В
чрезвычайном режиме центр может
одновременно являться штабом ЧС. Рабочие
места руководителей при этом локализуются
в пределах центра, а рабочие места специалистов
могут находиться везде, где возможно
осуществление сбора информации, значимой
для принятия решения. Модели чрезвычайных
ситуаций, в зависимости от характера
ЧС, могут быть подготовлены заранее или
генерироваться в процессе работы штаба.
Для условий ЧС центр должен иметь расширенные
возможности информационного обмена,
представления информации, осуществления
удаленного управления. Концепция предусматривает,
что должны быть созданы варианты активизации
дополнительных каналов связи, в том числе
специальной, организации доступа ко всем
необходимым информационным ресурсам
города, расширения состава и конфигурации
технических и программных средств, резервирования
источников электропитания.
Одним
из существенных преимуществ ЦППР появляется
возможность компактного, удобного
для восприятия представления больших
объемов информации. Представление
может производиться на различных
этапах обработки информации: от визуализации
взаимодействующих информационных слоев
в геоинформационных системах и пространственного
представления данных с применением OLAP-технологий
до полученных с применением режима «drill
down» деталей процесса в виде отчетов, графиков
и схем. Техническая поддержка процесса
представления информации планируется
осуществляться с помощью LCD-панелей, компьютерных
проекторов, крупноформатных дисплеев.
- В целях
обеспечения необходимого
уровня квалификации
муниципальных служащих
в сфере информационных
технологий создается система подготовки
(переподготовки) кадров на основе:
•
определения квалификационных требований
к различным категориям муниципальных
служащих в сфере использования информационных
технологий,
•
внедрения унифицированных процедур оценки
квалификационных навыков сотрудников
в области применения современных информационных
технологий,
•
разработки и финансирования программ
обучения для различных категорий муниципальных
служащих, а также необходимых методических
материалов,
•
профессионального обучения и сертификации
сотрудников служб информатизации, информирования
муниципальных служащих о передовом опыте
и инновациях в области информационных
технологий, создания системы мотивации,
поощрения и регламентации процессов
использования муниципальными служащими
информационных технологий.
- Построение
системы обеспечения
безопасности информации и ее функционирование
должны осуществляться в соответствии
со следующими основными принципами: законность,
системность, комплексность, непрерывность,
своевременность, преемственность и непрерывность
совершенствования, разумная достаточность,
персональная ответственность, минимизация
полномочий, взаимодействие и сотрудничество,
гибкость системы защиты, открытость алгоритмов
и механизмов защиты, простота применения
средств защиты, научная обоснованность
и техническая реализуемость, специализация
и профессионализм, обязательность контроля.
Организационной
основой реализации настоящей Концепции
является программа создания МИУС. Реализация
отдельных мероприятий Программы должна
предусматривать конкурсный отбор исполнителей.
Контроль исполнения программы осуществляют:
•
отдел связи и информатики администрации
города - оперативный контроль,
•
департамент финансов администрации города
- финансовый контроль,
•
рабочая группа совместно с ПАПИТ - научно-методический
контроль и координация работ. Консультационную
и экспертную оценку программы осуществляет
ПАПИТ.
Эффективная
реализация Концепции достигается
путем регулярного (не реже одного раза
в год) приведения ее в соответствие
с целями социально-экономического
развития, принимаемыми в ходе административной
реформы решениями, а также результатами
мониторинга использования информационных
технологий в деятельности администрации
города.
Необходимым
условием успешной реализации Концепции
является также максимальная публичность
процесса выработки и принятия решений
по всем поставленным в Концепции проблемам
при широком их обсуждении общественностью,
научными и экспертными кругами с применением
механизмов общественной экспертизы.
2.2.
Краевая Программа «Электронное
Прикамье»
Помимо
«Концепции информатизации управленческой
деятельности администрации города и
администраций районов города Перми до
2008 года», распространяемой лишь на территории
краевого центра, в рамках ФЦП «Электронная
Россия» была разработана Концепция
целевой программы «Электронное
Прикамье» (2004-2010 гг.) от 20.11.2003 № 1105, общий
объем финансирования которой предполагает
360 млн. рублей. Главной целью Программы
является «создание условий для устойчивого
развития гражданского общества и экономики
области, повышения эффективности работы
органов государственной власти области
и местного самоуправления за счет широкого
применения информационно-коммуникационных
технологий во всех сферах деятельности»14.
Её
основные направления следующие.
1.
Развитие информационных ресурсов, а именно:
- совершенствование
деятельности представительных органов
власти, исполнительных органов государственной
власти области, территориальных органов
государственной власти Российской Федерации
в Пермской области, органов местного
самоуправления и бюджетных организаций
на основе применения ИКТ;
- создание
автоматизированных систем ведения государственных
кадастров и регистров;
- обеспечение
широкого доступа к информационным ресурсам,
совершенствование информационного взаимодействия
органов власти с хозяйствующими субъектами;
- формирование
и развитие системы информационных ресурсов
в сфере привлечения инвестиций и поддержки
научно-технической деятельности в Пермской
области.
2.
Развитие телекоммуникационной
инфраструктуры доступа и создание
центров подключения к открытым информационным
системам:
- развитие
телекоммуникационной инфраструктуры
сети электросвязи области путем интеграции
ресурсов всех категорий сетей, составляющих
Единую сеть электросвязи Российской
Федерации, а именно: сети связи общего
пользования (СОП), выделенных сетей связи,
технологических сетей связи, присоединенных
к СОП;
- развитие
сети общественных пунктов подключения
к информационным ресурсам на территории
Пермской области.
3.
Развитие системы подготовки
специалистов по ИКТ и квалифицированных
пользователей.
Пункт
2 данного постановления рекомендовал
администрации Пермской области разработать
и внести на рассмотрение Законодательного
Собрания Пермской области проект областной
целевой программы «Электронное Прикамье
(2004-2010 годы)».
Краевая
Программа «Электронное
Прикамье 2008-2010 годы»
была разработана относительно недавно
и в сети Интернет представлен ее проект.
Проанализировав данный документ, можно
сказать, что Программа
«направлена на реализацию государственной
политики в сфере региональной информатизации
в соответствии с задачами модернизации
государственного управления и социально-экономического
развития регионов Российской Федерации»15
и вполне отвечает современным представлениям
об информатизации муниципального управления.
Общая
цель программы – реализация государственной
политики в сфере региональной информатизации
в соответствии с задачами модернизации
государственного управления и социально-экономического
развития Пермского края.
В
проекте программы также обозначены
конкретные цели, в том числе реализуемые
на уровне муниципального управления,
такие как:
- Повышение
эффективности работы органов государственной
власти (ОГВ) края и органов местного самоуправления
(ОМС) за счет широкого применения ИКТ
во всех сферах деятельности.
- Повышение
эффективности управления Пермским краем,
местного самоуправления, функционирования
экономики за счет внедрения и массового
использования ИКТ.
Конкретные
задачи, реализуемые в ходе выполнения
Программы.
- Повышение
эффективности и качества
управления социально-экономическим
развитием края.
- Информационное
обеспечение управления материально-техническими
ресурсами, финансами, кадрами и профессиональном
развитием сотрудников, делопроизводством
и документооборотом в структурах власти
всех уровней.
- Автоматизация
обработки обращений и запросов граждан
и организаций, учета договоров органов
власти с гражданами и организациями.
- Автоматизация
управления реализацией программ и проектов.
- Информационное
обеспечение проведения закупок органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления
для государственных и муниципальных
нужд.
- Развитие
сети муниципальных информационных и
геоинформационных систем.
- Создание
и функционирование системы «одного окна».
- Выравнивание
уровня информационно-технологического
обеспечения в территориях Пермского
края (в частности, в Коми-Пермяцком автономном
округе).
- Устранение
дублирования сбора данных региональными
и муниципальными органами власти, снижение
издержек для населения и организаций,
связанных с их предоставлением.
- Повышение
оперативности предоставления услуг,
требующих межведомственного взаимодействия,
снижение числа обращений граждан и организаций
в органы региональной и муниципальной
власти и сокращение времени вынужденного
ожидания.
- Совершенствование
системы информационно-аналитического
обеспечения управления, обеспечение
оперативности и полноты контроля за результативностью
деятельности органов власти, повышение
уровня подотчетности органов власти
гражданам.
- Обеспечение
эффективного межведомственного информационного
взаимодействия на основе внедрения системы
межведомственного электронного документооборота,
интеграции информационных систем, предоставления
регламентированного доступа к содержащимся
в них данным и автоматизации процедур
информационного обмена.
- Создание
единой информационной системы планирования
и контроля результативности деятельности
органов региональной власти по обеспечению
социально-экономического развития Пермского
края.
- Обеспечение
доступа населения и
организаций к информации
о деятельности ОГВ
и ОМС края.
- Развитие
систем информационно-справочной поддержки
населения по вопросам получения государственных
услуг, внедрение электронных форм коммуникаций
в процедуры предоставления государственных
услуг населению и организациям.
- Обеспечение
государственного и общественного контроля
за деятельностью органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по сбору и хранению информации, а также
по организации доступа к ней.
- Обеспечение
информационной открытости программ и
проектов региональной информатизации
для общества, обеспечение участия всех
заинтересованных сторон в их разработке
и оценке результатов реализации.
- Создание
условий для развития
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, необходимой
для совершенствования
работы ОГВ и ОМС края,
предприятий и организаций.
- Создание
комплекса государственных и муниципальных
информационных систем, обеспечивающих
поддержку деятельности органов государственной
власти Пермского края и органов местного
самоуправления, а также объединяющих
их на основе общей информационно-технологической
инфраструктуры региона (далее – электронное
правительство региона).
- Концентрация
ресурсов на решении важнейших задач региональной
информатизации, управление региональной
информатизацией на основе программно-целевого
метода.
- Реализация
комплексного подхода к региональной
информатизации, обеспечение последовательности
и согласованности реализации проектов
и программ региональной информатизации.
- Стандартизация,
унификация и обеспечение совместимости
отдельных решений в рамках региональной
информатизации.
- Гармонизация
нормативной правовой и методической
базы, регламентирующей процессы региональной
информатизации, с федеральным законодательством.
- Интеграция
информационно-технологической инфраструктуры
региона с информационно-технологической
инфраструктурой федерального уровня.
- Реализация
комплекса мероприятий, направленных
на обеспечение управления региональной
информатизацией, включая совершенствование
ее нормативно-правовой базы, разработку
стандартов, создание типовых решений
в сфере региональной информатизации
и их сертификацию, разработку программ
и проектов региональной информатизации,
формирование совета по региональной
информатизации и соответствующих органов
управления, обеспечение мониторинга,
организацию финансирования и софинансирования
программ и проектов региональной информатизации.
- Обеспечение
поддержки научных исследований в области
развития и применения ИКТ.
- Развитие
межрегионального и международного сотрудничества
в области разработки и внедрения ИКТ.
- Обеспечение
информационной безопасности
личности, общества,
ОГВ и ОМС края.
- Построение
общей модели угроз в сфере информационной
безопасности (несанкционированный доступ,
изменения и хищения, компьютерные вирусы
и т.д.).
- Разработка
критериев отнесения информационных объектов
(информационных систем) к системам, требующим
защиты, и перечень необходимых мер по
обеспечению их защиты.
- Классификация
информационных объектов (информационные
системы) по необходимому уровню обеспечения
защиты информации и общие требования
к ним.
- Согласование
требований к отдельным подсистемам, а
также их аттестации с точки зрения информационной
безопасности.
- Регламентация
порядка доступа к различным подсистемам.
- Совершенствование
и развитие нормативно-правовой базы по
обеспечению прав граждан на защиту персональных
данных.
- Регламентация
доступа (для государственных служащих)
к персональным данным граждан.
- Обеспечение
информированности граждан о характере
и содержании их персональных данных в
информационных системах структур власти
различного уровня.
- Повышение
эффективности взаимодействия ОГВ и ОМС
Пермского края как между собой, так и
с гражданами и хозяйствующими субъектами
на основе использования современных
ИКТ.
- Обеспечение
интеграции ведомственных информационных
систем и ресурсов и условия для межведомственного
взаимодействия.
- Формирование
сеть муниципальных информационных и
геоинформационных систем.
- Повышение
уровня квалификации и профессиональной
подготовки работников органов региональной
и муниципальной власти в сфере использования
информационных и коммуникационных технологий.
- Формирование
эффективной региональной нормативной
правовой базы в сфере ИКТ.16
ГЛАВА 3.
ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ
3.1.
Текущее состояние информатизации
в Пермском крае
В
рамках реализации вышеуказанных Программ
и Концепций в Перми и Пермском
Крае проделана определенная работа.
Так, работы по созданию элементов электронной
системы муниципального управления в
администрации города Перми осуществляются
с 1995 года. За прошедшие годы были созданы
базовые информационные ресурсы: