Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:15, реферат
Россия, несомненно, обладает мощнейшими туристическими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристического продукта. Значит, дело в развитии туризма, недостаточном появлении на рынке нового туристического продукта и новой, качественно отличной от прежней, современной туристической инфраструктуры.
Инновации в социокультурном сервисе и туризме
Россия, несомненно, обладает мощнейшими туристическими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристического продукта. Значит, дело в развитии туризма, недостаточном появлении на рынке нового туристического продукта и новой, качественно отличной от прежней, современной туристической инфраструктуры.
Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется культурный туризм. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов. В данный момент главной проблемой в туризме в России является развитие въездного туризма. У многих людей, даже обладающих определенными знаниями по истории российской земли, неизменно возникает вопрос: а что у нас можно показать?
В последние десятилетия в нашей стране были открыты интереснейшие памятники эпохи палеолита, неолита, эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие культурные и художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами мировых цивилизаций.
Все вышеописанное представляет собой некий инновационный процесс, т. е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению. Ниже мы расскажем вам о конкретных примерах внедрения инноваций в культурном туризме.
Большое место на современном рынке турпродуктов имеет программное обслуживание — комплексное представление определенного набора услуг клиенту, подчиненное одной цели (знакомство с новыми местами или определенными памятниками старины или природы, обучение, самовыражение, просто удовлетворение любопытства) с помощью хорошо организованного путешествия.
В связи со все возрастающей конкуренцией на рынке большинство туристических фирм предлагают клиентам именно комплексное обслуживание, т. е. определенный набор запланированных услуг. В эти услуги входят:
1) достойное проживание;
2) хорошо организованные досуг и развлечения;
3) разнообразное питание;
4) спорт в форме конкретной программы;
5) отличные по форме и содержанию экскурсии;
6) доступный и удобный транспорт.
Подобные услуги предлагаются по большому числу тематических направленностей.
У туризма, как у любой другой отрасли хозяйства, имеются свои специфические факторы развития, влияющие на разработку и внедрение нового туристического продукта. Всего можно выделить две основные группы факторов:
1) статичные
(природно-климатические,
2) динамичные (политические,
социально-демографические
В туризме, как и в любой другой современной отрасли, существует специальный рынок новшеств, входящий составной частью в общий туристический рынок. Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которая вытекает из самого характера инновационного процесса, и его становление следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в туристической сфере.
К рынку новшеств имеют отношение спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и т. д. Цена на нововведения в туризме определяется не только влиянием экономических условий, но и величиной существующего спроса.
Эффект от внедрения нововведений проявляется не только в экономической, но и в социальной сфере, где за счет повышения доходов более полно удовлетворяются общественные потребности и улучшается уровень жизни. В общем виде экономическая эффективность инноваций определяется сопоставлением экономических прибылей с затратами, вызвавшими результат. Говоря другими словами, эффективность нового туристического продукта зависит от того, какую прибыль он принесет его проектировщикам, минус затраченные на него внедрение деньги.
Для того чтобы новые турпродукты лучше и быстрее доходили до потенциального потребителя, в настоящее время проводятся периодические туристические ярмарки – организованные в определенном месте экспозиции туристического продукта. Эти экспозиции незаменимы для представления различных инноваций. Они не навязывают новый турпродукт, а только создают атмосферу благоприятного отношения к нему путем профессионального представления. Большое место на туристических ярмарках занимают выставки – презентации регионов, занимающие иногда нескольких стендов под новую информацию о маршрутах и турах.
В России самая крупная туристическая ярмарка – это московская международная выставка «Путешествия и туризм». Она представляет собой крупнейшую и важнейшую выставку туристического профиля в России, проводится с 1993 г. ежегодно в Москве, в Экспоцентре. В этой ярмарке принимают участие российский и зарубежные туристические фирмы и организации, учебные заведения туристического направления, посольства, все возможные средства массовой информации, редакции телевизионных программ. У московской выставки существует собственный каталог, по существу, основной источник сведений о туристических организациях и предприятиях в регионах России и в других странах.
