Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа 5
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении 14
1.3. Понятие муниципальной информационной системы 20
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ 25
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов 25
города Перми до 2008 года» 25
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье» 37
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 44
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае 44
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 63

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать)

     В чрезвычайном режиме центр может  одновременно являться штабом ЧС. Рабочие места руководителей при этом локализуются в пределах центра, а рабочие места специалистов могут находиться везде, где возможно осуществление сбора информации, значимой для принятия решения. Модели чрезвычайных ситуаций, в зависимости от характера ЧС, могут быть подготовлены заранее или генерироваться в процессе работы штаба. Для условий ЧС центр должен иметь расширенные возможности информационного обмена, представления информации, осуществления удаленного управления. Концепция предусматривает, что должны быть созданы варианты активизации дополнительных каналов связи, в том числе специальной, организации доступа ко всем необходимым информационным ресурсам города, расширения состава и конфигурации технических и программных средств, резервирования источников электропитания.

     Одним из существенных преимуществ ЦППР появляется возможность компактного, удобного для восприятия представления больших  объемов информации. Представление  может производиться на различных  этапах обработки информации: от визуализации взаимодействующих информационных слоев в геоинформационных системах и пространственного представления данных с применением OLAP-технологий до полученных с применением режима «drill down» деталей процесса в виде отчетов, графиков и схем. Техническая поддержка процесса представления информации планируется осуществляться с помощью LCD-панелей, компьютерных проекторов, крупноформатных дисплеев.

  1. В целях обеспечения необходимого уровня квалификации муниципальных служащих в сфере информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:

     •  определения квалификационных требований к различным категориям муниципальных служащих в сфере использования информационных технологий,

     •  внедрения унифицированных процедур оценки квалификационных навыков сотрудников в области применения современных информационных технологий,

     •  разработки и финансирования программ обучения для различных категорий муниципальных служащих, а также необходимых методических материалов,

     •  профессионального обучения и сертификации сотрудников служб информатизации, информирования муниципальных служащих о передовом опыте и инновациях в области информационных технологий, создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования муниципальными служащими информационных технологий.

  1. Построение системы обеспечения безопасности информации и ее функционирование должны осуществляться в соответствии со следующими основными принципами: законность, системность, комплексность, непрерывность, своевременность, преемственность и непрерывность совершенствования, разумная достаточность, персональная ответственность, минимизация полномочий, взаимодействие и сотрудничество, гибкость системы защиты, открытость алгоритмов и механизмов защиты, простота применения средств защиты, научная обоснованность и техническая реализуемость, специализация и профессионализм, обязательность контроля.

     Организационной основой реализации настоящей Концепции  является программа создания МИУС. Реализация отдельных мероприятий Программы должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Контроль исполнения программы осуществляют:

     •  отдел связи и информатики администрации города - оперативный контроль,

     •  департамент финансов администрации города - финансовый контроль,

     •  рабочая группа совместно с ПАПИТ - научно-методический контроль и координация работ. Консультационную и экспертную оценку программы осуществляет ПАПИТ.

     Эффективная реализация Концепции достигается  путем регулярного (не реже одного раза в год) приведения ее в соответствие с целями социально-экономического развития, принимаемыми в ходе административной реформы решениями, а также результатами мониторинга использования информационных технологий в деятельности администрации города.

     Необходимым условием успешной реализации Концепции  является также максимальная публичность процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в Концепции проблемам при широком их обсуждении общественностью, научными и экспертными кругами с применением механизмов общественной экспертизы.

     2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье»

 

     Помимо  «Концепции информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года», распространяемой лишь на территории краевого центра, в рамках ФЦП «Электронная Россия» была разработана Концепция целевой программы «Электронное Прикамье» (2004-2010 гг.) от 20.11.2003 № 1105, общий объем финансирования которой предполагает 360 млн. рублей. Главной целью Программы является «создание условий для устойчивого развития гражданского общества и экономики области, повышения эффективности работы органов государственной власти области и местного самоуправления за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности»14.

     Её  основные направления следующие.

     1. Развитие информационных ресурсов, а именно:

  • совершенствование деятельности представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти области, территориальных органов государственной власти Российской Федерации в Пермской области, органов местного самоуправления и бюджетных организаций на основе применения ИКТ;
  • создание автоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров;
  • обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам, совершенствование информационного взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами;
  • формирование и развитие системы информационных ресурсов в сфере привлечения инвестиций и поддержки научно-технической деятельности в Пермской области.

     2. Развитие телекоммуникационной  инфраструктуры доступа и создание центров подключения к открытым информационным системам:

  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры сети электросвязи области путем интеграции ресурсов всех категорий сетей, составляющих Единую сеть электросвязи Российской Федерации, а именно: сети связи общего пользования (СОП), выделенных сетей связи, технологических сетей связи, присоединенных к СОП;
  • развитие сети общественных пунктов подключения к информационным ресурсам на территории Пермской области.

     3. Развитие системы подготовки  специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

     Пункт 2 данного постановления рекомендовал администрации Пермской области разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области проект областной целевой программы «Электронное Прикамье (2004-2010 годы)».

     Краевая Программа «Электронное Прикамье 2008-2010 годы» была разработана относительно недавно и в сети Интернет представлен ее проект. Проанализировав данный документ, можно сказать, что Программа «направлена на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации»15 и вполне отвечает современным представлениям об информатизации муниципального управления.

     Общая цель программы – реализация государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Пермского края.

     В проекте программы также обозначены конкретные цели, в том числе реализуемые на уровне муниципального управления, такие как:

  • Повышение эффективности работы органов государственной власти (ОГВ) края и органов местного самоуправления (ОМС) за счет широкого применения ИКТ во всех сферах деятельности.
  • Повышение эффективности управления Пермским краем, местного самоуправления, функционирования экономики за счет внедрения и массового использования ИКТ.

     Конкретные  задачи, реализуемые в ходе выполнения Программы.

    1. Повышение эффективности и качества управления социально-экономическим развитием края.
  • Информационное обеспечение управления материально-техническими ресурсами, финансами, кадрами и профессиональном развитием сотрудников, делопроизводством и документооборотом в структурах власти всех уровней.
  • Автоматизация обработки обращений и запросов граждан и организаций, учета договоров органов власти с гражданами и организациями.
  • Автоматизация управления реализацией программ и проектов.
  • Информационное обеспечение проведения закупок органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд.
  • Развитие сети муниципальных информационных и геоинформационных систем.
  • Создание и функционирование системы «одного окна».
  • Выравнивание уровня информационно-технологического обеспечения в территориях Пермского края (в частности, в Коми-Пермяцком автономном округе).
  • Устранение дублирования сбора данных региональными и муниципальными органами власти, снижение издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением.
  • Повышение оперативности предоставления услуг, требующих межведомственного взаимодействия, снижение числа обращений граждан и организаций в органы региональной и муниципальной власти и сокращение времени вынужденного ожидания.
  • Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов власти, повышение уровня подотчетности органов власти гражданам.
  • Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, интеграции информационных систем, предоставления регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизации процедур информационного обмена.
  • Создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов региональной власти по обеспечению социально-экономического развития Пермского края.
    1. Обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности ОГВ и ОМС края.
  • Развитие систем информационно-справочной поддержки населения по вопросам получения государственных услуг, внедрение электронных форм коммуникаций в процедуры предоставления государственных услуг населению и организациям.
  • Обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней.
  • Обеспечение информационной открытости программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации.
    1. Создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы ОГВ и ОМС края, предприятий и организаций.
  • Создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее – электронное правительство региона).
  • Концентрация ресурсов на решении важнейших задач региональной информатизации, управление региональной информатизацией на основе программно-целевого метода.
  • Реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации.
  • Стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации.
  • Гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством.
  • Интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня.
  • Реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизацией, включая совершенствование ее нормативно-правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов региональной информатизации, формирование совета по региональной информатизации и соответствующих органов управления, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов региональной информатизации.
  • Обеспечение поддержки научных исследований в области развития и применения ИКТ.
  • Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области разработки и внедрения ИКТ.
 
     
    1. Обеспечение информационной безопасности личности, общества, ОГВ и ОМС края.
  • Построение общей модели угроз в сфере информационной безопасности (несанкционированный доступ, изменения и хищения, компьютерные вирусы и т.д.).
  • Разработка критериев отнесения информационных объектов (информационных систем) к системам, требующим защиты, и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты.
  • Классификация информационных объектов (информационные системы) по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требования к ним.
    • Согласование требований к отдельным подсистемам, а также их аттестации с точки зрения информационной безопасности.
    • Регламентация порядка доступа к различным подсистемам.
    • Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы по обеспечению прав граждан на защиту персональных данных.
    • Регламентация доступа (для государственных служащих) к персональным данным граждан.
    • Обеспечение информированности граждан о характере и содержании их персональных данных в информационных системах структур власти различного уровня.
  1. Повышение эффективности взаимодействия ОГВ и ОМС Пермского края как между собой, так и с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе использования современных ИКТ.
  1. Обеспечение интеграции ведомственных информационных систем и ресурсов и условия для межведомственного взаимодействия.
  2. Формирование сеть муниципальных информационных и геоинформационных систем.
  3. Повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов региональной и муниципальной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
  4. Формирование эффективной региональной нормативной правовой базы в сфере ИКТ.16

 

     

     ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО  СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

     3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае

 

     В рамках реализации вышеуказанных Программ и Концепций в Перми и Пермском Крае проделана определенная работа. Так, работы по созданию элементов электронной системы муниципального управления в администрации города Перми осуществляются с 1995 года. За прошедшие годы были созданы базовые информационные ресурсы:

Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения