терпимы и склонны к новизне; не любят жестких правил; в процессе принятия решений слабо зависят от мнения других людей. Нетолерантные игнорируют новый опыт, сопротивляются ему, защищаются от новой информации, которая противоречит их знаниям, не склонны к новизне; формулируют свои впечатления в терминах «обычного», «ожидаемого»; интерпретируют новые данные и факты в русле своего прошлого опыта; придерживаются жесткой системы понятий и правил поведения; в процессе принятия решений ориентируются на социально признанные нормы и критерии; сильно зависят от мнения других людей.

Информация о работе Интеллектуальная деятельность менеджера при разработке управленческих решений