Инновационная стратегия развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить инновационную стратегию развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и содержание инновационной стратегии;
рассмотреть основные виды инновационной стратегии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность и содержание инновационной стратегии……………………….5
2 Основные виды инновационной стратегии…………………………………7
3 Особенности инновационных стратегий…………………………………..12
4 Факторы и условия эффективности инновационной стратегии
развития организации………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Инновационная стратегия развития организации.doc

— 93.00 Кб (Скачать)
 

  

     4 Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации

 

  

     Формирование  инновационной стратегии организации  предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

     Процесс выбора наиболее рациональной инновационной  стратегии в конкретных хозяйственных  условиях всегда основывается на результатах  оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

  • выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки;
  • повышение эффективности использования научно-производственного потенциала;
  • активная внешнеэкономическая деятельность;
  • обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

     Первая  цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

     Вторая  цель основывается на необходимости  рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

     Третья  цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

     Цели  экологического характера реализуются  в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

     Указанные аспекты основной деятельности организации в той или иной степени проявляются в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.

     В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

  • совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии;
  • создание, освоение и использование новых продуктов и процессов;
  • повышение качественного уровня технико-технологической базы производства;
  • повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;
  • увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала;
  • совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
  • рационализация ресурсной базы;
  • обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности;
  • достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

     Основные  положения инновационной стратегии  отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.

     Предпосылками успешности инновационной стратегии  служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

  1. весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений;
  2. гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;
  3. процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления;
  4. методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

     Сущность  указанных факторов заключается  в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

     Поэтому для реализации целей инновационной  стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Содержание  инновационной стратегии обуславливается  ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

     Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных  и количественных границ, принципов  формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

     Суть  особенностей финансового регулирования  составляют: принципы, критерии и факторы  оценки эффективности инновационных  программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п.

     Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

     Специфика инновационной стратегии организации  зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

     В зависимости от условий микро- и  макросреды организация может выбрать  один из основных видов инновационной  стратегии:

  • адаптационный, оборонительный, пассивный
  • творческий, наступательный, активный.

     Формирование  инновационной стратегии организации  предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

     Предпосылками успешности инновационной стратегии  служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.

     Для реализации целей инновационной  стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

     1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2007, 519 с.

     2. Ансофф И. Новая корпоративная  стратегия. СПб.: Питерком, 2008, 207 с.

     3. Виханский О.С. Стратегическое  управление. М.: Гардарика, 2009, 324 с.

     4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономистъ, 2008, 528 с.

     5. Журнал «Оконное обозрение». №05-06 (23), № 08 (25), №09 (26), 2010.

     6. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический  менеджмент. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 285 с.

     7. Семь нот менеджмента / Под  ред. В.Красновой, А.Привалова.  М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2009.

Информация о работе Инновационная стратегия развития организации