Группа—центр принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 02:15, курсовая работа

Описание работы

Современный менеджмент сложно представить себе без такого явления как группа. То, что управлять каждым человеком персонально—занятие крайне неэффективное стало ясно уже давно. Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей т. е. групп. Совершенно понятно, что слаженная группа специалистов имеет намного больше шансов добиться успеха, в отличие от ситуации, если бы каждый человек работал в одиночку.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Группа—объект управления -------------------------------------------------------------------------- 4

1.1 Группа: понятие, основные черты ------------------------------------------------------------------4

1.2 Процесс формирования эффективной группы --------------------------------------------------- 8

1.3 Неформальные группы и их использование в управлении организацией ----------------11

2. Группа—центр принятия решений. ---------------------------------------------------------------- 14

2.1 Распределение ролей в группе.--------------------------------------------------------------------- 14

2.2 Конформизм: соотношение «за» и «против».--------------------------------------------------- 17

Заключение --------------------------------------------------------------------------------------------------22

Литература -------------------------------------------------------------------------------------------------- 22

Работа содержит 1 файл

menegment 7semestr.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Групповое давление—едва ли не самый сильный  способ воздействия на поведение  человека в рамках коллектива, и, оказавшись в одиночестве, он часто уступает последнему, даже если прав, поскольку  в противном случае давление может  перерасти в открытое принуждение. В то же время член коллектива с высоким статусом может себе позволить в значительной степени игнорировать нормы. 

     Мир для человека таков, каким он себе его представляет. Часто он оценивает  справедливость этих представлений  на основе того, что они разделяются другими. В противном случае он теряется и плохо ориентируется в ситуации, поскольку согласие с групповым мнением стабилизирует образ реальности, укрепляет уверенность в себе. Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним давлением, сколько из-за боязни испортить отношения. 

     В зависимости от своего характера  и других личных качеств люди По разному относятся к нормам поведения  и групповому давлению. Вероятность  признать ту или иную ценность или  выбрать ту или иную позицию зависит от степени приверженности ей, доверия ее носителям, уверенности в себе, твердости убеждений. Обычно позиции легче формируются и изменяются у молодежи, поскольку в ее систему ценностей легче внести новое. 

     Одни  полностью их принимают и честно стремятся им соответствовать; другие, хотя внутренне и отвергают, на практике придерживаются их, чтобы не потерять расположение группы, однако лишь до того момента, пока это выгодно; третьи их не принимают внутренне и не стараются этою скрывать. Конечно, группа стремится избавиться от таких людей, но это не всегда возможно, ибо те или иные качества их оказываются для нее необходимыми, и тогда ей приходится уступать. 

     Обратной  стороной медали является негативизм. Когда член группы не соглашается  с мнением группы, (иногда даже против логики), из сознания собственной уникальности и уникальности высказываемой точки зрения. Хотя зачастую подобная реакция—это не более чем проявление эгоистического характера личности и предвзятого отношения к альтернативному взгляду на проблему. 

     В крайних формах эти два явления  ведут к деградации группы, и к  снижению эффективности ее деятельности. Крайний конформизм сводит способности  группы к способностям одного человека, как правило лидера, способности  же остальных членов команды постепенно атрофируются. В свою очередь негативизм является прекрасной почвой для возникновения конфликтов, эскалация которых ведет к разрушению связей внутри группы (если конечно не пытаться управлять конфликтами). 

     В случае удачной комбинации конформизма  и расхождения во взглядах (мягкая форма негативизма) внутри группы, последняя скорее всего будет работать с прогрессирующей эффективностью, постоянно наращивая собственный опыт и потенциал, что по сути есть явление положительное. 

2.3. Анализ конкретной  ситуации. 

     В 1996 году в Москве была создана небольшая  компания «Информтехника», которая  занималась созданием профессиональных информационных технологий для различных  отраслей промышленности, различных  информационных товаров (радиотелефоны, программное обеспечение, компьютеры, мини АТС и т.д.), а также технологий hi-tech. В течение двух лет компания успешно развивалась. Многие ее товары оказались востребованы рынком. Многими заинтересовалось государство, а некоторые даже получили призы на международных выставках информационных технологий. Таким образом, к началу 1998 года «Информтехника» подошла динамично развивающейся компанией. Но руководитель фирмы Андрей Колесников внезапно обнаружил, что внутри коллектива фирмы все чаще происходят конфликты. Стало понятно, что необходимо перестраивать структуру фирмы и вырабатывать адекватную идеологию. 

     Андрей  Колесников принял решение организовать своеобразную команду идеологов-начальников, на которых бы ориентировался весь персонал. И это ему удалось. Набрав управленческую команду из настоящих фанатиков своего дела, он добился того, что в настоящее время любой сотрудник фирмы, выполняющий даже самую рутинную работу, гордится компанией, в которой он работает. Примером может служить разговор журналиста с одним из управляющих компании «Информтехника». На вопрос: «Каковы же основные цели вашей фирмы?» он с гордостью ответил: «Ну как же, мы же развиваем отечественный hi-tech. Это же наши разработки выйдут скоро на мировой рынок!». Андрей Колесников считает, что, работая в команде, необходимо ставить перед собой сверхзадачу, иначе никогда не добьешься успеха, а деньги – очень короткая цель, эта цель находится внутри компании и не побуждает ее к движению. А вот когда лозунг «Подъем российского производства и науки» становится внутрифирменной реальностью, даже технический персонал воодушевляется, у всех есть общее дело. «Очень важно – говорит А. Колесников – вынести цель как можно дальше за пределы компании, тогда управленческая команда, как бы борется против внешнего врага. И в этой борьбе каждый знает свое место, потому что каждый отдает все свое умение, для достижения цели. Когда же такой внешний враг исчезает, все начинают думать о том, кому больше платят или у кого больше власти или выше положение». 

     На  сегодня цель сравнительно небольшой по меркам западных информационных гигантов фирмы «Информтехника» в формулировке ее руководителей выглядит очень амбициозно—стать русской Nokia, то есть раскрутить на международном уровне отечественный конкурентноспособный брэнд-лидер в сфере высоких технологий. 

     Как видно из ситуации, созданная руководителем  команда сыграла решающую роль не только в непосредственном процессе управления, но и в такой сложной  сфере как формирование внутрифирменной  идеологии. В свою очередь эффективная  идеология является крайне действенным рычагом при осуществлении мотивационной деятельности руководства.  
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Подведем  итоги. Использование фирмой в своей  деятельности групповой структуризации в целом дает положительный эффект. Необходимо добиться такого состояния системы, при котором группа двигалась бы в направлении, определенном целями фирмы. При осуществлении оперативного руководства в группе всегда необходимо учитывать состав команды и персональные возможности каждого. Прогноз ситуации и предупреждение возможных конфликтов, а также создание адекватной системы мотивации и делегирования, использование неформальных каналов связи и поступающей по ним информации—все это первостепенные задачи менеджера, желающего, чтобы подконтрольная ему группа с максимальной отдачей. Жизнь группы—процесс динамичный, и отслеживание изменений и метаморфоз также позволит увеличить продуктивность работы или минимизировать степень конфликтности. Члены команды не должны подстраиваться под кого-то одного, но обязаны иметь способность к конструктивному диалогу и разумному компромиссу. 

     Очень важно учитывать психологический  и социально-психологический аспекты  в жизнедеятельности группы, выполняемые  тем или иным членом команды групповые  социальные роли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала.—М.:Юристъ, 1998. 

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд.—М.1999. 

Семь нот менеджмента—М.:ЗАО  «Журнал Эксперт»,1998. 

Десслер Г. Управление персоналом,—М.1997. 

Мэскон М. и  др. Основы менеджмента,—М.1997. 

Управление организацией/под  ред. Поршнева и др.,—М.1998. 

Организационное управление/под ред. Архиповой Н.И.—М.1998.

Информация о работе Группа—центр принятия решений