Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа
В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры.
Создание национальной инновацион
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Российская национальная инновационная система
1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры
1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры
2. Практическая часть.
2.1 Обоснование необходимости изменений. Характеристика предприятия
ООО «Рестобар»
Заключение
Список литературы
3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Инновационный менеджмент»
на тему: «Инновационная инфраструктура. Её развитие в РФ.»
Проверил:
Санкт – Петербург
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Российская национальная инновационная система
1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры
1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры
2. Практическая часть.
2.1 Обоснование необходимости изменений. Характеристика предприятия
ООО «Рестобар»
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры.
Создание национальной инновационной инфраструктуры было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений.
Понятие и концепция национальной инновационной инфраструктуры в последнее десятилетие активно используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технологического прогресса. Это произошло во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также других международных организаций, в частности Мирового банка. Под эгидой этих организаций в последние годы было выполнено большое количество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных индустриальных в постиндустриальные, т.е. в экономики, основанные на знаниях.
Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов.
В этой связи, применительно к рассматриваемым в данной работе проблемам будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.
В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной.
Тема инновационных технологий, инновационного менеджмента, инновационной инфраструктуры очень актуальна на сегодняшний день.
Цели моей работы- это, во-первых,рассказать об инновационной инфраструктуре и ее развитии в России. Во-вторых, на примере предприятия рассказать о внедрении инновации в производственный процесс.
1. Теоретическая часть
1.1 Российская национальная инновационная система
С 1992 г. в России начался переход к рыночной модели хозяйствования. Были реализованы два важных политических решения - открытость общественной системы и демилитаризация экономики. Одновременно, как под влиянием принятых государственных решений, так и в результате действий негосударственных субъектов начала формироваться новая национальная инновационная система рыночного типа. Значительные сдвиги произошли в одном из основных субъектов инновационного процесса - сфере российской науки. Изменения коснулись следующих ее характеристик.
Масштаб. Трудовые ресурсы сократились, по данным официальной статистики, более чем в два раза, финансовое обеспечение - в несколько раз. Существенно сузился фронт исследований, в силу неконкурентоспособности исчезли целые направления (и организации) в гражданском отраслевом секторе и отчасти в ВПК. При том что государственное финансирование научной и инновационной деятельности ограничено, финансовые рынки пока неразвиты, отсутствует достаточное число крупных фирм, готовых инвестировать в технологические инновации, не хватает начального капитала и бизнес-ангелов. Все это сдерживает инновационную деятельность.
Созданы основы законодательной базы, однако существуют целые группы актуальных проблем, для решения которых необходимы новые законы, а также корректировка существующих. К ним, например, относятся: инновационная деятельность; интеллектуальная собственность, созданная за бюджетные средства; интеграция науки и образования и ряд других.
Меняется, хотя и очень медленно, организационная структура науки: заметно (в разы) уменьшились размеры старых научных организаций, что повысило гибкость и качество управления. Появились новые сектора - негосударственной науки и малого инновационного бизнеса.
Качественные характеристики. Оснащенность приборами и оборудованием не улучшилась, но возросла дифференциация между сильными и слабыми. Наука существенно постарела, однако в последние год-два несколько вырос интерес молодежи к естественнонаучным и техническим вузам. Очень медленно сближаются наука и образование. Решение этой проблемы могло бы придать качественно новый импульс процессу возрождения отечественной фундаментальной науки.
Неэффективно используются средства бюджета. Одна из причин -устаревшие механизмы финансирования (базовый принцип) и архаичная система организации научной деятельности, где по-прежнему доминируют традиционные ведомственные институты советского типа. При этом производственно-
В обобщенном виде место России в мировом технологическом пространстве характеризуется двумя группами показателей - «входа» - т.е. уровня наукоемкости и «выхода» - показателями эффективности и конкурентоспособности (см. табл. 1).
