Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Работа содержит 1 файл

контрольная по менеджменту.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    Планирование  можно классифицировать по следующим  признакам:

    - по степени охвата;

    - по предмету планирования;

    - по сфере функционирования;

    - по срокам;

    - по содержанию планирования и т.д.

    Основные  задачи планирования деятельности организации:

    - выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;

    - обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;

    - формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;

    - комплексное обеспечение выполнения планов;

    - формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

    - координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;

    - стимулирование выполнения планов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика функции принятия решения на предприятии 

РЕШЕНИЕ - это  выбор альтернативы.

Важность рассмотрения  вопроса  о роли принятия решения в управлении определяется также тем, что в литературе имеет место смешение понятий «решение руководителя (менеджера)» и «управленческое решение». Оба понятия объединяются единым названием «управленческое решение». Все-таки следует проводить различие между этими понятиями. Первое понятие характеризует принятие руководителем любых решений, вытекающих из характера его деятельности (управленческих, экономических, производственных и т.п.). Это расширенная трактовка понятия управленческого решения. Здесь затрагиваются разнообразные сферы деятельности, которыми управляет руководитель (финансовые,  производственные,  сбытовые и др.). Представляется, что такие решения правильнее назвать решениями в Состав и численность аппарата управления в целом, равно как состав и численность работников входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.

Деятельность  аппарата управления направлена на то, чтобы объединить в общем потоке управленческого труда все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные управленческие функции. Поэтому важное значение имеет анализ функционального аппарата менеджмента.

Анализ функций  управления дает возможность систематизировать  знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления — составляющая менеджмента, а результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления.

Выбор объекта  анализа зависит от задач его проведения. Можно выявить виды работ, тесно взаимосвязанные и в то же время представляющие единую функцию управления, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы, затем проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации за объект анализа берут подфункцию (функциональную подсистему), в состав которой входит этот круг работ.

Анализ отдельных  операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда нужно  выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.

Содержание анализа  функций управления состоит: в контроле за ходом их выполнения; оценке соответствия подразделения функциям управления; выявлении резервов распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между работниками управления; разработке мероприятий по использованию резервов.

Многогранность  анализа, необходимость поисков резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа закрепляется за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам.

Исходными данными  для анализа могут быть: результаты анкетного опроса или интервью; наблюдение за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой  функционального отдела и т.д.); анализ документооборота; изучение нормативно-инструктивных материалов, отчетов о выполнении работ, заключений комиссий, протоколов совещаний, собраний и др.

В процессе анализа  функций управления изучаются:

соответствие  целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления;

содержание работ  каждой функции по уровням управления;

распределение функций управления по подразделениям;

распределение прав и обязанностей между работниками  аппарата управления;

связи функций  управления.

Все это основные направления анализа функций управления. Независимо от объекта, методов и направлений проведения он должен осуществляться в строгой последовательности: составляется программа анализа, проводятся отбор исходных данных и их изучение, обобщаются результаты анализа и даются соответствующие рекомендации.

Результаты анализа  функций управления могут быть выражены в виде:

функциональной (экономико-организационной) модели управления, которая отражает взаимосвязь функций  управления и конкретных исполнителей;

функциограммы (функциональной диаграммы), которая  показывает, как связаны между  собой подразделения в статике;

графика выполнения работ (сетевого или календарного), отражающего динамику выполнения работ  и их взаимосвязь.

Результатом анализа  могут быть мероприятия, направленные на:

отделение вспомогательных  и рутинно-расчетных работ;

рационализацию  связи между работниками и  исполнителями;

выделение общих  работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;

выделение координирующих межфункциональных работ.

Таким образом, основными направлениями анализа  функций управления являются исследование всей их суммы, которая составляет содержание управления, установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим  перед объектом управления, а также совершенствование его организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика функции учета на предприятии 

В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия  возникает значительное количество оперативной информации, которая  представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

Наибольшее значение для управления имеет экономическая  информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом  и статистическом учете, а также  в планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия.

На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской  информации предъявляются такие  требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, должна удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. В общем виде это можно представить в виде следующего рис. 1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика функции контроля на предприятии

Контроль-это  системное наблюдение за выполнением  планов, заданий и

результатами  хозяйственной деятельности, обеспечение  с помощью информации

обратной связи  с управляемым объектом. Учет и  контроль необходимы для

управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на

предприятии. Контроль как основная функция менеджмента  объединяет все виды

управленческой  деятельности, связанные с формированием информации о

состоянии и  функционировании объекта управления (учет), изучения информации

о процессах  и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и

оценке процессов  развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля

состоит из установки  стандартов, изменения фактически достигнутых

результатов и  проведения корректировок в том  случае, если достигнутые

результаты существенно  отличаются от установленных стандартов. С помощью

контроля менеджер выявляет проблеммы, причины их возникновения и принимает

активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Существует три  основных вида контроля: предварительный, текущий и

заключительный.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме  определенной политики,

процедур и  правил. Прежде всего он применяется  по отношению к трудовым,

материальным  и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже  идет и обычно

производится  в виде контроля работы подчиненного его непосредственным

начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа

закончена или  истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях.

Управляющие системы  в организациях имеют разомкнутую  обратную связь, так

как руководящий  работник, являющийся по отношению  к системе внешним

элементом, может  вмешиваться в ее работу, изменяя  и цели системы, и

характер ее работы.

   В процессе  контроля есть три четко различимых  этапа: выработка

стандартов и  критериев, сопоставление с ними реальных результатов и

принятие необходимых  корректирующих действий. На каждом этапе  реализуется

комплекс различных  мер.

Первый этап процесса контроля - это установка  стандартов, т.е. конкретных,

поддающихся измерению  целей, имеющих временные границы. Для управления

необходимы стандарты  в форме показателей результативности объекта

управления для  всех его ключевых областей, которые  определяются при

планировании.

Информация о работе Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь