Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:02, реферат
Цель данного реферата состоит в рассмотрении понятий «глобализация», «организационное поведения» и типологии организационных культур.
Задачи:
выявить связь между глобализацией и организационным поведением
обозначить факторы, влияющие на организационное поведение
дать определение понятию «организационная культура»
рассмотреть наиболее важные типы организационных культур
В мировой практике существует целый ряд типологий организационных культур. Рассмотрим одну из самых известных — типологию Чарльза Хэнди, где организационные культуры делятся на четыре типа:
Эта классификация основана на доминировании тех или иных элементов организационной среды. Также эти четыре типа организационных культур были ассоциированы с греческими богами, характер которых, по мнению Ч. Хэнди, наиболее точно соответствует определенному типу культуры.
Естественно, что приведенные выше типы в чистом виде практически не встречаются. Чаще в компаниях существуют несколько типов (субкультур) одновременно, но преобладает какая-либо одна, задающая окраску и специфичность организации.
На
основе сочетания типов организационной
культуры можно установить такие важные
характеристики, как: стиль управления,
потенциальные возможности возникновения
конфликтов, характер их протекания и
способы их разрешения, сделать заключение
о совместимости организаций и возможных
последствиях объединения для каждой
из них.
В основу этой типологии положены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:
Внутренний фокус и интеграция | Гибкость и дискретность | Внешний фокус и диффеернциация | |
Клановая культура | Адхократическая культура | ||
Иерархическая | Рыночная | ||
Стабильность и контроль |
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
По месту организации и степени влияния на нее выделяют следующие типы культур:
Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны, является закрытой (закрытость культуры — это нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить показное единство), подавляет персонал и становится решающим моментом мотивации.
Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм, легко поддается внутреннему и внешнему влиянию и изменяется под его воздействием. Такая культура разъединяет членов организации, противопоставляет друг другу, затрудняет процесс управления.
Сильная культура открыта внутреннему и внешнему влиянию: предполагает гласность и диалог между всеми участниками организациями и посторонними лицами. Она активно впитывает все лучшее и в результате только становится сильнее.
Сила культуры организации определяется тремя показателями:
Сильная культура «толще», она разделяется большим числом работников и более четко определяет приоритеты, имеет более глубокое влияние на поведение в организации. Но в то же время является серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. Как правило, на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития — культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к женщинам (не зависимо от должности), определяющая их положение, а также к слабому полу вообще. Выделяются следующие виды такой культуры:
На волне всеобщей глобализации, которая охватывает все стороны жизни, а в частности экономическую сферу, возникает необходимость уделить большое внимание правильному построению не только бизнеса, но и грамотному формированию структуры компании, т.е. организационной культуре.
Факт того, что глобализация влияет на организационную культуру, неоспорим, но многие руководители компаний забывают об этом и полагаются на устаревшие знания или на свою интуицию. А ведь в данном вопросе необходимо обращаться к истории, пробовать применить уже имеющиеся типы организационной культуры в своей фирме.
Сегодня
для нас стали открыты для
познания многие сложнейшие компоненты
управления. Изучение организационной
культуры, как основы жизнедеятельности
организации, позволяет приоткрыть источники
деятельности всего управленческого механизма.
Задача менеджера четко анализировать
культуру в компании и принимать правильные
решение в рамках той или иной культуры
на макро и микроуровне. Как «душа организации»,
культура сложна для рассмотрения, так
как мы не сможем прочитать ее на все сто.
Для решения этой проблемы было создано
и создается огромное количество теорий
и моделей с целью приоткрыть «тайную
гармонию».
Информация о работе Глобализация и организационное поведение, типология организационных культур