Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:10, контрольная работа
Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Важнейшим элементом стратегии является планирование. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности.
Введение
Сущность индикативного планирования.
Элементы и функции индикативного планирования.
Виды индикативного планирования.
Индикативное планирование в Казахстане.
Заключение.
Список используемых источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение.
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Важнейшим элементом стратегии является планирование. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности.
Индикативное планирование
как форма государственного планирования
носит целевой рекомендательно-
Индикативное планирование — недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне; планирование, оперирующее показателями-индикаторами, в частности: индексами изменения экономических величин, структурными соотношениями, динамикой дисконтирования, подвижностью учетных ставок. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.
Индикативное планирование выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е. планирования
отраслей, подотраслей, территориально-
Сущность индикативного планирования заключается в целенаправленной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития региона, города, района. Индикативное планирование выступает средством реализации социально-экономической политики государственной власти и представляет собой разработку и научное обоснование целей, принципов, приоритетов, пропорций и структур социально-экономического развития региона на перспективу с указанием способов достижения целей.
Индикативный план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для страны, региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс индикативного планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц. Таким образом, речь идет о механизме партнерства в стране, регионе, городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.
Основными элементами системы индикативного
планирования социально-экономического
развития являются:
— система индикаторов социально-экономического
развития;
— система регуляторов социально-экономического
развития;
— система соглашений с субъектами экономики
о параметрах согласованного участия
в социально-экономическом развитии;
Под индикатором понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов, происходящих в регионе. Качественная сторона индикатора отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная – его размер, абсолютную или относительную величину. Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития, индикаторы служат точным и объективным измерителем деятельности субъектов экономики региона в целях достижения стратегических целей регионального развития.
Система регуляторов социально-
— налоговая политика — регулирование
налогового бремени в отраслях экономики
и предоставление налоговых преференций
отдельным отраслям в целях достижения
индикаторов социально-экономического
развития;
— бюджетная политика — осуществление
закупок товаров, работ и услуг для государственных
нужд, субсидирование предприятий, социальная
защита отдельных категорий населения
и государственная инвестиционная политика
в целях достижения индикаторов социально-экономического
развития;
— тарифная политика — государственное
регулирование цен и тарифов на продукцию
и услуги предприятий-монополистов в целях
создания условий для достижения индикаторов
социально-экономического развития другими
хозяйствующими субъектами;
— администрирование (лицензирование,
квотирование и т. п.) в целях достижения
индикаторов плана.
Система Соглашений органов власти
с субъектами экономики о параметрах
согласованного участия в социально-
С определённой долей условности можно выделить следующие подходы к определению понятия Индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции.
Первый: индикативное планирование -
это макропланирование при
Второй подход к ИП - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. Основная функция ИП - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.
Третий подход к ИП - индикативный план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе - государства.
В соответствии с четвёртым подходом индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста. Координирующая функция индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования.
С точки зрения соотношения государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования различают четыре формы индикативного планирования.
Первая разновидность индикативного планирования предусматривает преобладание государственного сектора экономики с наличием частного сектора. В этом случае наблюдается господство централизованного планирования макроэкономических процессов и основных стратегических направлений на мезо — и микроуровнях, что предполагает определенную самостоятельность предприятий
Вторая разновидность
индикативного планирования предполагает,
что общегосударственное
Третья разновидность
индикативного планирования (Япония)
имеет две отличительные
— наличие обязательных заданий для государственного
сектора экономики;
— установление желаемых параметров, с помощью
которых предприятия частного сектора
экономики ориентируются на планы государства,
даже если это для них не является обязательным.
Четвертая разновидность индикативного планирования предполагает, что оно может являться не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.
С точки зрения горизонта
планирования выделяют три формы
индикативных планов:
— стратегические долгосрочные индикативные планы — разрабатываются на срок
10−15 лет. Имеют четкую целевую направленность,
стратегический характер и представляют
собой демографические прогнозы, комплексные
прогнозы основных параметров развития
экономики, использования и сбережения
природных ресурсов, развития научно-технического
прогресса, показателей качества жизни
населения;
— стратегические среднесрочные индикативные
планы -разрабатываются на срок 3−5 лет
в форме определенных целей и характеризующих
их индикаторов на планируемый период,
а также основных механизмов и рычагов
воздействия государства на экономику
для достижения индикаторов;
— текущие краткосрочные индикативные
планы — разрабатываются на очередной
год и носят конъюнктурный характер (регулирование
рынков, государственный заказ, государственные
программы, субсидирование населения
и субсидирование предприятий как элемент
регулирования предложения товаров и
услуг).
Индикативное планирование
- это один из методов менеджмента
(управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку
научно обоснованных целей и приоритетов
социально-экономического развития Казахстана,
системы параметров (индикаторов), соответствующих
этим целям и приоритетам, и способов их
достижения.
Индикативный план обосновывает направления
и методы реализации государственной
социально-экономической политики в условиях
рыночной экономики при соблюдении прав
и интересов регионов, предприятий и всех
граждан республики.
Индикативный план разрабатывается в
целом по республике, министерствам, ведомствам,
национальным компаниям в разрезе отраслей
народного хозяйства и форм собственности.
Планы названных структур управления
должны содержать информацию в разрезе
отраслей народного хозяйства, областей
и крупных городов.
Система индикативных планов включает
стратегический (долгосрочный), среднесрочный
(основной) и текущий (годовой) планы.
Стратегический план разрабатывается
на 10-15 лет и определяет долгосрочные цели,
задачи и приоритеты развития экономики
республики, этапы достижения и необходимые
изменения в социально-экономической
политике.
Среднесрочный план (до 5 лет) определяет
социально-экономическую политику и систему
регуляторов, направленных на реализацию
долгосрочных целей и задач на соответствующем
этапе развития обеспечивает конкретизацию
параметров, заложенных в стратегическом
плане и отражает в количественном выражении
комплекс мероприятий в экономике и социальной
сфере.
Текущий (годовой) план направлен на достижение
текущей макро-