Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:24, курсовая работа
В данной курсовой работе выделены особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой:
качество российского менеджмента;
коррумпированный фон российской экономики на всех уровнях управления;
избыточность государственного управленческого персонала, влияние государства на политику развития крупнейших компаний;
недостаток квалифицированных топ – менеджеров и менеджеров среднего звена новой формации;
взаимодействие менеджеров – стратегов и владельцев компаний
Введение…………………………………………………………………………3
Исторические аспекты управления……………………………………..5
Корни российского менеджмента………………………………………7
Возможные сценарии теоретического развития российского менеджмента…………………………………………………………………….9
Современный менеджмент и проблемы российского управления…..11
Проблема взаимодействия топ-менеджмента и владельца компании в России……………………………………………………………………………13
Перспективы развития менеджмента…………………………………..16
Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………21
Министерство
сельского хозяйства
РФ
Кемеровский государственный
сельскохозяйственный
институт
Кафедра
экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему
«Характеристика современных
проблем и перспектив
развития современного
российского менеджмента»
КЕМЕРОВО 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………21
Введение
В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Поскольку экономические законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.
Современное социально-экономическое состояние характеризуется глобальным кризисом, экономический источник которого – банковская система США. Поскольку США определяет объем мировой валюты, контролирует до 40% мирового потребления энергетических ресурсов, то менеджмент других стран, в том числе и в России, в большой степени зависит от современного неформального экономического лидера. Это означает, что эффективность российского менеджмента, в особенности топ-менеджмента, в современных условиях зависит двух факторов
Последний пункт показывает важность и актуальность поставленной темы курсовой работы.
Ниже в курсовой работе рассматриваются проблемы менеджмента, спроектированные на российские условия, что особенно актуально в условиях глобального кризиса, когда на ошибочные решения нет ни времени, ни свободных средств. Данный анализ поможет находить сценарии развития и наилучшие решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
В данной курсовой работе выделены особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой:
Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил цели и управление компаниями. Увеличил будущую неопределенность рынков, что требует нового подхода к определению стратегий развития и планов.
В
настоящее время не выработаны основные
теоретические и
1. Исторические аспекты
управления
Управление, менеджмент, как деятельность, уходит своими корнями в глубину веков, поскольку государства, города, проведение строительства, войны включало в себя организацию и упорядочивание деятельности большого количества людей. Практика управления так же стара, как и социальная организация. Однако систематическая теория управления была изложена только в последние два века.
Понятно,
что формы управления зависят
от развития технологий, производства,
структуры общества. Поэтому исторически
типы организации претерпевали изменения.
Это демонстрирует таблица 1.
Таблица 1 - Сравнение старой и современной организаций
Старая организация | Современные организации |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. | Большое количество чрезвычайно мощных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. |
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена. | Большое количество руководителей, в том числе руководителей среднего звена. |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой. | Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. | Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. | Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Упор на приказ и интуицию. | Упор на коллективную работу и рациональность. |
Основы современного менеджмента заложил в 1911 г. Ф. У. Тейлор в знаменитой книге “Принципы научного управления”, где изложил, говоря современным языком «систему Тейлора».
Современные
технологи непрерывно усложняются,
усложняется социально-
Управление как научная дисциплина представляет собой несколько подходов, которые часто пересекаются. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других областях знаний как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Современная наука управления выделяет четыре подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
1) Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
2) Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Самым
эффективным методом в
Проблема управления такой огромной страной, как Россия, всегда была трудным делом и ей пытались заниматься и решать ее с 18 в.. Следуя литературе, можно перечислить русских экономистов - А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.), выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, министр П.А. Столыпин. Последний с 1906 г. совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. П.А. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.
В
СССР теория управления с целью построения
социализма принципиально отличалось
и связано с именами А.А.
Богданова, А.К. Гастева,
О.А. Ерманского, П.М.
Керженцева, Н.А. Амосова.
Главная идея – классовый подход. В частности,
следуя А.К. Гастеву,
была сформулирована и обоснована
концепция, получившая название «трудовые
установки». Внедрением методики трудовых
установок в практическую деятельность
занимался Центральный институт труда
(ЦИТ). Обучение советских менеджеров прелагалось
по структуре рис.№1.
Рис.№1 Схема обучения российских менеджеров.
Поскольку система управления после Великой Отечественной войны начала «пробуксовывать», с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. К сожалению, этот опыт управления оказался неудачным.
Под влиянием успехов модельного управления в США, в СССР 1960-ых годах появилась самостоятельная ветвь управления экономикой - экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Это связано с именами академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством, но она вступала в противоречие с политическими и классовыми основами Советского общества.
Множество последующих реформ связано с очевидными проблемами эффективного управления в СССР. С 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. Это:
Хотя на последнем этапе к реформам подключились специальные комиссии - комиссия под руководством академика А. Г. Аганбегяна, которая предложила три альтернативных варианта перехода к рынку: