Характеристика школ и подходов в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы.

Работа содержит 1 файл

контрольная менеджмент.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    Для реализации процесса планирования также  необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

    Весь  процесс планирования в организации  разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

  1. Разрабатывается миссия организации.
  2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
  3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
  4. Определяются стратегические альтернативы.
  5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
  6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
  • тактика, или как добиться того или иного результата. Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
  • политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
  • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
  • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

    Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

    По  широте охвата:

  • корпоративное планирование (для всей компании в целом);
  • планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);
  • планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

    По  функции:

  • производственное;
  • финансовое;
  • кадровое;
  • маркетинговое.

    По  подфункции (например, для маркетинга):

  • планирование ассортимента;
  • планирование рекламы;
  • планирование продаж.

    По  временному периоду:

  • долгосрочное планирование - 5 лет и более;
  • среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;
  • краткосрочное планирование - до года.

    По  степени детализации планов:

  • стратегическое планирование;
  • оперативное или тактическое планирование.

    По  обязательности выполнения:

  • директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;
  • индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

    План  как итог планирования для исполнителей является директивным документом и  должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

    Различают три основные формы организации планирования:

  • "сверху вниз";
  • "снизу вверх";
  • "цели вниз - планы вверх".

    Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

    Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

    Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет  достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

    Планирование  базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

    3. Стресс. Схема возникновения. Методы выхода из стресса

    3.1. Стресс: понятие,  признаки и причины  возникновения

    Так что же такое стресс? Что является его причиной? Если мы действительно не можем уберечься от него, то как ослабить его действия? Попытаемся ответить на эти вопросы.

    Ставшее в последнее время столь модным слово "стресс" пришло к нам  из английского языка, и первоначально был введен в научное употребление применительно к техническим объектам, испытывающим нагрузку и сопротивляющихся ей. Ближе всего к английскому слову “stress” русское слово “напряжение”. Основоположником науки о стрессе являлся Ганс Гуго Бруно Селье.

    Стресс  – это такое эмоциональное  состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

    Подавляющее большинство людей под понятием “стресс” понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

    Стрессовыми состояниями будут действия в  условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

    Стресс – обычное, и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Причины возникновения стресса.

    Эмоциональные раздражители – наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации?

    Умственное  перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры.

    Что является причиной стресса?

    Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

    Организационные факторы.

    Рассмотрим некоторые факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

     1. Перегрузка или слишком малая  рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за конкретный период времени.

     2. Неинтересная работа.

     3. Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

    Личностные  факторы.

    Если  мы снова просмотрим перечень жизненных  ситуаций и событий, способных вызвать  стресс, то увидим, что некоторые  из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость, любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

    Признаки  наличия стресса.

    Тот тип стресса, который мы будем  рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным отношениям и др.

    Признаки  стрессового напряжения:

     1. Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

     2. Слишком частые ошибки в работе.

     3. Ухудшается память.

     4. Слишком часто возникает чувство  усталости.

     5. Очень быстрая речь.

     6. Мысли часто улетучиваются.

     7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка  ).

     8. Работа не доставляет прежней радости.

     9. Потеря чувства юмора.

     10. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

     11. Пристрастие к алкогольным напиткам.

     12. Постоянное ощущение недоедания.

     13. Невозможность вовремя закончить работу.

    Если  мы обнаружили у себя признаки стрессового  напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

    Причины стрессового напряжения.

     1. Гораздо чаще вам приходится  делать не то, что хотелось  бы, а то, что нужно, что входит  в ваши обязанности.

     2. Вам постоянно не хватает времени  - не успеваете ничего сделать.

     3. Вас что-то или кто-то подгоняет,  вы постоянно куда-то спешите.

Информация о работе Характеристика школ и подходов в менеджменте