Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 08:47, реферат
ИННОВАЦИИ -- это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные. инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.
1. Понятие и содержание инновационного потенциала менеджмента
2. Принципы реализации инновационного потенциала менеджмента
3. Управление организационными изменениями
Управление работой по развитию требует от руководителя индивидуальной готовности разрешать конфликты, проводить диагностику, воспринимать новые ценности, расширять свой кругозор.
Исследователи, занимающиеся проблемами изменений в организации, отмечают, что эффективность внедрения научных разработок в значительной степени зависит от готовности отдельных работников организации и трудового коллектива в целом к восприятию нововведений. При этом, исполнительская деятельность подчиненных становится воплощением развертываемого руководителем решения. К числу основных факторов, влияющих на результативность нововведений А. Алексеев и В. Пигалов относят: личные интересы работников; характер и содержание труда; особенности осуществления изменений; отношения между разработчиками проекта, администрацией и работниками (табл.).
Таблица 3
Факторы, обусловливающие результативность нововведений
Факторы, способствующие нововведению | Факторы, препятствующие нововведению |
1. Личные интересы работников | |
Увеличение заработной платы в результате нововведения | Уменьшение заработной платы в результате нововведения |
Расширение прав | Сокращение прав |
Сокращение обязанностей | Расширение обязанностей |
Улучшение положения и позиций (в организации и вне ее) | Ухудшение положения и позиций (в организации и вне ее) |
Улучшение шансов на будущее (в организации и вне ее) | Ухудшение шансов на будущее (в организации и вне ее) |
Улучшение возможностей для самоутверждения | Ухудшение возможностей для самоутверждения |
Полное использование знаний и способностей | Неполное использование знаний и способностей |
Хорошая информированность (в организации и вне ее) | Плохая информированность (в организации и вне ее) |
Повышение престижа (в организации и вне ее) | Снижение престижа (в организации и вне ее) |
Расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния для работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) | Сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния для работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) |
2. Отношения с другими работниками | |
Улучшение отношений с руководством в результате нововведения | Ухудшение отношений с руководством в результате нововведения |
Улучшение отношений с сотрудниками | Ухудшение отношений с сотрудниками |
Соответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам, ценностям | Несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам, ценностям |
3. Характер и содержание труда | |
Более интересная работа в результате нововведения | Менее интересная работа в результате нововведения |
Более удобный режим работы в результате нововведения | Менее удобный режим работы в результате нововведения |
Менее напряженная и нервная работа | Более напряженная и нервная работа |
Более самостоятельная и ответственная работа | Менее самостоятельная и ответственная работа |
Более безопасная работа | Менее безопасная работа |
Более комфортные психофизические условия работы | Менее комфортные психофизические условия работы |
Лучшие возможности для саморазвития и повышения квалификации | Худшие возможности для саморазвития и повышения квалификации |
4. Процесс изменений | |
Необходимость, цели и процесс реализации нововведений четко сформулированы и обоснованы | Необходимость, цели и процесс реализации нововведений нечетко сформулированы и обоснованы |
Работники объекта нововведения включены в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения | Работники объекта нововведения не включены в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения |
5. Отношения между разработчиками проекта, администрацией и работниками | |
Хорошие отношения между работниками объекта и разработчиками проекта | Плохие отношения между работниками объекта и разработчиками проекта |
Хорошие отношения между работниками и администрацией объекта нововведения | Плохие отношения между работниками и администрацией объекта нововведения |
Высокий формальный статус и неформальный авторитет разработчиков проекта | Низкий формальный статус и неформальный авторитет разработчиков проекта |
Высокий авторитет руководителя | Низкий авторитет руководителя |
Отрицательное отношение работников к нововведению приобретает форму психологического барьера. Психологический барьер как форма проявления отдельных компонентов или всего социально-психологического климата в условиях инновационных изменений представляет собой совокупность действий, суждений, понятий, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно или непреднамеренно выражаются социально-психологические состояния этих работников, вызванные нововведениями. В качестве параметров психологического барьера можно рассматривать:
А. Алексеев и В. Пипалов выделяют следующие формы и причины отрицательных отношений к нововведению (табл.).
Таблица
Формы и причины отрицательного отношения к нововведению
Форма проявления отношения | Причины | Сосотояние человека (группы) | Предполагаемая мотивировка |
1. Игнорирование | Причины и последствия нововведения неизвестны | Неинформиро-ванность | «Трудно что-либо узнать» |
2. Откладывание решения | Данные о нововведении нелогичны | Сомнение | «Хочется подождать и посмотреть, как у других получается, прежде чем сам попробую» |
3. Ситуационное противодействие | Отрицательное воздействие нововведения имеет для человека большее значение, чем его положительное влияние | Сравнение, защита, разочарование | «Старое не хуже» «Инструкции не позволяют» «Это слишком дорого (сложно)» «Это не решает проблему» |
4. Пессимизм в отношении своих возможностей | У человека низкая самооценка | Тревожность, озабоченность | «Не знаю, как с этим справиться» «Я не имею для этого времени (возможностей)» |
5. Ссылки на неудачи в прошлом | Наличие отрицательного опыта | Убежденность | «Я пробовал и убедился, что это не принесет пользы» |
Таким образом, исследователи и руководитель организации должны ясно осознавать, что любое нововведение затрагивает интересы, ценностные ориентации и установки людей, а также тех коллективов, в которых они трудятся. Поэтому на этапе создания готовности к изменениям важная роль должна отводиться информационной кампании.
Основными задачами информационной кампании в поддержку осуществляемым преобразованиям является предоставление всем работникам организации информации обо всех этапах процесса нововведения и проводимых мероприятиях, а также о правах, возможностях и перспективах работников.
Информационная кампания должна проводиться с учетом следующих принципов:
При организации информационной кампании следует использовать следующие способы распространения информации: проведение информационно-консультационных встреч с заинтересованными работниками; распространение информационно-просветительских материалов и брошюр о сущности и характере новаций; создание информационных стендов; организация передвижных пунктов для работы в отдаленных населенных пунктах; проведение собраний трудового коллектива организации и подразделений; проведение индивидуальных бесед с работниками организации.
В случае, если работники организации готовы к реализации нововведения, согласны с необходимостью осуществления преобразовании высказали свое мнение о принятом решении, приступают к этому переходу.
К.А. Радугин выделяет три основных типа изменений, которые могут иметь место в организации: структурный; технологический; социальный.
Структурные изменения включают в себя изменения общего рисунка производственного процесса, уровней централизации, системы взаимоотношений, распределения власти внутри организации. Структурные изменения могут также означать преобразования в системе распределения обязанностей, изменения структуры управления, календарного графика производства и т.п.
Технологические изменения характеризуют преобразования в таких факторах, как инструменты, оборудование, системы машин, технологические процессы, деятельность, материалы и здания, с помощью которых создаются товары и услуги. Технологические нововведения также имеют место, когда изменяются процессы производства.
Социальные изменения затрагивают особенности поведения, привычек, навыков, отношений всех людей, занятых в процессе производства. Они направлены на улучшение работы коллектива.
На этапе перехода должны быть получены и реализованы на практике в соответствии с научно-исследовательским проектом ответы на следующие вопросы: какие процессы будут подвержены преобразованиям; в какие сроки; кто является ответственным за каждую фазу.
На данном этапе внедрение рекомендуется осуществлять специально созданной для этой цели комиссией. Причина, по которой руководитель организации должен привлечь к совместной работе еще несколько специалистов заключается в том, что когда научно-исследовательский проект внедряется на практике, это обычно означает изменения в организации. Как только организация начинает работать по-новому, как правило, выплывают разного рода проблемы, которые не были учтены в проекте и в процессе обсуждения процесса внедрения. Люди, принимающие непосредственное участие в работе организации, имеют больше шансов не допустить промахов и решить возникающие проблемы, чем люди совершенно посторонние.
Все решения в процессе внедрения должны быть застрахованы от «неполадок», особенно это касается предприятий с современными технологиями. Регулирование и наладка должны стать неотъемлемой частью этапа закрепления изменений в организации.
В течение многих лет специалисты по инновационному менеджменту проанализировали все программы внедрения изменений, которые потерпели неудачу и обосновали необходимые условия успешного осуществления программ изменений.