Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:04, контрольная работа
Инновации - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие "нововведение", выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов.
Профилактика "угасания" либо "перерождения" инновационного поведения в обществах с авторитарными системами управления возможна при: целенаправленном изменении вектора государственной политики в социальной, экономической, культурной и других областях жизни общества с "управляющего" на "направляющий", стимулирующий развитие социальных субъектов в заданных управленческой системой направлениях; обязательной стабилизации правового поля, необходимой для адаптации социальных субъектов к предлагаемым моделям легального взаимодействия в различных сферах их жизнедеятельности; полной предсказуемости действий управленческих структур, основанной на предварительной локальной апробации вновь вводимых нормативных документов с непременной разработкой совершенных механизмов их реализации.
Инновационноая культура - исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, инновационная культура играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов.
Регулятивные потенции инновационной культуры по отношению к последнему определяются полнотой и качеством выполнения ее функций - трансляционной, селекционной, инновационной:
Опыт становления
мировых цивилизаций
Инновации социальные - явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления - государства, церкви и т. д. В первом случае формализация социальных инноваций в виде регламентирующих нововведения документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру. Во втором - формальные процедуры, как правило, предшествуют началу реальных инновационных процессов. Естественные, "вызревшие" социальные инновации, выступая закономерным следствием функционирования механизма общественной координации, обеспечивают развитие социальной структуры и взаимную адаптацию ее компонентов. Обоснованность "субъектно-инициативных" социальных инноваций определяется степенью их соответствия действию объективных социально-экономических законов. Органичное сочетание обоих типов выступает необходимой предпосылкой общественного прогресса и является ключевой задачей социального управления.
При анализе социальных инноваций следует различать их причины и содержательные источники, которые относительно закономерностей развития конкретного общества могут быть как внешними, так и внутренними. По этому основанию социальные инновации классифицируются как:
Представленная типология носит, в известной мере, идеальный характер и служит инструментом анализа реальных инновационных процессов в обществе, позволяющим выделять наиболее существенные черты этих процессов.
Социальные инновации в ходе своей институционализации обычно проходят три стадии - селекцию, адаптацию и интеграцию.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом вли-
яния новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято в
начале XX в. австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им «новатор».
Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято
английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимателя связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров. Такое производство он называл «сферой прогрессирующей промышленности». Иными словами, такой предприниматель Гобсона это, по существу, «новатор» Шумпетера, фигура, которой Гобсон приписывал важные социальные функции. Концепция Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером. Нововведение у Друкера – это осо-
бый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Таким образом, если Шумпетер теоретически обосновывал важность нововведений для фирменного соперничества, то есть для рыночной конкуренции на основе достижений в области науки и техники, то Друкер прямо указывает на важность нововведений для развития бизнеса.
В основе инноваций у Друкера лежат новые знания, – это „супер-
звезды“ предпринимательства. Эти нововведения становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Нововведения должны быть нацелены на рынок и руководствоваться соображениями рыночной конъюнктуры. Есть только один способ уцелеть во время конъюнктурных потрясений – это прибегнуть к предпринимательскому управлению (внедрение систематизированной организационной структуры, долгосрочное планирование, применение управленческой информации и контроля). Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех сторон. В сжатой форме это накопленные знания в области управления инновационным процессом. Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций в реальных экономических условиях для реализации конкретного инновационного проекта представляют, по существу, инновационную стратегию на уровне фирмы, реализующей инновационный проект.
В экономической литературе существуют определенные различия в подходах к опре-
делению инновации. Нововведение, как правило, определяется как «процесс», однако содержание этого процесса, его составные элементы и фазы – все это остается предметом расхождений. Согласно теории Шумпетера, экономические изменения вызываются «нововведениями». Совершенно очевидно, что нововведение не тождественно изобретению. Последнее является технологическим фактором, тогда как нововведение представляет собой экономическое и социальное явление. Нововведение, утверждал Шумпетер, есть категория предпринимательской деятельности в том смысле, что существующие производительные силы используются для решения новых задач. С технической точки зрения рационализация приводит к возникновению новой «производственной функции», всегда связанной с появлением передовых предприятий. Новая технология, как он считал, не может иметь места в рамках старых предприятий. Так называемые «старые» фирмы в состоянии выжить после суровых экономических потрясений лишь благодаря тому, что они коренным образом преобразуются под влиянием внедрения нововведений, отрешившись от консерватизма.
Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скач-
ками и рывками. Как только один передовой предприниматель, допустим, преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие стремятся последовать за ним. Включение новых предпринимателей и фирм в процесс инновационной деятельности сопровождается разрушением ценностей. Ошибки и просчеты приводят фирмы, не способные к восприятию нового, фирмы, которые не могут перестроиться в ответ на требования рынка, – к банкротству. Характерно, что этот процесс Шумпетер назвал «созидательным разрушением», то есть прежняя система хозяйствования должна уступать место новому, более совершенному экономическому механизму. Это является, по его мнению, существенной чертой рыночного хозяйства. В целом, хотя нововведения и могут вызвать серьезные нарушения в «старых» экономических отношениях, в конечном счете они приводят к экономической выгоде для общества.
По Шумпетеру, причина динамических изменений вытекает из нарушений спокойного, рутинного хозяйственного процесса, названного им «круговым потоком». Этот «поток» вызван действиями фирмы-пионера или отдельного предпринимателя, которого Шумпетер называет «новатором». В статической фазе кругового потока, под которым он подразумевает процесс воспроизводства, для нормальной циркуляции существуют все необходимые факторы производства и все возможности потребления. «Новатор», получив кредиты от банковской системы, стремится отвлечь факторы производства от существующих сфер приложения и положить начало динамической фазе.
Во многом соглашаясь с Шумпетером, Друкер считает, что инновация это не тех-
ническое, а экономическое понятие, подразумевая изменения на всех уровнях менедж-
мента: внутрифирменного управления, управления производством и персоналом. Он назы-
вает инновации
«способностью создавать
образом, по его мнению, инновационная деятельность практически сосредоточивается лишь на вопросах управления производством и сбытом, то есть, по существу, ограничена экономическими аспектами, в то же время освоение нововведений имеет определяющее значение научно-технического прогресса для экономического роста. В рыночных отношениях взаимосвязь накопления капитала и технологий является настолько тесной, что отделить один процесс от другого практически невозможно, поскольку применение капитала в овеществленной форме обеспечивает рост товарного производства, питающего, в свою очередь, сферу обращения. Самовозрастание инвестированной стоимости как овеществленного капитала наиболее эффективно лишь тогда, когда