Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:10, контрольная работа
Понятие “информация” является одним из самых распространенных. Термин “информация” произошел от латинского “informatio” , что означает – разъяснение, изложение.
1. Сущность, свойства и классификация информации 3
1.1 Сущность информации 3
1.2 Свойства информации 4
1.3 Классификация информации 7
2. Этапы управления 8
2.1 Формирование организационной структуры в среде информационной системы 8
2.2 Роль и задачи менеджмента в области информационного бизнеса 10
3. Информационная безопасность 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Оглавление
1. Сущность, свойства и классификация информации
1.1 Сущность информации
1.2 Свойства информации
1.3 Классификация информации
2. Этапы управления
2.1 Формирование организационной структуры в среде информационной системы
2.2 Роль и задачи менеджмента в области информационного бизнеса
3. Информационная безопасность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сущность, свойства и классификация информации
1.1 Сущность информации
Понятие “информация” является одним из самых распространенных. Термин “информация” произошел от латинского “informatio” , что означает – разъяснение, изложение.
Первоначально под информацией понимали сообщения, сведения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. В процессе развития цивилизации понятие информации изменялось. Появилась потребность в научном подходе к понятию информации и определению ее свойств. В 20 веке появилось множество новых определений информации. Сейчас нет универсального определения, т.к. понятия трансформируются в зависимости от той сферы, в которой они используются. Поэтому, в широком смысле «информация» – это отражение реального мира; в узком смысле «информация» – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.
Для понимания сущности информации приведем ее основные определения:
Шеннон К. (представитель вероятностно-статистической теории информации): Информация – это “мера того количества неопределенности, которое уничтожается после получения сообщения”, т.е. он трактует информацию как снимаемую неопределенность. Информацией является все то, что уменьшает количество возможных вопросов, гипотез и т.д.
Анисимов С.Ф.: Информация – “всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно”.
Берг Л.И. и Черняк Ю.И.: “Информация есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем реальном мире”.
Винер Н.: “Информация – обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств”.
Вывод: Информация – это совокупность сведений, которые подвергаются передаче, хранению, обработке; это мера устранения неопределенности, неосведомленности, незнания о каком-то явлении, процессе, событии.
1.2 Свойства информации
1. Атрибутивные свойства – это те свойства, без которых информация не существует. К данной категории свойств относится:
– неотрывность информации от физического носителя и языковая природа информации. Одно из важнейших направлений информатики как науки является изучение особенностей различных носителей и языков информации, разработка новых, более совершенных и современных. Необходимо отметить, что хотя информация и неотрывна от физического носителя и имеет языковую природу она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем.
– дискретность. Содержащиеся в информации сведения, знания – дискретны, т.е. характеризуют отдельные фактические данные, закономерности и свойства изучаемых объектов, которые распространяются в виде различных сообщений, состоящих из линии, составного цвета, буквы, цифры, символа, знака.
– непрерывность. Информация имеет свойство сливаться с уже зафиксированной и накопленной ранее, тем самым, способствуя поступательному развитию и накоплению.
2. Прагматические свойства – это те свойства, которые характеризуют степень полезности информации для пользователя, потребителя и практики. Проявляются в процессе использования информации. К данной категории свойств относится:
– смысл и новизна. Это свойство характеризует перемещение информации в социальных коммуникациях, и выделяет ту ее часть, которая нова для потребителя.
– полезность. Уменьшение неопределенности сведений об объекте. Дезинформация расценивается как отрицательные значения полезной информации.
– ценность. Ценность информации различна для различных потребителей и пользователей.
– кумулятивность. Характеризует накопление и хранение информации.
– полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
– объективность и субъективность. Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).
– достоверность. Достоверность – верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех, ошибки фиксации информации.
– адекватность. Адекватность – степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого. Например задан вопрос – "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" – ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" – ответ достоверный но неадекватный. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных.
– доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации.
– актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной.
3. Динамические свойства – это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.
– эмоциональность. Эмоциональность – свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.
– рост информации. Движение информации в информационных коммуникациях и постоянное ее распространение, и рост определяют свойство многократного распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретного языка и конкретного носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.
– старение. Информация подвержена влиянию времени.
1.3 Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по разным критериям.
По способу восприятия:
Визуальная – воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная – воспринимаемая органами слуха.
Тактильная – воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная – воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая – воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
Текстовая – передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая – в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая – в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая – устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
По предназначению:
Массовая – содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная – содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Личная – набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
2. Этапы управления
2.1 Формирование организационной структуры в среде информационной системы
Организационная структура ИС должна однозначно соответствовать основной деятельности предприятия и во многих случаях структуре самого предприятия. Общепринятой основой для решения задач проектирования и организации области ИС является структурный подход. Изменение в структуре функционирования компании может приводить к существенным изменениям в структуре организации области ОИ.
В сфере информатизации можно выделить следующие направления деятельности:
– обработка информации;
– обслуживание вычислительной техники;
– обслуживание сетей телекоммуникаций;
– разработка и сопровождение программного обеспечения;
– консультации и поддержка программных средств.
В зависимости от масштаба предприятия и обработки информации эти направления могут быть, как распределены между различными функциональными подразделениями, так и объединены в одном подразделении.
Большое влияние оказывает принятая степень децентрализации информационной сферы. Общая тенденция в последнее время состоит в уменьшении централизации и передачи работ по ОИ конечным пользователям.
Необходимо также принимать решения по степени специализации рабочих мест (осуществлять выбор между узкой специализацией и универсальными специалистами).
При наличии мощной вычислительной техники в структуре предприятия выделяется вычислительный центр, в задачи которого входит ее обслуживание и выполнение централизованных работ в области ОИ.
Техническая и технологическая децентрализация, появление типовых автоматизированных рабочих мест (АРМ) и мощных стандартных проблемно
ориентированных пакетов прикладных программ (ППП) привели к возникновению в области обработки информации объемных задач консультирования пользователей и сопровождения ИС, требующих значительной квалификации. Что, в свою очередь, повлекло создание новой типовой специфической организационной единицы – информационный центр (ИЦ). Организационно ИЦ чаще всего совпадают с отделами (или вообще – со службами) развития/обслуживания и эксплуатации ИС.
Наряду с внутренней организацией изменяется также уровень вхождения подразделений по обработке информации в иерархию предприятий. Оперативные подразделения по обработке информации можно разместить на третьем или даже на четвертом уровне структуры предприятия, а ответственность за планирование и контроль сферы информатизации поднять на второй или даже на первый уровень.
Организационные изменения, если таковые потребуются, должны быть,
естественно, разъяснены всем непосредственным участникам, даже если изменения должны быть «реализованы» на предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне. Сами организационные изменения на предприятии как процесс должны сопровождаться соответствующими организационными мероприятиями (например, созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом, мероприятиями по обучению работников и т. д.).
2.2 Роль и задачи менеджмента в области информационного бизнеса
Информационный менеджмент – сравнительно новая специальность, но в тоже время играет важную роль в области организации предприятия. Если вспомнить историю, то первоначально информационный менеджмент воспринимался всеми как менеджмент создания самих информационных систем. То есть все, что связано с разработкой, рекламой, продажей и эксплуатацией компьютерных сетей, обслуживающих многообразные информационные потребности современных промышленных предприятий, банков, коммерческих организаций, учебных заведений и т.д. Сейчас практически каждая крупная фирма стремится иметь у себя такую систему (ее часто называют «корпоративной информационной системой», потому что она как бы поддерживает все прочие производственные процессы). Естественно, она связана с внешним миром, с интернетом, электронной почтой и т.д. В настоящее время правильнее говорить о том, что информационный менеджмент – это то, что отвечает вообще за управление взаимодействием между бизнесом и технологиями. В любой организации, на предприятии, в отрасли, да и в мировой экономике в целом, можно выделить три основные компоненты: бизнес (он реализуется с помощью неких коммерческих операций, организационных структур и мыслительных стратегий), предметные технологии (с их помощью производится всевозможная продукция) и, наконец, информация, которая связывает все это воедино.