Таблица 1. Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития
| Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, % | Численность ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками (на 10000 населения) | Текущий индекс конкурентоспособного роста -GCI (место в мире) | Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, % | Доля в мировом экспорте информатизационного оборудования, % | Производительность труда, тыс. дол. ВВП на одного занятого |
США | 2,69 | 41,0 | 2 | 32 | 13,0 | 73,1 |
Китай | 1,00 | 5,5 | 44 | 20 | 7,1 | 7,2 |
Япония | 2,98 | 51,0 | 11 | 26 | 9,7 | 56,0 |
Индия | 1,23 | 1,6 | 56 | 6 | 0,07 | 4,9 |
Германия | 2,48 | 31,6 | 13 | 18 | 4,8 | 56,0 |
Франция | 2,15 | 27,2 | 26 | 23 | 3,4 | 56,5 |
Великобритания | 1,87 | 26,7 | 15 | 31 | 5,3 | 54,5 |
Италия | 1,04 | 11,3 | 41 | 10 | 1,1 | 56,5 |
Россия | 1,00 | 34,8 | 63 | 8 | 0,04 | 18,0 |
Канада | 1,84 | 29,9 | 16 | 15 | 1,2 | 60,0 |
К сожалению, по индексу конкурентоспособного роста Россия в последние несколько лет уходила на все более дальние позиции. Согласно рейтингу стран, который ежегодно публикует Всемирный экономический форум, Россия по уровню конкурентоспособности среди 80 стран занимала в 2001 г. 63-ю позицию, в 2002 г. - 64-ю, в 2003 г. - 65-ю. По другим показателям место России также было невысоким.
Как видно из представленных в табл. 2 данных, показатели инновационной деятельности и коммерциализации технологий в России - одни из самых низких. Действительно, в настоящее время в сравнении с развитыми странами мира существует большой разрыв между получением результатов НИОКР и их коммерциализацией. Причины такого положения вытекают из общих характеристик современной российской НИС, рассмотренных выше.
Таблица 2.Место России по отдельным показателям инновационного развития
Уровень интеграции образования, науки и производства | 45 |
Коррупция | 52 |
Качество инфраструктуры в стране | 57 |
Эффективность правительственных субсидий | 61 |
Интенсивность местной конкуренции | 66 |
Охрана интеллектуальной собственности | 69 |
Прозрачность правительственной политики и результатов | 70 |
Степень бюрократизма | 72 |
Доступность банковских займов | 73 |
Уровень развития финансового рынка | 74 |
Иностранные инвестиции в виде новых технологий | 75 |
Уровень развития маркетинга | 75 |
Инновационная активность компаний | 76 |
Любопытно, что зарубежные специалисты, пытающиеся работать в России в области высокотехнологичного бизнеса и коммерциализации технологий, обращают внимание в первую очередь на такие препятствия, как:
нехватку квалифицированных менеджеров;
коррупцию и как следствие - непрозрачность российских компаний;
таможенный режим, препятствующий как ввозу, так и вывозу высокотехнологичных товаров;
отсутствие технической инфраструктуры в узком (технологической) и широком (неудовлетворительное состояние дорог, аэропортов, коммуникаций, визового режима) смыслах слова.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. К административно-командной части НИС относится подавляющее число научно-технических организаций РАН, ГНЦ и организаций ВПК.
К рыночной НИС можно отнести научно-технические организации частного сектора промышленности и сферы услуг («внутрифирменная наука»); малые инновационные предприятия; множество негосударственных некоммерческих научных, аналитических, консалтинговых и прочих центров. Сюда же относится потенциал российской научной диаспоры, работающей за рубежом.
Все эти субъекты НИС работают на организационных и системных принципах рыночной экономики. Более того, часть из них фактически является элементами глобальной инновационной системы.
1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры
Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества. В первом случае говорят о производственной инфраструктуре (дороги, порты, склады, системы связи и др.), во втором - о социальной инфраструктуре (школы, больницы, театры и др.). Используя чисто экономическую классификацию отраслей, выделяют инфраструктурные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д.).
Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов.
В этой связи, будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.
Информация о работе Инновационная инфраструктура. Её развитие в РФ