Интегрированный системы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:15, реферат

Описание работы

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards). К таковым относятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента , стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability ) 8000 на системы социального и этического менеджмента .

Работа содержит 1 файл

Интегрированные системы менеджмента.docx

— 391.23 Кб (Скачать)

    - устанавливаются параметры мониторинга  процессов, связанные с выбранными  международными стандартами; 

    - определяются методы и средства  для мониторинга, измерений и  анализа процессов; 

    - формируются критерии оценки  результативности и эффективности  процессов и ИСМ в целом. 

    По  сути дела, речь идет о реализации процессного  подхода в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000.

     
Рисунок 4. Система организации работ  по созданию ИСМ

    Документирование  ИСМ 

    Целью документирования является создание нормативно-организационной  основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ  должно обеспечить решение таких  задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем по требованиям MSS, предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации.

    Детальное представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. На схеме 3 показана структура документации ИСМ, предложенная специалистами «Конфлакса».

    Не  останавливаясь на рассмотрении самих  документов ИСМ (см. схему 3),отметим, что  объем документации, и степень  ее детализации могут варьироваться  в зависимости от масштаба организации, вида ее деятельности, сложности и  характера процессов и компетентности персонала. Известно, что наибольший массив документов систем менеджмента  составляют процедуры, инструкции и  методики. При разработке именно этих документов целесообразно документировать  лишь то, что минимизирует риск неправильных действий. Иными словами, следует руководствоваться правилом разумной достаточности, философски выраженном в знаменитом принципе Оккама: «Не умножай сущности сверх необходимого», т.е. не стремись к сложному, когда можно обойтись простым. Ведь чем больше объем документации, тем сложнее ею управлять и тем больше опасность бюрократизации системы.

    

    Рисунок 5. Структура документации ИСМ 

    Внедрение ИСМ 

 

    Как свидетельствует практика, внедрение  системы менеджмента , независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование . На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенную роль начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ. Для решения этой задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации ИСО 19011 [16], распространяющиеся на аудит систем менеджмента и экологии, ко всем видам деятельности организации, охватываемой интегрированной системой.

    Подготовка  к сертификации ИСМ 

 

    Сертификацию  разработанной и внедренной в  организации ИСМ следует рассматривать  как логическое завершение работ  по ее созданию. Объективное подтверждение соответствия ИСМ требованиям международных стандартов на системы менеджмента может стать одним из условий успешного продвижения организации на международных рынках, повысить предсказуемость бизнес -процессов организации и доверие к ней со стороны инвесторов, кредитных и страховых компаний вследствие отнесения организации к категории наименьшего риска. Нельзя не учитывать и того, что успешная сертификация , как правило, вызывает эмоциональный подъем в коллективе от качественно выполненной сложной работы.

    В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.

    Сертифицировать ИСМ может один или несколько  органов путем последовательной сертификации входящих в нее систем менеджмента . Однако наиболее предпочтителен для организации вариант сертификации ИСМ в целом одним органом. В настоящее время подобные сертификационные услуги в России предлагает ряд международных организаций.

    Итак, в заключение несколько общих  соображений, касающихся данной проблемы.

    Создание  ИСМ — сложный инновационный  проект, направленный на повышение  эффективности общего менеджмента  организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом. При создании ИСМ  главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и прежде всего — руководителям высшего  звена. При разработке ИСМ следует  избегать механического объединения  требований международных стандартов на менеджмент (без учета концепций  и принципов, на которых базируются эти стандарты, и специфики сложившегося в организации менеджмента ), что может привести к их формальному, поверхностному внедрению. Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.

 

     Список использованной литературы

    1 ИСО 9001: 2000. Системы менеджмента качества. Требования.  

    2 ИСО 14001: 1996. Системы экологического менеджмента . Требования и руководство по применению.  

    3 OHSAS 18001: 1999. Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда. Требования. SA 8000: 2001. Система социального и этического менеджмента .  

    4 ИСО /ТУ 16949: 2002. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001: 2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.  

    5 : 1998. Требования к системам качества поставщиков автомобильной промышленности.  

    6 AS-9100: 2001 (пересмотр А). Требования к системам качества поставщиков аэрокосмической промышленности.  

    7 TL-9000: 2001. Требования к системам качества в телекоммуникационном секторе.  

    8 ИСО 15161: 2001. Рекомендации по применению ИСО 9001: 2000 в пищевой промышленности и производстве напитков  

    9 ИСО 13485: 1996. Системы качества. Изделия медицинские. Специальные требования по применению ИСО 9002 (Стандарт пересматривается с целью приведения его в соответствие с ИСО 9001: 2000).

    10 ОСТ 42-510—98. Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP).  

    11 ГОСТ Р 51705.1-2001. Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие положения.  

    12 Материалы Лесного попечительского совета (FSC). - Вып. 2. - М., 1999.  

    13 ГОСТ 24525.0—80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения. (Стандарт отменен.)  

    14 ГОСТ Р 12.0.006-2002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.  

    15 ИСО 19011: 2002. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) экологического менеджмента .  

    16 Михаил Захарович Свиткин — директор программ по качеству и экологии ООО «Конфлакс», член Международной гильдии профессионалов качества  

Информация о работе Интегрированный системы менеджмента