Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.

Содержание

Введение 3
1.Основные аспекты поддержки инновационной деятельности. 6
1.1 Правовая поддержка 6
1.2 Формирование инфраструктуры инновационной деятельности в Российской Федерации 9
2.Активация инновационной деятельности в регионах РФ 12
3. Состояние инновационного процесса в РФ 15
3.1 Перспективы развития 15
3.2 Состояние инновационной базы РФ 16
4.Иновационная стратегия 18
4. 1.Роль предприятия в инновационной стратегии 18
4.2 Классификация 18
5.Разработка инновационного проекта 22
5.1 Аргументирование проекта. Резюмирование 22
5.2 Характеристики 22
Заключение 26

Работа содержит 1 файл

Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности.docx

— 35.59 Кб (Скачать)

     Одним  из главных условий для этого  перехода является вопрос материально-технического  обеспечения. Основными источниками  для финансирования инновационного  процесса могут быть государственные,  корпоративные или частные средства. Финансовые ресурсы для построения  инновационного механизма ВПК  на протяжении всего ХХ века  в России оставались исключительно  государственными. Добыты они были  сначала с помощью экспроприации  частных капиталов (прежде всего  у крестьянства), а затем путем  целенаправленного перераспределения  монополизированных государством  ресурсов страны в пользу ВПК. 

     Может  ли быть создан новый инновационный  механизм в России аналогичным  способом? Нет. По причине того, что результатами его работы  должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это  обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей  внутри страны, во-вторых, позитивный  имидж России в глазах будущих  потребителей наших товаров в  других странах мира, и, в - третьих,  свободный поток людей, идей, товаров,  ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два  последних условия, которые необходимо  соблюдать, являются определяющими  для всех внутри и внешнеполитических  действий нынешних и будущих  российских властей на протяжении  всего следующего века. [3.54] 

     Если  стране нужны деньги на развитие  инновационного процесса, а отбирать  или упразднять их, по изложенным  выше причинам нельзя, то власти  могут попытаться занять недостающие  средства. Ждать прямой государственной  помощи в финансировании инноваций  гражданского назначения в ближайшие  годы не приходится. 

     Но  в рыночной экономике финансированием  инновационного процесса должны, прежде всего, заниматься сами  компании-производители. К сожалению,  у российских производителей  потребительских товаров и услуг  инвестиционные возможности в  подавляющем большинстве случаев  отсутствуют. Хотя некоторые из  них смогли бы уже сейчас  взять банковские кредиты для  внедрения в производство перспективных  разработок, но финансировать НИОКР  самостоятельно они пока не  в состоянии. Парадокс заключается  в том, что наши производители  потребительских товаров должны  сначала наладить выпуск конкурентоспособных  товаров, и только потом они  смогут полученные средства частично  использовать для финансирования  своей инновационной деятельности. 

     Таким  образом, для финансового обеспечения  разработки новых конкурентоспособных  потребительских товаров и услуг  на данном этапе развития России  остается практически единственный  путь - создать условия для привлечения  на эти цели частного российского  капитала.[6.85] 

  

      2. Активация инновационной деятельности  в регионах РФ  

     Коммерциализация  технологий немыслима без инвестиций, а вместе они выстраиваются  в схему, обязательными компонентами  которой должны быть: перспективные  технологии, рынок перспективного  труда, кадры, финансы, а также  инфраструктура, базовыми элементами  которой являются организации,  удовлетворяющие определенному  набору требований.

     Не  требуется специально обосновывать  тезис о том, что именно территориальные  административно-хозяйственные комплексы  должны являться активными субъектами  реализации общегосударственной  хозяйственной (в т.ч. инновационной). 

     Регионы,  в силу их близости к непосредственной  хозяйственной деятельности, должны  двигаться не в фарватере, а  в авангарде формируемой государством  политики, предлагая и даже навязывая  центру конкретные формы и  механизмы реформирования и стимулирования  хозяйственной деятельности. Именно  так давно обстоит дело в  стабильно развивающихся странах. 

     Имеющаяся  и формируемая в регионах инфраструктура  научно-технической и инновационной  деятельности очень неэффективна  именно в части влияния на  региональную инновационную политику. Представительства центральных  органов управления, занимаясь исполнением  соответствующих их профилю функций,  практически не координируют  свою деятельность друг с другом  и лишь эпизодически взаимодействуют  с местной властью. То же  характерно и для различных  центров содействия бизнесу, бизнес-инкубаторов  и подобных им структур, созданных  инициативно или за счет средств  международных фондов. Их деятельность  также разобщена, их влияние  на общерегиональную инновационную  обстановку минимально, да и занимаются  они не столько инновационной,  сколько хозяйственной деятельностью  вообще, что позволяет им как-то  сводить концы с концами. [6.82] 

     Эффективная  политика базируется на объективном  анализе хозяйственной ситуации, трезвой оценке имеющихся ресурсов  и возможностей, ориентируется на  достижимые, а не фантастические  цели, свободна от идеологов и  мифов. Учитывая тяжелейшую экономическую  ситуацию в стране вообще и  в научно-производственном секторе  в частности, при разработке  региональной инновационной политики  необходимо использовать максимально  прагматичные подходы. Необходимо  жестко определить первоочередные  цели региона в инновационной  сфере, соразмерные с наличными  возможностями 

     Приходится  констатировать, что ни региональные  власти, ни крупный бизнес - потенциальные  субъекты «большой» инновационной  политики - сыграть свои роли локомотивов  инновационной сферы в настоящее  время объективно не могут.  Первые - по причинам реальной  перегрузки от перманентного  латания дыр в социальной и  коммунальной сферах регионов  и отсутствия свободных ресурсов, вторые - из-за естественной ориентации  на другие виды деятельности, экономически заметно более привлекательные  сегодня, чем инвестиции в технологические  проекты и наукоемкое производство. Очевидно, что интересы и возможности  активно влиять на инновационные  процессы у названных региональных  субъектов могут возникнуть не  ранее, чем начнутся реальные  процессы стабилизации и роста  в производственных секторах  хозяйства. Другими словами, объективных  условий для полнокровного развертывания  инновационных процессов в регионах  сегодня еще нет. Единственным  реальным движением в региональной  инновационной сфере могут быть  лишь локальные шаги, осуществляемые  в пределах имеющихся возможностей  отдельными субъектами инновационного  предпринимательства, бизнес-центрами, малыми фирмами, научными организациями  или учебными институтами, осознающими  необходимость создания интеллектуальной  базы и организационных основ  для будущего оформления полноценной  региональной инновационной политики. С этой точки зрения, безусловно, полезным могло бы быть инициирование  в регионах аналитической и  проектной работы, направленной  на обследование реального инновационного  потенциала территориальных комплексов, выявление и вовлечение активных  субъектов инновационного предпринимательства,  определение истинных проблем  в нормативном, организационном,  ресурсном, кадровом его обеспечении,  разработку механизмов и вариантов  их решения. 

     Такая  деятельность, конечно, еще не  начало регионального инновационного  развития, но одно из важнейших  условий его обеспечения в  будущем. И поэтому, а также  ввиду относительно небольших  затрат, требуемых для осуществления  такого аналитического этапа, именно региональная власть должна была бы выступить в качестве его заказчика и организатора. Но для этого в административных структурах должна быть преодолена традиционная их ориентации на взаимодействие лишь с крупными «базовыми» предприятиями регионов и недооценка значимости инфраструктуры. Альтернативой такому варианту может быть инициатива имеющихся инновационных структур, объединяющих собственные ресурсы и возможности. Однако реализация такого сценария требует преодоления другого негативного фактора - инерции дезинтеграционных процессов, преобладавших в хозяйственной среде все последние годы и породивших у ее субъектов стремление к индивидуальным формам деятельности.[2.75] 

  

      3. Состояние инновационного процесса  в РФ

     3.1 Перспективы развития

  

     В  передовых странах разработка  и внедрение технологических  инноваций является решающим  фактором социального и экономического  развития, залогом экономической  и национальной безопасности. 

     Производственный  потенциал многих развивающихся  стран сосредоточен на начальных  стадиях цикла: в ресурсодобывающей  и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют  избыточные мощности в обрабатывающей  промышленности и производстве  конечной продукции, значительная  доля которых экспортируется, то  развивающиеся страны экспортируют  первичные ресурсы, энергоносители  и продукты их переработки,  импортируя конечную продукцию  перерабатывающей и обрабатывающей  промышленности. Такой тип технологической  структуры в мировой практике  принято называть колониальным. 

     Вместе  с тем некоторые промышленно  развитые страны имеют достаточно  развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран  обладает вполне современными  технологиями в обрабатывающей  промышленности и производстве  конечной продукции. 

     В  настоящее время скорость, объём  и глубина инновационного процесса  во многом определяют экономический  и политический вес страны  на мировой арене. Так в недавнем  выступлении Николя Саркози, нового  президента Франции, он особо  отметил, что видит главную  роль в наращивании национальной  мощи Франции в глубоких социальных  и экономических изменениях. Он  в частности сказал - «21 век - век  изменений. Те, кто не смогут  успеть за постоянно растущими  темпами глобальных изменений  в мире останутся на обочине  истории». Не больше, не меньше!» 

     И  в нашей стране, благодаря удачной  конъюнктуре сырьевых мировых  рынков, оказалось возможным включиться  в мировой инновационный процесс.  В России наблюдаются рост  темпа внедрения инноваций в  общественной, духовной, экономической  и политической сферах. И самое  главное с приходом нового  поколения людей на руководящие  должности, существенно снизился  уровень «страха пред нововведениями». [7.23]

     3.2 Состояние инновационной базы  РФ

  

     Не  смотря на то что, в настоящей  исторической перспективе, наблюдаются  положительные макроэкономические  тенденции, общий уровень экономики  страны похож, всё ещё, на  колониальную экономику развивающихся  стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих  стран Россия располагает весьма  значительными мощностями в обрабатывающей  промышленности и в сфере обороны. 

     После  изменения государственного строя  в 1991 году и ускоренного перехода  России к рынку состояние и  изменения технологической структуры  экономики страны практически  не интересовали государственную  власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну. [20,57] 

     В  результате замедлилось обновление  производственных мощностей, нарушились  кооперационные связи. Если принять  во внимание, что переход к  рынку сопровождался практически  насильственной приватизацией, то  становится ясно, почему в России  в два раза сократился ВВП,  резко снизились объемы промышленного  производства. Целесообразно оценить  деятельность хозяйствующих субъектов,  направленную на выполнение задач,  сформулированных президентом России  в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического  потенциала. Показатели в основном  неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями  и разработками составляет 895 тысяч  человек, по данным на 2008 год. [11.41] 

  

      4.Иновационная стратегия

     4. 1.Роль предприятия в инновационной  стратегии

  

     Одной  из основных характеристик современного  экономического развития является  его неравномерный характер, обусловленный  процессом периодического замещения  технологий, созданных на основе  передовых на определенном этапе  времени научно-технических разработок. 

Информация о работе Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности