Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы управления качеством образования связана с общими ориентирами процесса совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровне и находит отражение в ряде документов, регламентирующих и концептуально обосновывающих деятельность образовательных учреждений: "Национальная доктрина образования", Закон Пермской области "Об образовании", "Программа развития системы образования г. Перми", "Концепция управления качеством образования" (г. Пермь) и др.

Работа содержит 1 файл

Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях.docx

— 41.05 Кб (Скачать)
 
Инновационные процессы в дошкольных образовательных  учреждениях 

Управление  качеством образования  в дошкольном образовательном  учреждении 
Елена Владимировна Фадеева
, заведующая МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 411"

Актуальность  проблемы управления качеством образования  связана с общими ориентирами  процесса совершенствования системы  образования на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном  уровне и находит отражение в  ряде документов, регламентирующих и  концептуально обосновывающих деятельность образовательных учреждений: "Национальная доктрина образования", Закон Пермской области "Об образовании", "Программа  развития системы образования г. Перми", "Концепция управления качеством образования" (г. Пермь) и др.

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов  качества: условий, процесса и результата.

Процесс управления качеством образования (что равносильно  управлению по целям или управлению по результатам) рассматривается как "особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем  прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных  с возможной степенью точности результатов  образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах"./3/.

При этом качество образования рассматривается как "определенный уровень освоения учеником содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных  этапах образовательного процесса в  соответствии с индивидуальными  возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения". /1/.

Управление качеством  образования включает следующие  функции: целеполагание, прогнозирование, проектирование, организация, контроль, трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации  деятельности ДОУ.

Особенность управления качеством образования в детском  дошкольном учреждении сейчас состоит  в том, чтобы, не растеряв прошлый  хороший опыт четкого обеспечения  здоровьесберегающего ухода и жизнедеятельности ребенка, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие малыша.

Целью развития нашего дошкольного учреждения в  контексте управления качеством  образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Исходя из современных позиций методологии педагогики, следует отметить, что оптимальное построение педагогического процесса предполагает реализацию культурологического, системно-структурного, комплексного, деятельностного, полисубъектного, средового подходов, определение перспектив в работе с кадрами, в реорганизации системы управления образовательным учреждением, в своевременном и качественном мониторинге результатов деятельности ДОУ, в совершенствовании материально-технической базы, в укреплении связей с семьей, школой, общественностью, в целесообразном сочетании основного и дополнительного образования. /2/

Одним из условий  управления качеством образования  является оптимизация педагогического  процесса, которая осуществляется в  результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация  образовательного пространства.

Внедрение базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" и оптимальное сочетание  ее с региональными программами  и технологиями обеспечивают полноценное  личностное развитие детей.

С 1999 года в детском  саду организована опытно-экспериментальная  работа по теме "Социальное развитие детей дошкольного возраста" (научный рук., к.п.н. Пименова Л.В.) Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Предметно-развивающее  образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное  благополучие, отвечает интересам и  потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексного подхода. Развивающее пространство детского сада включает следующие компоненты:

  • пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа Прикамья. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;
  • пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;
  • пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Оптимизация педагогического  процесса по данным направлениям обеспечила повышение уровня интеллектуального  и личностного развития детей. Расширился спектр общения детей разных возрастных категорий, обогатился их социальный опыт. Совместная практическая деятельность детей и воспитывающих взрослых в разных видах деятельности, взаимодействие базового и дополнительного образования, атмосфера свободы и творчества способствуют обогащенному развитию дошкольников. Наши выпускники успешно учатся в  гимназических классах, специализированных школах района и города.

Работа  с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения; организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса; привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.

Проводимая по этому направлению работа способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности педагогов: 12% воспитателей аттестованы на высшую, 84% - на первую квалификационную категорию; в детском  саду работают 7 педагогов с высшим образованием, 5 человек обучаются  в ПГПУ. Творческий вклад коллектива в реализацию Программы развития ДОУ проявился в создании предметной развивающей среды: педагогами разработано большое количество дидактических игр и пособий; оформлены тематические альбомы, подобраны атрибуты и аксессуары к сюжетно-ролевым, театрализованным, конструктивным играм; разработаны блочно-тематические планы и конспекты занятий по проблемам экспериментальной работы.

Передовой педагогический опыт детского сада был представлен  на совещаниях, конференциях районного, городского, регионального масштаба, статьи педагогов ДОУ опубликованы в сборниках научно-практических конференций, проводимых ГКОН и ПГПУ.

Промежуточной экспертизой (в апреле 2001г.) установлена  технологичность осуществляемой педагогической деятельности и возможность ее трансляции в другие дошкольные учреждения в  связи с адекватностью содержания требованиям Государственного образовательного стандарта, с универсальностью и  вариативностью используемых методов.

Одной из функций  управления качеством образования  является контроль, обеспечивающий совершенно необходимую для управления обратную связь. Контроль качества образования  становится неизбежным, поскольку приобретает  характер мониторинга, то есть постоянного  отслеживания результатов образования  и проверки их соответствия промежуточным  или конечным операционально поставленным целям. Особенностью контроля качества образования является и то обстоятельство, что оценивать в ходе контроля-мониторинга  приходится проект, процесс, текущие (промежуточные), конечные и отдаленные результаты образования. Основой объективной оценки уровня образования являются государственные  образовательные стандарты. Сравнение  реальных результатов со стандартами  в воспитательно-образовательной деятельности - один из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует оценка и координация. В рамках мониторинга в детском саду проводится выявление и оценка педагогической деятельности. Цель педагогической диагностики - это определение соответствия конкретного охарактеризованного качественного образа желаемому результату, которого мы реально можем достичь к четко определенному моменту времени. Развернутая и тщательная диагностика результатов воспитательно-образовательной работы с детьми является одной их форм рефлексивной деятельности педагога, а значит - средством его профессионального и личностного роста. Проводимый анализ позволяет администрации дошкольного учреждения спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказанию своевременной педагогической помощи, обобщению и внедрению передового педагогического опыта.

Реорганизация системы управления дошкольным учреждением осуществляется по следующим направлениям:

  • организация работы методической, психологической, медицинской служб в соответствии с инновационной деятельностью ДОУ, оптимизация деятельности дошкольного учреждения;
  • создание советов, обеспечивающих реализацию задач совершенствования деятельности детского сада в единстве управленческого, хозяйственного, научно-исследовательского аспектов (совет педагогов, совет ДОУ, научно-методический совет);
  • установление связей с научными, культурными и методическими центрами района и города;
  • использование различных форм стимулирования деятельности сотрудников: повышение квалификационных категорий участникам эксперимента, трансляция передового педагогического опыта (участие педагогов в районных и городских конференциях, открытых мероприятиях для педагогов района и области; публикация опыта работы в вузовском сборнике); материальное поощрение (разработаны Положения о доплатах и премировании, о расходовании внебюджетных средств);
  • привлечение и рациональное использование всех форм финансирования: внебюджетных, спонсорских, долевого участия организаций.

Одним из условий  управления качеством образования  является совершенствование материально-технической  базы. За последние два года приобретено  оборудование в физиотерапевтический кабинет, компьютерно-игровой комплекс укомплектован современным оборудованием  и множительной техникой; пополнено  оборудование физкультурного зала, мини-лаборатории (микроскопы, центры игры с водой  и песком), игровое оборудование музыкальных залов и групповых  комнат

В условиях применения новых информационных технологий (НИТ) естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с  помощью компьютера. При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных  тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решения, принимаемые с  учетом таких данных, ведут к улучшению  организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в  конечном итоге служат повышению  качества образования и условий  жизни детей в детском саду.

ДОУ осуществляет сотрудничество с образовательными и культурными учреждениями района и города. Созданы предпосылки  для решения проблемы преемственности  в работе детского сада и школы: три  класса начальной школы МОУ "Средняя  школа № 74" обучаются в детском  саду, проводятся совместные культурные мероприятия, организуется работа кружков и секций для учащихся на базе ДОУ. Связующими звеньями выступает разработка общего содержания и методов образовательного процесса в рамках логики каждого из образовательных учреждений и контексте культурологического подхода, создающего условия для саморазвития каждого ребенка как человека культуры (национальной и общечеловеческой).

Воспитанники  ДОУ активно участвуют в праздниках микрорайона и района, организовано сотрудничество с детским Домом  творчества "Искра", клубом "Электрон", районной "Школой плавания", районным Обществом инвалидов; краеведческим  музеем, филармонией, Славянской библиотекой. В рамках экспериментальной работы осуществляется взаимодействие с экспериментальными педагогическими площадками города и области: ДОУ № 161, № 69 г.Перми, № 11 г.Кунгура, ДОУ д.Бабка Частинского района.

