Характеристика процессуальных теорий мотивации, их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Исследуя мотивацию необходимо дать определение, этому термину. Определений множество, но в каждом из них найдется то, что будет важным для исследования мотивации как одного из главных показателей эффективности работы коллектива или отдельно взятого работника.

Работа содержит 1 файл

К-р Теори менеджмента.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Материальная

Социальная (моральная)

Организационная (административная)

Материальная мотивация  реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного  учета видов и результативности труда. К дополнительным стимулам относятся  оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, страхование и т.д.

Социальная мотивация  основана на нравственных ценностях  человека, осознании работником своего труда как определенного долга  перед обществом, понимание ценности и полезности этого труда. К данной категории также относятся побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в коллективе, возможность профессионально-квалификационного роста, самовыражения и самосовершенствования.

Организационная мотивация опирается на закрепленное законом право работодателя требовать от сотрудников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Дисциплина труда – основа этого вида мотивации, а ее результат – дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Но данная мотивация включает и меры поощрения: объявление благодарности, награждение подарком, премией, занесение в книгу почета.

 

2. Характер влияния на деятельность организации

 внешних  переменных.

 

В условиях рыночной экономики  предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения  внешней среды и адаптировать эти организационные структуры  к этим изменениям. Поэтому дальнейшее внимание к вопросу о проблеме сущности организации необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных проблем.

Внешняя среда включает в себя ближнее и дальнее окружение. Ближнее окружение (микросреда) состоит из фирм и объединений, с которыми компания взаимодействует, и включает потребителей, поставщиков, партнеров, конкурентов и другие группы, на которые компания может оказывать влияние. Дальнее окружение (макросреда) – это то, на что компания не может оказывать влияния и чем не может управлять.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывают или могут оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требуют принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений.

Одним из способов определения  окружения и облегчения учета  его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым  окружением организации. Это окружение формирует субъекты среды, непосредственно влияющие на деятельность определенной организации. К ним относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены нами далее: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не оказывают такого же заметного влияния на организацию, как факторы среды прямого воздействия. Однако их требуется постоянно отслеживать, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам внешней среды косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социо-культурные и политико-правовые, а также международные изменения.

Изменчивая внешняя  среда представляет собой область  постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды  входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи  организации. К этим аспектам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.

Классификация факторов и качеств внешней среды  вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь принятой в менеджменте классификации можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды: взаимосвязанность факторов; сложность; подвижность; неопределенность.

Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует на другие факторы.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Однако, при том, что  эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя  среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения  во внешней среде затрагивают, прежде всего, фармацевтическую, химическую, электронную, авиационно-космическую отрасли, производство программных продуктов, биотехнологии, а также телекоммуникации.

Эффективная деятельность организации предполагает, что менеджер обладает навыками работы в условиях неопределенности внешней среды, отсутствии достаточной информацией для того, чтобы точно прогнозировать динамику нужд потребителей и изменения внешних факторов.

 

 Внешняя среда: факторы прямого воздействия

 

Внешняя среда прямого воздействия для организации – это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым  окружением организации или средой задач. Как уже указывалось нами выше, к ней относятся:

1) потребители (частные  лица и компании, государственные  органы;

2) поставщики материальных  ресурсов, оборудования, энергии, капитала  и рабочей силы;

3) государственные органы  и законы;

4) конкуренты – лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.

1) Первой группой влияния  в рыночной среде являются  потребители. Это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и / или услуги предприятия-производителя для удовлетворения своих потребностей.

Профиль покупателей  может быть составлен по следующим  характеристикам:

– географическое месторасположение покупателя;

– демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности);

– социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы и привычки;

– отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта и как оценивает продукт.

Изучая потребителя, фирма  также уясняет для себя, насколько  сильны его позиции по отношению  к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы поменьше возможностей в выборе продавца. Существует целый ряд факторов, которые определяют торговую силу покупателя и обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа потребителя.

К числу таких факторов относятся: соотношение степени  зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; объем закупок, осуществляемых покупателем: уровень информированности покупателя; наличие замещаемых продуктов; стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене.

Все многообразие внешних  факторов находит отражение в  потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию.

Необходимо учитывать  факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

2) Поставщики обеспечивают  поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов. Основными ресурсами выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, а также рабочая сила.

Традиционно отношения  между производителями (фирмой-потребителем сырья) и поставщиками напоминали отношения между двумя соперниками, находящимися в вечном противостоянии. Взаимоотношения с поставщиками зачастую напрямую влияют на избираемую стратегию развития бизнеса.

Взаимодействия с поставщиками финансовых ресурсов всегда строились особым образом. К этой группе относятся банковские и кредитные учреждения, инвестиционные и венчурные фонды, частные инвесторы, акционеры. Возможность развивать бизнес часто зависит от возможности привлечения дополнительных финансов. Поэтому для любой коммерческой организации очень важно, насколько инвестиционно привлекательно она выглядит. В России сейчас все больше крупных предприятий – лидеров отрасли переходят на западные стандарты отчетности, внедряют корпоративную культуру и проводят оценку гудвилл. Имидж становится их оружием в борьбе за «благосклонность денег».

3) Каждая организация  имеет определенный правовой  статус, являясь единоличным владением,  компанией, корпорацией или некоммерческой  корпорацией. Именно это определяет, как организация может осуществлять свою хозяйственную деятельность, и какие налоги она должна платить.

4) Изучение конкурентов,  с которыми организации приходится  бороться за ресурсы, полученные  из внешней среды, направлено  на то, чтобы выявить их слабые  и сильные стороны и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Под конкурентной средой фирмы понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителем (продавцом) и потребителем продукции.

Гайдаенко Т.А. отмечает, что: конкурентная среда рынка определяется типом конкуренции и структурой рынка, а также другими факторами развития различных организационно-правовых форм собственности субъектов рынка, характером государственного регулирования. Структура рынка характеризуется:

1) степенью монополизации;

2) уровнем дифференциации  конкурирующих продуктов;

3) наличием барьеров  для входа на рынок;

4) уровнем интеграции  фирм;

5) степенью диверсификации  производства товаров;

6) уровнем и структурой  затрат на производство и сбыт продукции.

Оценивая конкурентную среду, важно также выявить конкурентные силы, которые определяют привлекательность  отрасли и позиции фирм в конкурентной борьбе. Конкурентная борьба формируется  не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды также являются и те организации, которые могут войти на рынок, и производящие замещающий продукт.

Влияние на организацию  такого фактора как конкуренция  проявляется во многих аспектах управления. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам.

Таким образом, можно  сказать, что факторы внешней  среды прямого воздействия есть не что иное, как генератор деятельности организации, ее быстрой реакции  и осуществления тех или иных действий. Они оказывают непосредственное влияние на организацию и поэтому требуют особого внимания руководства.

 

Факторы среды  косвенного воздействия

 

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее  окружение обычно не влияют на организацию  так заметно, как факторы среды  прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

К факторам внешней среды  косвенного воздействия относят:

  1. технологии;
  2. состояние экономической среды;
  3. социокультурные факторы;
  4. законодательно-политические факторы;
  5. международные изменения.

Рассмотрим возможные  направления воздействия на предприятие  каждого из перечисленных выше факторов.

  1. Технология – это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.

Технологические изменения  включают в себя научные и технические  нововведения в отдельной отрасли, а также в обществе в целом. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора, она отражает уровень научно-технического развития, воздействующего на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.

Информация о работе Характеристика процессуальных теорий мотивации, их применение