Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли групп в развитии организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику формальным и неформальным группам;
2) рассмотреть роль групп в процессе деятельности организации;
3) определить методы управления формальными и не формальными группами в организации.
ВВЕДЕНИЕ
Человек нуждается в общении с себе подобными и получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. В некоторых случаях они кратковременны и незначительны. Однако если два и более человека проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг с другом, постепенно происходит психологическое осознание существования друг друга, что изменяет поведение людей. Эти самым подтверждается существование социальных взаимоотношений. Когда происходит такой процесс, случайное скопление людей становится группой.
Межличностные отношения
служат источником
Межличностные отношения, в свою очередь, осуществляются в группах. Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Всё это и обуславливает ту важную роль, которую группа играет в жизни любого человека, в том числе и в его трудовой деятельности.
Человек для достижения определённых целей старается формализовать межличностные отношения, заключив их в определённые правовые и организационные рамки, то есть, придать им форму. Таким образом, в коллективе возникают формальные отношения, которые помогают достижению поставленной перед организацией цели. Но по ряду причин нельзя формализовать все межличностные отношения, что в свою очередь ведёт к формированию в организации неформальных групп.
Существование неформальных и формальных групп имеют и положительное и отрицательное влияние на развитие организации. Проявление этого влияния напрямую зависит от руководителя организации. Это неизбежные процессы, любая организация сталкивается с этим явлением и если вовремя не решить проблему, то можно потерять власть и влияние на неформальную группу.
Именно поэтому руководство должно научиться управлять ими и разумно сочетать формальное и не формальное. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение роли групп в развитии организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – формальные и неформальные группы в организации.
Предмет исследования –
межличностные отношения в
1.1. Формальные группы
Каждый из нас принадлежит одновременно нескольким группам. Все мы – члены семейных групп, групп друзей, коллективов, административных групп. Некоторые из них кратковременны, другие сохраняются годами. Таким образом, можно сказать что группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры и т.п.)
Группой считаются двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц [12, с. 436].
Группа, в которой межличностные
отношения опосредствуются
Необходимо отметить, что общение в коллективе и общение в случайной группе заметно отличаются. Так, человек становится наиболее внушаемым, когда общается в случайной группе. Хорошо зная коллектив в целом, многих его членов, индивид сознательно, избирательно реагирует на мнение каждого, ориентируясь на отношения и оценки, сложившиеся в совместной деятельности, на ценности, которые приняты и утверждаются всеми. Состояние же индивида в случайной, неорганизованной группе, в условиях дефицита информации о лицах, ее образующих, способствует повышению внушаемости. Таким образом, если поведение человека в неорганизованной, случайной группе определяется исключительно местом, которое он выбирает для себя - чаще всего преднамеренно, то в коллективе существует еще одна специфическая возможность - коллективистическое самоопределение личности. Личность избирательно относится к воздействиям одной конкретной общности, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от опосредствующих факторов - оценок, убеждений, идеалов.
Коллективистическое самоопределение возникает в том случае, когда поведение личности в условиях специально организованного группового давления обусловлено главным образом принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями.
В другой плоскости психологических исследований был выявлен феномен, получивший название коллективистическая идентификация. Это феномен межличностных связей, который предполагает такую мотивацию отношений к товарищу как члену коллектива, когда субъект, исходя из высоких нравственных мировоззренческих принципов, относится к другим как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе, когда противопоставление «Я» и «Они» заменяется понятием «Мы» [10, с. 97].
Коллективистическая интеграция в равной мере предполагает отказ от альтруистического всепрощения и от эгоистического потребительского отношения к окружающим. Гуманность, забота о товарище, как и требовательность к нему, - норма коллективистических взаимоотношений. Так, возникает психологический климат, благоприятный для всестороннего гармоничного развития личности. Нарушением принципов коллективистической интеграции является поведение, при котором к себе и к другим в одной и той же или сходной ситуации индивид применяет разные нравственные нормы и строит свои поступки, исходя из подобных норм[10, с.103].
В результате активного взаимодействия с другими членами группы, решая конкретные задачи, индивид обретает свои ценностные ориентации. Их усвоение предполагает и своего рода контроль за личностью, реально осуществляемый группой или предписываемый личностью в группе. Ориентация на ценности группы, на ее мнение заставляет индивида выделять круг лиц, позиция и оценка которых для него наиболее существенны.
Существует два основных типа групп:
1) формальные;
2) неформальные [6, c.16].
Оба эти типа имеют значение для организации и оказывают большое влияние на её членов.
Формальная группа – группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса [12, с. 697].
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
В организации существует три типа формальных групп: группы руководителей, рабочие группы и комитеты. Группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которое также могут иметь своих подчиненных. В рабочую группу входят лица, вместе работающие над одним и тем же заданием. Эти группы отличаются от первого типа тем, что у них имеется значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Третий тип, комитет – группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания [12, с. 431].
Если вникнуть в значение слова «формальный», то можно отметить, что это значение имеет отрицательный оттенок. Формальный подход к проблеме означает незаинтересованность в конечном результате. Но в тоже время, формальное способствует развитию организации. Можно выделить следующие преимущества формализма:
1)формализм делает общим достоянием полученные знания и, основывающиеся на них, передовые технологии и приемы работ;
2)формализм устанавливает единые нормы и правила для всех, чем исключает произвол и способствует объективизации деятельности;
3) формализм обеспечивает
«прозрачность» постановки
Можно выделить следующие особенности формальной группы:
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:
1) вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находится между двумя другими – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;
2) функциональная организация, в соответствии с которой, руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;
3) штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
1.2. Неформальные группы
Не все процессы, происходящие в обществе, и коллективе в частности, подлежат формализации. Тот факт, что формальные группы не полностью заполняют сложность человеческих взаимоотношений, является основанием для возникновения неформальных групп. Нельзя должностными инструкциями предусмотреть все возможные ситуации. Более того, формализация всех субъективных представлений в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся группу людей, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:
Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам: