Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:40, реферат

Описание работы

1. Актуальность активизации инновационной деятельности
2. Содержание системы инновационного менеджмента организации
3. Научные подходы к инновационному менеджменту

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Нормирование  — это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.

Норма расхода  — это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов оборотных средств на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства или другие цели.

Нормативы —  это поэлементные составляющие норм, характеризующие:

удельный расход элемента нормирования на единицу массы, площади, объема, производительности, мощности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов;

размеры технологических  отходов и потерь по видам производственных процессов;

размеры отчислений от прибыли — экономические нормативы;

состав и структуру социальных потребностей работающих — социальные нормативы. 

Интеграционный  подход

Интеграционный  подход к менеджменту нацелен  на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и  компонентами системы инновационного менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами управления по горизонтали (см. рис. 4).

Термин “интеграция” означает углубление сотрудничества субъектов  управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между  компонентами системы управления. В  данном случае интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей между ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели их функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла объекта  управления обеспечивается формированием единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т.д. по стадиям стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения у потребителя, эксплуатации, утилизации. Согласованность перечисленных показателей по стадиям жизненного цикла объектов дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность структуры ресурсоемкости.

Интеграция по вертикали достигается на основе объединения юридически самостоятельных мелких фирм для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощных научно-исследовательских баз, новых информационных технологий, сложного оборудования и т.д. Кроме того, на базе унифицированных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и фирмами в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.п. Подобная интеграция позволяет ускорить ввод в действие и контроль выполнения новых нормативно-правовых актов, внедрение последних достижений НТП и т.д.

Интеграция дает фирме дополнительные возможности  повысить качество выпускаемой продукции, улучшить взаимодействие элементов управления в результате расширения сотрудничества по горизонтали независимых организаций, учреждений, фирм, выполняющих различные услуги, по принципу: ты помогаешь мне, я - тебе.

Применение интеграционного  подхода к менеджменту открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ фирмы, в совершенствовании систем менеджмента.

Одним из сложнейших вопросов интеграционного подхода  к инновационному менеджменту является интеграция по стадиям жизненного цикла  товара (рис. 4). 

Условные обозначения:

1 — стратегический  маркетинг;

2 — НИОКР;

3 — организационно-технологическая  подготовка нового производства (ОТПП);

4 — производство;

5 — подготовка  товара к функционированию;

6 — эксплуатация  и ремонт;

7 — утилизация товара. 

Рис. 4. Структура  жизненного цикла товара

Комплексный подход

При применении комплексного подхода должны учитываться  технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются “на потом”, из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента. 

Схема применения к менеджменту комплексного подхода 

показана на рис. 5.

Динамический  подход

При примOнении  динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет). Пример определения периодов ретроспективного анализа и прогноза приведен на рис. 6.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает функции менеджмента  как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных  действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию (рис. 7). В центре круга — координация работ.

Оптимизационный подход

Сущность этого  подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, методов  оптимизации; математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Лучше сегодня  потратить единицу валюты на повышение точности прогнозов, чем завтра терять тысячи из-за некачественного управленческого решения.

Оптимизационный подход реализуется также путем  установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства и др. 

Директивный подход

Сущность этого  подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:

1) систему законодательных  актов страны и региона;

2) систему нормативно-директивных  и методических (обязательных к  применению) документов фирмы и  вышестоящей организации;

3) систему планов, программ, заданий;

4) систему оперативного  руководства (власти), граничащую  с психологическими аспектами.  

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику  в осознании своих собственных  возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять  ее.

Руководители  воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация —  это процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Самым первым приемом  мотивации к труду был метод  кнута и пряника, или метод  вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас.

В основе мотивации  лежат потребности. Разработанная  нами матрица потребностей приведена  в табл.1. 

Ситуационный  подход

Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме,так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного  подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и  т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию —  технические, экономические, политические, организационные, психологические  и др.;

б) виду управленческого  решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;

в) ресурсам и  способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений. 

Покажем схему  применения ситуационного подхода  на примере разработки стратегии  повышения качества товара (цель), которая  была разработана в 1995 г., а реализуется в 1999 г. (рис. 8). 

Анализ рис. 8 показывает, что при разработке стратегии  не было одного-единственного варианта достижения цели “А”. Поэтому на 1996 г. были разработаны альтернативные варианты достижения одной и той  же цели в зависимости от конкретной ситуации на рынке (три варианта). В 1996 г. при реализации стратегии оптимальным оказался второй вариант. В 1997 г. при реализации тактического плана повышения качества товара столкнулись с тремя ситуациями поставки комплектующих. Анализ конкурентоспособности комплектующих основных поставщиков позволил остановиться на третьем варианте. Путь, по которому запланированная цель “А” воплотилась в результат “Ар”, обозначен утолщенной линией (А - А2 - А2 3 - Ар). Обозначения цели и результата не совпадают, т.к. при разработке стратегии всегда закладывается некоторый резерв (5—10%) на преодоление непредвиденных ситуаций.

Итак, мы закончили  рассмотрение сущности 14 научных подходов, которые не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты менеджмента — сложного инструмента выживания на рынке в условиях жесткой конкуренции. В российской экономике, как отметил Международный экономический форум и Мировой банк, система менеджмента является слабым звеном в конкурентной борьбе.

В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам менеджмента описаны только некоторые научные подходы (системный, динамический, количественный, поведенческий, ситуационный) без методик их практического применения. Поэтому возлагаем надежды на более глубокое иссле дование научных подходов к менеджменту и широкое их применение на практике. На наш взгляд, развитие системы менеджмента является одним из основных факторов развития в России рыночных отношений. 

4. Законы и  принципы организации инновационной деятельности

Применительно к социально-экономическим и производственным системам структуру понятия «организация»  следует рассматривать одновременно с двух сторон: 1) в статике как  субстанцию, структуру и содержание системы, суть и форму организации  как юридического лица; 2) в динамике как процесс по переработке входа системы в ее выход, как функцию управления по выполнению миссии и целей системы.

Законы и принципы организации рекомендуется подразделять на следующие: законы организации в  статике (структурах) и законы организации в динамике (процессах); общие принципы организации в статике и динамике; принципы рационализации структур и процессов.

Информация о работе Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности