Одним
из главных условий для этого
перехода является вопрос материально-технического
обеспечения. Основными источниками
для финансирования инновационного
процесса могут быть государственные,
корпоративные или частные средства.
Финансовые ресурсы для построения
инновационного механизма ВПК
на протяжении всего ХХ века
в России оставались исключительно
государственными. Добыты они были
сначала с помощью экспроприации
частных капиталов (прежде всего
у крестьянства), а затем путем
целенаправленного перераспределения
монополизированных государством
ресурсов страны в пользу ВПК.
Может
ли быть создан новый инновационный
механизм в России аналогичным
способом? Нет. По причине того,
что результатами его работы
должны стать не средства вооружения,
а потребительские товары,. Это
обязывает государство обеспечить,
во-первых, наличие денег у потребителей
внутри страны, во-вторых, позитивный
имидж России в глазах будущих
потребителей наших товаров в
других странах мира, и, в - третьих,
свободный поток людей, идей, товаров,
ресурсов и т.д. как в страну,
так и из нее. Причем два
последних условия, которые необходимо
соблюдать, являются определяющими
для всех внутри и внешнеполитических
действий нынешних и будущих
российских властей на протяжении
всего следующего века. [3.54]
Если
стране нужны деньги на развитие
инновационного процесса, а отбирать
или упразднять их, по изложенным
выше причинам нельзя, то власти
могут попытаться занять недостающие
средства. Ждать прямой государственной
помощи в финансировании инноваций
гражданского назначения в ближайшие
годы не приходится.
Но
в рыночной экономике финансированием
инновационного процесса должны,
прежде всего, заниматься сами
компании-производители. К сожалению,
у российских производителей
потребительских товаров и услуг
инвестиционные возможности в
подавляющем большинстве случаев
отсутствуют. Хотя некоторые из
них смогли бы уже сейчас
взять банковские кредиты для
внедрения в производство перспективных
разработок, но финансировать НИОКР
самостоятельно они пока не
в состоянии. Парадокс заключается
в том, что наши производители
потребительских товаров должны
сначала наладить выпуск конкурентоспособных
товаров, и только потом они
смогут полученные средства частично
использовать для финансирования
своей инновационной деятельности.
Таким
образом, для финансового обеспечения
разработки новых конкурентоспособных
потребительских товаров и услуг
на данном этапе развития России
остается практически единственный
путь - создать условия для привлечения
на эти цели частного российского
капитала.[6.85]
2. Активация инновационной деятельности
в регионах РФ
Коммерциализация
технологий немыслима без инвестиций,
а вместе они выстраиваются
в схему, обязательными компонентами
которой должны быть: перспективные
технологии, рынок перспективного
труда, кадры, финансы, а также
инфраструктура, базовыми элементами
которой являются организации,
удовлетворяющие определенному
набору требований.
Не
требуется специально обосновывать
тезис о том, что именно территориальные
административно-хозяйственные комплексы
должны являться активными субъектами
реализации общегосударственной
хозяйственной (в т.ч. инновационной).
Регионы,
в силу их близости к непосредственной
хозяйственной деятельности, должны
двигаться не в фарватере, а
в авангарде формируемой государством
политики, предлагая и даже навязывая
центру конкретные формы и
механизмы реформирования и стимулирования
хозяйственной деятельности. Именно
так давно обстоит дело в
стабильно развивающихся странах.
Имеющаяся
и формируемая в регионах инфраструктура
научно-технической и инновационной
деятельности очень неэффективна
именно в части влияния на
региональную инновационную политику.
Представительства центральных
органов управления, занимаясь исполнением
соответствующих их профилю функций,
практически не координируют
свою деятельность друг с другом
и лишь эпизодически взаимодействуют
с местной властью. То же
характерно и для различных
центров содействия бизнесу, бизнес-инкубаторов
и подобных им структур, созданных
инициативно или за счет средств
международных фондов. Их деятельность
также разобщена, их влияние
на общерегиональную инновационную
обстановку минимально, да и занимаются
они не столько инновационной,
сколько хозяйственной деятельностью
вообще, что позволяет им как-то
сводить концы с концами. [6.82]
Эффективная
политика базируется на объективном
анализе хозяйственной ситуации,
трезвой оценке имеющихся ресурсов
и возможностей, ориентируется на
достижимые, а не фантастические
цели, свободна от идеологов и
мифов. Учитывая тяжелейшую экономическую
ситуацию в стране вообще и
в научно-производственном секторе
в частности, при разработке
региональной инновационной политики
необходимо использовать максимально
прагматичные подходы. Необходимо
жестко определить первоочередные
цели региона в инновационной
сфере, соразмерные с наличными
возможностями
Приходится
констатировать, что ни региональные
власти, ни крупный бизнес - потенциальные
субъекты «большой» инновационной
политики - сыграть свои роли локомотивов
инновационной сферы в настоящее
время объективно не могут.
Первые - по причинам реальной
перегрузки от перманентного
латания дыр в социальной и
коммунальной сферах регионов
и отсутствия свободных ресурсов,
вторые - из-за естественной ориентации
на другие виды деятельности,
экономически заметно более привлекательные
сегодня, чем инвестиции в технологические
проекты и наукоемкое производство.
Очевидно, что интересы и возможности
активно влиять на инновационные
процессы у названных региональных
субъектов могут возникнуть не
ранее, чем начнутся реальные
процессы стабилизации и роста
в производственных секторах
хозяйства. Другими словами, объективных
условий для полнокровного развертывания
инновационных процессов в регионах
сегодня еще нет. Единственным
реальным движением в региональной
инновационной сфере могут быть
лишь локальные шаги, осуществляемые
в пределах имеющихся возможностей
отдельными субъектами инновационного
предпринимательства, бизнес-центрами,
малыми фирмами, научными организациями
или учебными институтами, осознающими
необходимость создания интеллектуальной
базы и организационных основ
для будущего оформления полноценной
региональной инновационной политики.
С этой точки зрения, безусловно,
полезным могло бы быть инициирование
в регионах аналитической и
проектной работы, направленной
на обследование реального инновационного
потенциала территориальных комплексов,
выявление и вовлечение активных
субъектов инновационного предпринимательства,
определение истинных проблем
в нормативном, организационном,
ресурсном, кадровом его обеспечении,
разработку механизмов и вариантов
их решения.
Такая
деятельность, конечно, еще не
начало регионального инновационного
развития, но одно из важнейших
условий его обеспечения в
будущем. И поэтому, а также
ввиду относительно небольших
затрат, требуемых для осуществления
такого аналитического этапа, именно
региональная власть должна была бы выступить
в качестве его заказчика и организатора.
Но для этого в административных структурах
должна быть преодолена традиционная
их ориентации на взаимодействие лишь
с крупными «базовыми» предприятиями
регионов и недооценка значимости инфраструктуры.
Альтернативой такому варианту может
быть инициатива имеющихся инновационных
структур, объединяющих собственные ресурсы
и возможности. Однако реализация такого
сценария требует преодоления другого
негативного фактора - инерции дезинтеграционных
процессов, преобладавших в хозяйственной
среде все последние годы и породивших
у ее субъектов стремление к индивидуальным
формам деятельности.[2.75]
3. Состояние инновационного процесса
в РФ
3.1
Перспективы развития
В
передовых странах разработка
и внедрение технологических
инноваций является решающим
фактором социального и экономического
развития, залогом экономической
и национальной безопасности.
Производственный
потенциал многих развивающихся
стран сосредоточен на начальных
стадиях цикла: в ресурсодобывающей
и перерабатывающей промышленности.
Если развитые страны имеют
избыточные мощности в обрабатывающей
промышленности и производстве
конечной продукции, значительная
доля которых экспортируется, то
развивающиеся страны экспортируют
первичные ресурсы, энергоносители
и продукты их переработки,
импортируя конечную продукцию
перерабатывающей и обрабатывающей
промышленности. Такой тип технологической
структуры в мировой практике
принято называть колониальным.
Вместе
с тем некоторые промышленно
развитые страны имеют достаточно
развитую добывающую промышленность,
а ряд развивающихся стран
обладает вполне современными
технологиями в обрабатывающей
промышленности и производстве
конечной продукции.
В
настоящее время скорость, объём
и глубина инновационного процесса
во многом определяют экономический
и политический вес страны
на мировой арене. Так в недавнем
выступлении Николя Саркози, нового
президента Франции, он особо
отметил, что видит главную
роль в наращивании национальной
мощи Франции в глубоких социальных
и экономических изменениях. Он
в частности сказал - «21 век - век
изменений. Те, кто не смогут
успеть за постоянно растущими
темпами глобальных изменений
в мире останутся на обочине
истории». Не больше, не меньше!»
И
в нашей стране, благодаря удачной
конъюнктуре сырьевых мировых
рынков, оказалось возможным включиться
в мировой инновационный процесс.
В России наблюдаются рост
темпа внедрения инноваций в
общественной, духовной, экономической
и политической сферах. И самое
главное с приходом нового
поколения людей на руководящие
должности, существенно снизился
уровень «страха пред нововведениями».
[7.23]
3.2
Состояние инновационной базы
РФ
Не
смотря на то что, в настоящей
исторической перспективе, наблюдаются
положительные макроэкономические
тенденции, общий уровень экономики
страны похож, всё ещё, на
колониальную экономику развивающихся
стран, имеющих ресурсную ориентацию.
Правда в отличие от этих
стран Россия располагает весьма
значительными мощностями в обрабатывающей
промышленности и в сфере обороны.
После
изменения государственного строя
в 1991 году и ускоренного перехода
России к рынку состояние и
изменения технологической структуры
экономики страны практически
не интересовали государственную
власть. Неудивительно, что промышленно
развитые государства, стали воспринимать
нас как развивающуюся страну. [20,57]
В
результате замедлилось обновление
производственных мощностей, нарушились
кооперационные связи. Если принять
во внимание, что переход к
рынку сопровождался практически
насильственной приватизацией, то
становится ясно, почему в России
в два раза сократился ВВП,
резко снизились объемы промышленного
производства. Целесообразно оценить
деятельность хозяйствующих субъектов,
направленную на выполнение задач,
сформулированных президентом России
в Послании Федеральному Собранию,
с учетом их научно-технического
потенциала. Показатели в основном
неутешительные: численность специалистов,
занятых научно-техническими исследованиями
и разработками составляет 895 тысяч
человек, по данным на 2008 год. [11.41]
4.Иновационная стратегия
4.
1.Роль предприятия в инновационной
стратегии
Одной
из основных характеристик современного
экономического развития является
его неравномерный характер, обусловленный
процессом периодического замещения
технологий, созданных на основе
передовых на определенном этапе
времени научно-технических разработок.