Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:59, курсовая работа
Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая политика США направлена, в том числе на: создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции; поощрение развития коммерциализации технологий; инвестирование в создание технологий XXI века. В странах Европейского союза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени становиться общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках дает возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей. В государствах - участниках СНГ после 1991 года удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6 процентов (ранее составлял 60-70) от общего количества организаций и продолжает снижаться. Открытие рынка государств - участников СНГ для зарубежных товаров и технологий привело к падению спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. В этих условиях организации сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет в производстве технически более простой и дешевой. Происходит снижение объемов производства, основу которого составляют электронная промышленность, вычислительная, оптоволоконная техника, роботостроение, телекоммуникации. Вместе с тем в государствах - участниках СНГ еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке. По отдельным направлениям государства - участники СНГ находятся среди мировых лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий.
Целью работы является определение направлений совершенствование инновационной деятельности на предприятиях.
Задачами работы соответственно являются:
1) рассмотрение теоретических основ инновационной политики;
2) исследование вопросов выбора стратегии и формирования инновационного потенциала.
Введение…………………………………………………………………….……3
Инновационная политика………………………………………………….….5
Выбор инновационной стратегии предприятия………………………….….8
Формирование потенциала инновационного развития……………………...17
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список источников информации……………………………………………….22
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский
Государственный университет
Минский филиал
Курсовая
работа
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Тема. Инновационная политика
и стратегия предприятия
Выполнил экстерн
гр. АУ-77 Макась Д. Н.
Проверил
ст. преподаватель Данилова
Н. С.
Минск 2012
Содержание
Введение………………………………………………
Инновационная
политика………………………………………………….….
Выбор
инновационной стратегии
Формирование потенциала инновационного развития……………………...17
Заключение…………………………………………
Список
источников информации……………………………………………….
Введение
Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая политика США направлена, в том числе на: создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции; поощрение развития коммерциализации технологий; инвестирование в создание технологий XXI века. В странах Европейского союза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени становиться общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках дает возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей. В государствах - участниках СНГ после 1991 года удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6 процентов (ранее составлял 60-70) от общего количества организаций и продолжает снижаться. Открытие рынка государств - участников СНГ для зарубежных товаров и технологий привело к падению спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. В этих условиях организации сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет в производстве технически более простой и дешевой. Происходит снижение объемов производства, основу которого составляют электронная промышленность, вычислительная, оптоволоконная техника, роботостроение, телекоммуникации. Вместе с тем в государствах - участниках СНГ еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке. По отдельным направлениям государства - участники СНГ находятся среди мировых лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.
Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий.
Целью
работы является определение направлений
совершенствование
Задачами работы соответственно являются:
1.Инновационная политика
Как самостоятельное направление государственной политики целенаправленное стимулирование нововведений – так называемая "инновационная политика" – сформировалась в конце 60-х-начале 70-х годов прошлого века.
Термин
"инновационная политика" был
впервые использован в
Таким образом, достаточно обоснованным представляется вывод о том, что инновационная политика является более широким понятием, чем научно-техническая, которая традиционно сводится к выбору приоритетов в науке и технике. [2].
Вместе с тем, инновационная
политика так или иначе
Инновационная политика внутренне связана с научно-технической, ориентированной на формирование условий для создания продукта, потенциально способного стать инновацией. В то же время более широкое содержание первой обусловливается тем, что инновационная политика как бы включает в себя научно-техническую, поскольку охватывает сферу не только создания инновационного продукта, но и его возможной коммерциализации, производственного применения.
По мысли В. Ж. Келле, инновационная политика выполняет интегративную функцию, поскольку она направлена на объединение в единый комплекс научно-технической и производственной сфер в деле создания и применения в производстве новых технологий, а также самого инновационного продукта[4].
Инновационная политика государства ориентирована на обеспечение положительного эффекта от реализации инноваций как источника развития, на создание условий для развития страны на их основе.
Объективно ее реализация направлена на обеспечение более высоких по сравнению с существующими масштабов новаторской активности на территории государства, что способно позитивно сказываться на конкурентоспособности субъектов хозяйствования страны.
Так, продуктовые нововведения ориентированы преимущественным образом на удовлетворение потребностей потенциальных потребителей на более высоком уровне. А это, в свою очередь, предполагает возникновение большего спроса на инновационные продукты и достижение инновационно активными хозяйствующими субъектами более высоких результатов своей производственной деятельности. С другой стороны, реализация процессных, организационных и экономических инноваций акцентирует первоочередное внимание на снижении затрат, имеющих место в ходе производственного процесса.
Таким образом, инновационная деятельность предполагает одновременную ориентацию на повышение результатов производства и снижение возникающих при этом затрат. Исходя из этого, указанная деятельность объективно направлена на увеличение эффективности производства в стране, а стимулирование ее активизации может рассматриваться в качестве фактора повышения конкурентоспособности предприятий страны, придания развитию государства прогрессивного характера.
Инновационная политика осуществляется государственными органами, которые выступают от имени государства, являются носителями его воли. Она включает в себя многообразие мероприятий, предпринимаемых указанными органами, ориентированное, с одной стороны, на стимулирование национальных субъектов хозяйствования разрабатывать и внедрять инновации, а, с другой стороны, на создание условий для прогрессивного технологического развития народного хозяйства страны. При этом важным представляется обратить внимание на то, что создание обозначенных условий предполагает в том числе реализацию и таких мероприятий со стороны государства в лице его соответствующих органов, фактическое осуществление которых имеет место за пределами страны, то есть на территории других государств.
Примерами подобного рода являются, в частности, финансирование со стороны национального государства патентования отечественными предприятиями за рубежом принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности, а также разведывательная деятельность в сфере технологий с целью последующего использования полученной в результате ее осуществления информации в интересах развития национальной экономики.
Для
адекватного определения
К таковым могут быть отнесены:
1) осуществление инновационной политики государством в лице его соответствующих органов;
2) одновременная ориентация на обеспечение стимулирующего воздействия на субъектов экономики с целью разработки и внедрения ими инноваций и на создание условий для прогрессивного технологического развития народного хозяйства страны;
3) широкий спектр мероприятий (соответствующее налоговое и амортизационное стимулирование, защита прав на интеллектуальную собственность и т. п.), составляющих содержание указанной политики.
Таким
образом, инновационную политику государства
следует определить как широкую совокупность
мероприятий органов государственной
власти, направленных на обеспечение стимулирующего
воздействия на субъектов экономики с
целью выпуска ими новых конкурентоспособных
видов продукции, разработки и внедрения
новых прогрессивных технологий, новшеств
организационного, экономического, социального
и иного характера, а также на создание
условий для прогрессивного технологического
развития народного хозяйства страны.
2.Выбор
инновационной стратегии
предприятия
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей [5]. Политика же предприятия является деятельностью по претворению плана (стратегии) в жизнь. То есть политика полностью определяется стратегией, и в первом приближении их можно считать синонимами [6, 7].
Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.
С
выбором стратегии связана
Стратегическое планирование преследует две основные цели:
1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.
2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).
Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
Общая цель организации должна учитывать [5]:
а) основное направление деятельности фирмы;
б) рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
в) культура организации, ее традиции, рабочий климат.
При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы, и какие потребности она может удовлетворить.
Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:
1. Четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых).
Информация о работе Инновационная политика и стратегия предприятия