Иновации и конкурентноспособность компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 06:19, реферат

Описание работы

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Работа содержит 1 файл

иновации и конкурентноспособность компании.docx

— 180.50 Кб (Скачать)

тыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими НВ. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования НВ неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его рас­пространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии  имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели  открывают новые технологические  возможности, но их реализация зависит  от выбора имитатора. Вероят­ность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

Оценить относительные  преимущества НВ в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных  нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор  последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность  соответствующей технологии и увеличивает  ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать  ранее сделанные выборы. После  накопления достаточного опыта, когда  уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения  инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс  имеет циклический характер.

Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся  между собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и  технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях.

Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, т.е. повышается технологический  уровень инновационной системы  и ее составных элементов, тем  самым повышается восприимчивость  к инновациям.

В общем виде ИП можно  записать так:

Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла  ФИ — ~ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность  каждой из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т.д.

Начальной стадией  инновационного процесса является фундаментальное  исследование (теоретическое), связанное  с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент  цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и ПП) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа — это исследовательская  деятельность, направленная на получение  и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает  от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Если говорить о  конечном результате ФИ, то необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку  новых, оригинальных, доказательных  сведений и информации только в области  теории вопроса.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с  решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент  инновационного процесса. Вместе с  тем необходимость теоретических  исследований может быть обусловлена  потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме рис. 1.1.

 

Только некоторые  фундаментальные исследования воплощаются  в ПИ — Р — Пр и т.д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ — познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление  в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы  и т.д

В результате разработок создаются конструкции новых  машин и оборудования и процесс  плавно переходит в фазы: проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом,

инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов  и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как  и для любой другой области  менеджмента, для него характерно следующее:

постановка цели и выбор стратегии;

четыре стадии цикла: планирование, определение условий  и организация, исполнение, руководство. 

Схематично инновационный  менеджмент представлен на рис. 1.2.

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

1.  Планирование  — составление плана реализации  стратегии.

2.  Определение  условий и организация — определение  потребности в ресурсах для  реализации различных фаз инновационного  цикла, постановка задач перед  сотрудниками, организация работы.

3.  Исполнение  — осуществление исследований  и разработок, реализация плана.

4.  Руководство  — контроль и анализ, корректировка  действий, накопление опыта. Оценка  эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений,  применения новшеств.

Классификация инноваций 
 

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. 

Новизна инноваций  оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. 

В промышленности различаются  два типа технологических инноваций  — продуктовые и процессные. 

Продуктовые инновации  охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных  продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, чьи технологические  характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые  либо существенно отличаются от аналогичных  ранее производимых продуктов. Такие  инновации могут быть основаны на принци­пиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат мик­ропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее. 
 

Технологически усовершенствованный  продукт (в терминологии «Руководства Осло» — инкрементальная продуктовая  инновация) — это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных  компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических  подсистем (для комплексной продукции). 

Процессные инновации  включают разработку и внедрение  технологически новых или значительно  усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового про­изводственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов. 

Не относятся к  технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

эстетические изменениям продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

незначительные технические  или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного  изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

расширение номенклату оы продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия. 

В отраслях сферы  услуг услуга считается технологической  инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в  технологическом отношении. Использование  существенно усовершенствованных  методов производства или передачи услуг также является технологической  инновацией. Последнее охватывает изменения  в оборудовании или организации  производства, связанные с производством  или передачей 

новых или кардинально  усовершенствованных услуг, которые  не могут быть произведены или  переданы с использованием существующих производственных методов, или с  повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг. 

Следующие изменения  не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к  внедрению новых или значительно  улучшенных услуг либо способов их производства (передачи): 

•   организационные  и управленческие изменения, включая

 переход на  передовые методы управления, внедрение  су-

 щественно измененных организационных структур, реали-

 зацию новых или значительно измененных направлений в

 экономической  стратегии предприятия;

внедрение стандартов качества, например ISO 9000. 

Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых  продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых  организационных структур в составе  предприятия (фирмы). 

Информация о работе Иновации и конкурентноспособность компании