И еще об одной новинке в современном российском туризме. Это автоматизация, или создание поисковых баз данных. Система ТУРЫ. ру создана специально для тесного контакта потенциальных клиентов с туроператорами. Создано единое информационное поле, в котором каждый быстро может решить свои проблемы. На сотнях интернет-площадок происходит общение туристов с менеджерами в режиме прямого эфира. Решается главная задача комплексной автоматизации всех звеньев в туризме. Таким образом решается главная проблема в современном туризме – оперативное взаимодействие между всеми участниками сделки. Раздел «Переписка» встроен в каждую заявку. Короче говоря, клиент заходит на сайт, выбирает себе тур, входит в прямой контакт с туроператором, договаривается о подробностях путешествия и основных его условиях, – и сделка произведена. Каждый из участников сделки получает возможность эффективной коммуникации.
Из всего вышесказанного следует, что основными целями современного туризма являются внедрение новых моделей развития самого туристического продукта, эффективное использование людских ресурсов, повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций, преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей, организация новых форм проведения досуга, разработка инноваций и внедрение в туризм новых форм работы и т. д. Как конкретно происходит реализация этих целей, речь пойдет ниже.
Но для начала мы расскажем вам о том, как туристические фирмы оценивают новые турпродукты на практике. Такая оценка проходит под девизом «В России есть…», а ее основным правилом является лозунг «Прежде чем советовать, посмотри сам».
Для апробации инновационных проектов организуются специальные экспедиции с участием сотрудников различных издательств, представителей нескольких турфирм – организаторов проекта, корреспондентов, экскурсоводов, фотографов и студентов – будущих специалистов в туристическом бизнесе.
Одна из таких экспедиций состоялась в 2002 г. и прошла по маршруту: Тверь – Казань – Уфа – Стерлитамак – Елабуга – Тверь. Путешествие было рассчитано на 10 дней и растянулось на 5000 км в общей сложности.
Во время экспедиции ее участниками осматривались памятники архитектуры, археологии, природные заповедники, древние монастыри и храмы. В том числе экспедиционеры посетили Казанский кремль с древними постройками и новой мечетью, Раифский мужской монастырь на берегу красивейшего озера, музеи И. Шишкина и М. Цветаевой в Елабуге, национальные парки «Нижняя Кама», «Башкирия» и «Таганай», Южно-уральский заповедник, осмотрели родники в горах, уникальный заповедник Шульган-Таш с пещерой, в которой имеются совершенно замечательные росписи на скальных стенах, побывали на реке Агидель, в липовых лесах, попробовали удивительный башкирский мед, организовали стоянку в сосновой роще на берегу Камы, искупались в озере глубиной 80 м. Кроме того, маршрут экспедиции включал в себя посещение археологического городища Аркаим с его загадками и реконструированной древней деревней, знакомство со знаменитым нарисованным мамонтенком в Каповой пещере, осмотр Нугушского водохранилища и интереснейшего памятника природы карстового моста.
Во время путешествия участники увидели красоты первозданной природы, удивительное историческое богатство Волго-Уральского региона России. Завершилась экскурсия в точке отправления – в Твери, у памятника А. С. Пушкину. Понятно, что восторгу участников экспедиции не было предела. Красоты всего одного уголка России еще раз наглядно показали, что в России есть что показать и местным, и иностранным туристам. Путешествие в очередной раз подтвердило, что о многом в России можно сказать: «Не имеет себе равных».
Проведенное путешествие показало, какой огромный интерес вызывают у экскурсантов именно такие комплексные проекты, включающие в себя огромное российское природное и историческое многообразие. Археологические городища и древние пещеры, природные заповедники и дегустация национальных блюд, этнографические экскурсии и осмотр древних монастырей, знакомство с местными обычаями и песни у ночного костра – именно такое сочетание позволит привлечь к нововведениям большое количество туристов.
Итак, развитие российского национального туризма в современном обществе имеет три основы, «три кита»:
1) цель – необходимые
туристические ресурсы (
2) уровень комфортности
– обеспечивающие
3) активизирующие
факторы – достаточные
Информация о работе Инновации в социокультурном сервисе и туризме