Реализация полисубъектного подхода позволяет осуществить вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является важным условием развития ребенка. Современная модель сотрудничества педагога с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Детский сад решает следующие задачи сотрудничества с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В детском саду широко используются активные формы  работы для педагогического просвещения  родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентации новых программ и  технологий, опросы и анкетирование  с целью изучения общественного  мнения о работе ДОУ, изучение запроса  семей на образовательные услуги и т.д.

Выработанная  нами стратегия, заложенная в Программе  развития, укрепляет уверенность  в нашей работе по совершенствованию  качества образовательного процесса, дает хороший старт нашим воспитанникам  в дальнейшую жизнь.

Литература

  1. Концепция управления качеством образования Департамента образования и науки Пермской области. г.Пермь, 1997 год
  2. Л.В.Пименова. Концепция развития ДОУ. 1999г.
  3. М.М.Поташник. Управление качеством образования. М., 2000г.
 
 
 
 

Инновационные процессы в научном  и образовательном  пространстве

    ·        Проблемы развития инноваций в теории и практике дошкольного образования;

    ·        Дошкольное образование как система нового поколения;

    ·        Научное обеспечение социально-экономических региональных инноваций;

    ·        Социальные проекты как фактор развития инновационных процессов в дошкольном образовании;

    ·        Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в контексте современных требований;

    ·        Результаты опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы в развитии инновационных процессов дошкольного образования РК.  

Управление  инновационными процессами в дошкольном образовании

    ·        Мониторинг и оценка качества дошкольного образования;

    ·        Совершенствование инфраструктуры современного детского сада;

    ·        Развитие финансовой самостоятельности дошкольных учреждений;

    ·        Развитие и укрепление кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений;

    ·        Формирование открытого информационного пространства в деятельности дошкольного образовательного учреждения;

    ·        Потенциал сотрудничества дошкольного учреждения с общественными, и профессиональными организациями

    ·        Управление новыми видами детских садов: детским садом предшкольного образования, раннего развития детей, частным детским садом, семейным центром, и т.д.  

Инновационная составляющая содержания дошкольного образования

    ·        Развитие системы поддержки талантливых детей;

    ·        Педагогическая поддержка равноправных взаимоотношений детей в инклюзивном дошкольном образовании;

    ·        Духовно-нравственное здоровье детей и педагогов;

    ·        Практика применения современных педагогических технологий в развитии, воспитании, обучении детей дошкольного возраста;

    ·        Интеграция семейного и общественного воспитания;

    ·        Педагогическая поддержка семей, имеющих детей раннего (1-3 лет) возраста

Методические  рекомендации по инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
05.11.2009
   Актуальность проблемы управления качеством образования связана с общими ориентирами процесса совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровне и находит отражение в ряде документов, регламентирующих и концептуально обосновывающих деятельность образовательных учреждений: "Национальная доктрина образования", Закон РФ "Об образовании". 
Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий, процесса и результата. 
 
    Процесс управления качеством образования (что равносильно управлению по целям или управлению по результатам) рассматривается как "особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития воспитанника, то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного ребенка, об оптимальных результатах". 
 
    При этом качество образования рассматривается как "определенный уровень освоения учеником содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения".  
 
    Управление качеством образования включает следующие функции: целеполагание, прогнозирование, проектирование, организация, контроль, трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации деятельности ДОУ. 
 
    Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении сейчас состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт четкого обеспечения здоровьесберегающего ухода и жизнедеятельности ребенка, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие малыша.  
 
    Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Исходя из современных позиций методологии педагогики, следует отметить, что оптимальное построение педагогического процесса предполагает реализацию культурологического, системно-структурного, комплексного, деятельностного, полисубъектного, средового подходов, определение перспектив в работе с кадрами, в реорганизации системы управления образовательным учреждением, в своевременном и качественном мониторинге результатов деятельности ДОУ, в совершенствовании материально-технической базы, в укреплении связей с семьей, школой, общественностью, в целесообразном сочетании основного и дополнительного образования.   
 
    Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства. 
 
    Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.  
 
   Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексного подхода. Развивающее пространство детского сада включает следующие компоненты:  
 
пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет.  
 
пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;  
 
пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками. 
 
    Оптимизация педагогического процесса по данным направлениям обеспечивает повышение уровня интеллектуального и личностного развития детей. Расширияется спектр общения детей разных возрастных категорий, обогащается их социальный опыт. Совместная практическая деятельность детей и воспитывающих взрослых в разных видах деятельности, взаимодействие базового и дополнительного образования, атмосфера свободы и творчества способствуют обогащенному развитию дошкольников.  
 
    Работа с кадрами должна быть направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. В связи с этим организуются следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения; организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса; привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики. 
 
    Проводимая по этому направлению работа способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности педагогов. Творческий вклад коллектива в реализацию Программы развития ДОУ проявляется в создании предметной развивающей среды: педагогами разрабатывается большое количество дидактических игр и пособий; оформляются тематические альбомы, подбираются атрибуты и аксессуары к сюжетно-ролевым, театрализованным, конструктивным играм; разрабатыватся блочно-тематические планы и конспекты занятий по проблемам экспериментальной работы.  
 
    Передовой педагогический опыт детского сада представляется на совещаниях, конференциях районного, городского, регионального масштаба, статьи педагогов ДОУ должны публиковаться в сборниках научно-практических конференций, проводимых ИПК и ПРО УР, МО и Н УР. 
 
    Промежуточной экспертизой должна быть установлена технологичность осуществляемой педагогической деятельности и возможность ее трансляции в другие дошкольные учреждения в связи с адекватностью содержания требованиям Государственного образовательного стандарта, с универсальностью и вариативностью используемых методов.  
 
 
    Одной из функций управления качеством образования является контроль, обеспечивающий совершенно необходимую для управления обратную связь. Контроль качества образования становится неизбежным, поскольку приобретает характер мониторинга, то есть постоянного отслеживания результатов образования и проверки их соответствия промежуточным или конечным операционально поставленным целям. Особенностью контроля качества образования является и то обстоятельство, что оценивать в ходе контроля-мониторинга приходится проект, процесс, текущие (промежуточные), конечные и отдаленные результаты образования. Основой объективной оценки уровня образования являются государственные образовательные стандарты. Сравнение реальных результатов со стандартами в воспитательно-образовательной деятельности - один из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует оценка и координация. В рамках мониторинга в детском саду проводится выявление и оценка педагогической деятельности. Цель педагогической диагностики - это определение соответствия конкретного охарактеризованного качественного образа желаемому результату, которого мы реально можем достичь к четко определенному моменту времени. Развернутая и тщательная диагностика результатов воспитательно-образовательной работы с детьми является одной их форм рефлексивной деятельности педагога, а значит - средством его профессионального и личностного роста. Проводимый анализ позволяет администрации дошкольного учреждения спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказанию своевременной педагогической помощи, обобщению и внедрению передового педагогического опыта. 
 
    Одним из условий управления качеством образования является совершенствование материально-технической базы.  
В условиях применения новых информационных технологий (НИТ) естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с помощью компьютера. При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решения, принимаемые с учетом таких данных, ведут к улучшению организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в конечном итоге служат повышению качества образования и условий жизни детей в детском саду.  
 
     В режиме инновации ДОУ осуществляет сотрудничество с образовательными и культурными учреждениями района и города. Создаются предпосылки для решения проблемы преемственности в работе детского сада и школы : проводятся совместные культурные мероприятия, организуется работа кружков и секций для учащихся на базе ДОУ. Связующими звеньями выступает разработка общего содержания и методов образовательного процесса в рамках логики каждого из образовательных учреждений и контексте культурологического подхода, создающего условия для саморазвития каждого ребенка как человека культуры (национальной и общечеловеческой). 
 
    Реализация полисубъектного подхода позволяет осуществить вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является важным условием развития ребенка. Современная модель сотрудничества педагога с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Детский сад решает следующие задачи сотрудничества с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 
 
    В детском саду широко используются активные формы работы для педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентации новых программ и технологий, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ, изучение запроса семей на образовательные услуги и т.д. 
 
    Выработанная стратегия укрепляет уверенность в нашей работе по совершенствованию качества образовательного процесса, дает хороший старт нашим воспитанникам в дальнейшую жизнь.

Информация о работе Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях