Глобализация, ее преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Главным процессом, определяющим развитие мирового хозяйства в ХХI веке, является усиливающаяся глобализация, имеющая всеобщий характер. Она практически влияет на все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, стиль жизни, а также сами условия существования человечества. Объективной основой глобализации является развитие транснационального производства, внешней торговли, рост потоков финансового капитала и прямых инвестиций, совершенствование средств коммуникации, что приводит к созданию эффекта «сетевой» экономики, с глобальными производственно–сбытовыми и финансовыми структурами.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.Понятие термина «глобализация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….6

2.Факторы влияющие на глобализацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..9

3. Глобализация рынка и маркетинг……………………………………………16

4.Преимущества глобализации . . . . . . . . . . . . . . . …………………………….20

5.Недостатки глобализации…………………………………………………….22

6.Предложение по решению проблемы……………………………………..28

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Список использованных источников . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Глобализация!!!!!!!!!!.docx

— 55.32 Кб (Скачать)

12

«невидимых» услуг, которые превращаются в основной фактор международных торговых отношений. Если в 1970 г. с экспортом услуг было связано менее 1/3 прямых иностранных инвестиций, то в настоящее время эта доля возросла до 50%, причем интеллектуальный капитал стал наиболее важным товаром на мировом рынке.

Результатом углубления интернационализационного процесса являются взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик. Это можно воспринимать и интерпретировать как интеграцию государств в структуру, близкую к единой интернациональной экономической системе. Хотя основная часть глобального продукта потребляется в странах-производителях, национальное развитие все более увязывается с глобальными структурами и становится более многосторонним и разноплановым, чем это было в прошлом.Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой системы в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, даже не прибегая к политическому или экономическому давлению. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации. Подавляющая часть (85-90%) всех ТНК базируется в развитых странах, но такие корпорации в последние годы стали создаваться и в развивающихся государствах. Национальным государствам приходится все больше считаться с ТНК как с могущественными партнерами, а порой и соперниками в борьбе за влияние на национальную экономику. Правилом стали соглашения между ТНК и национальными правительствами об условиях такого сотрудничества.

 

13

Более широкие перспективы открылись  и перед неправительственными организациями, вышедшими, как и в случае с  глобальными фирмами, на многонациональный  или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть даже такие международные  организации, как ООН, МВФ, Всемирный  банк, ВТО. Таким образом, многонациональные  предприятия и другие организации, как частные, так и государственные, превратились в основных действующих  лиц глобальной экономики.

В качестве четвертого источника глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. Начало этому было положено объявленной в 1978 г. реформой в Китае, за которой последовали политические и экономические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы и распад СССР. Этот процесс привел к идеологической конвергенции — на смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства. Основным результатом такой конвергенции стало решение бывших социалистических стран о переходе к рыночной экономике. Правительства этих стран и поддерживающие их силы в международных организациях и странах Запада с развитой рыночной экономикой сконцентрировали свое внимание на трех условиях перехода к рынку: стабилизации макроэкономики, либерализации цен и приватизации государственных предприятий. При этом, к сожалению, недооценивали важность формирования рыночных институтов, необходимость создания условий для развития конкуренции, игнорировалась особая роль правительства в современной смешанной экономике.

Пятый источник кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных однородных средств массовой

14

информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения.

Стоит сказать еще об одной важнейшей  особенности глобализации мировой  экономики — это бурное развитие финансовых рынков в последние годы XX в. Новая роль финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных) за последние годы резко изменила архитектуру мировой экономики. Еще несколько десятков лет назад основной целью финансовых рынков было обеспечение функционирования реального сектора экономики. В последние годы мировой финансовый рынок стал проявлять самодостаточность. В результате сегодня мы видим рост объема этого рынка в разы, что стало результатом широкого спектра спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Одним словом, процесс получения денег из денег значительно упростился благодаря исключению из него собственно самого производства какого-либо товара или услуг. Производство заменили спекулятивные операции с различными производными финансовыми инструментами, такими, как фьючерсы и опционы, а также игра на разнице курсов мировых валют.Это самый сложный и наиболее продвинутый в плане интернационализации процесс, являющийся результатом углубления финансовых связей стран, либерализации цен и инвестиционных потоков, создания глобальных транснациональных финансовых групп. По темпам прироста объем займов на международном рынке капитала в предшествующие 10-15 лет превысил на 60% объем внешней торговли и на 130% валовой мировой продукт. Увеличивается количество международных организаций-инвесторов. В глобализации финансов часто усматривают причину роста спекуляций и отвлечения со спекулятивными целями капитала от производства и создания новых рабочих мест.Процесс финансовой глобализации сконцентрирован прежде всего в трех основных центрах мировой экономики: США, Западной

15

Европе и Японии. Финансовая же спекуляция выходит далеко за границы этой триады. Глобальный оборот на рынке валют ежесуточно достигает 0,9-1,1 трлн. долларов. Приток спекулятивного капитала может не только превысить нужды той или иной страны, но и дестабилизировать ее положение. Быстрая глобализация финансов по-прежнему остается важнейшей причиной уязвимости мировой экономики. Интеграция финансовых рынков повышает риск системных сбоев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

3. Глобализация рынка и маркетинг

Современный рынок глобален. Немного можно  найти компаний, работающих в одиночестве. Достижения средств коммуникаций позволяют  мгновенно связываться практически  с любой точкой мира. Товары и  услуги производятся и выводятся  на рынки по всему миру. Большинство  фирм продвигают свою продукцию на мировом рынке, сталкиваются с международной  конкуренцией, заключают договора с  иностранными партнерами и поставщиками, имеют интернациональный штат работников. Власть международного маркетинга можно  оценить по росту объема мировой  торговли за последние два десятилетия  с $200 млрд. до $4блн.

Компании  должны рассматривать мир как  потенциальный рынок сбыта, чтобы  успешно конкурировать с рынками  из других стран. Для того, чтобы оказаться вовлеченным в глобальный рынок, компания должна:

· оценить возможности роста;

· разработать маркетинговую стратегию;

· отслеживать и оценивать события  мировой жизни.

Итак, компании уже не могут позволить  себе уделять внимание только своему домашнему рынку, насколько емким  он ни был. Многие отрасли промышленности являются глобальными отраслями, и  фирмы, работающие на международном  рынке (в глобальном масштабе) добиваются снижения затрат и повышения известности. В то же время глобальный маркетинг  связан с большими рисками из-за неустойчивости курсов валют, нестабильности правительств, торговых барьеров, протекционистских  мер и других факторов.

 

17

С учетом потенциальных выгод и  рисков, многие фирмы нуждаются в  систематическом подходе к принятию решений по международному маркетингу.

Специалисты выделяют восемь элементов планирования в международном маркетинга. В качестве первого шага компания должна проанализировать имеющиеся возможности международного рынка. Для этого менеджерам необходимо понять среду глобального рынка, особенно международную торговую систему. Нужно суметь оценить экономические, политико-правовые и культурные характеристики каждого зарубежного рынка. Компания должна решить, будет ли она выходить на международный рынок и рассмотреть потенциальные риски и преимущества этого шага. Во-вторых, компания должна принять решение, на какие рынки выходить.Такое решения предполагает определение объема международных продаж, допуская наличие высокого производственного потенциала, определение количества стран, в которых будет осуществляться эта продажа, при вероятном коэффициенте окупаемости капиталовложений и уровне риска. Поподробнее остановимся на решении о том, на какие рынки выйти.Прежде чем выйти на зарубежный рынок, компания должна попытаться определить цели и стратегии своего международного маркетинга. Во-вторых, она должна решить, какой объем зарубежных продаж ей требуется. Большинство компаний, выходя на другие рынки, начинают с малого. Некоторые планируют малые объемы и на будущее, рассматривая международные продажи как незначительную часть своего бизнеса; у других компаний более обширные планы. Они рассматривают международный бизнес как равный своему <домашнему> бизнесу или даже более важный.

Во-вторых, компания должна принять решение, в  скольких странах она собирается действовать.

18

В-третьих, компания должна принять решение, на какие именно типы стран выходить. Привлекательность той или иной страны зависит от конкретного продукта, географических факторов, среднегодового дохода и численности населения, политического климата и прочих факторов. Продавец может отдавать предпочтение определенным группам  стран или регионам мира. Составив для себя перечень возможных международных рынков, компания должна проанализировать и оценить каждый из них по нескольким критериям, включая размер рынка, рост рынка, стоимость ведения бизнеса, конкурентные преимущества и уровень риска. Целью является определение потенциала каждого рынка с помощью индикаторов, подобных тем, которые приведены в таблице.

Таблица 1. Показатели потенциала рынка.

Демографические характеристики

Географические характеристики

Экономический фактор

Численность населения

Размер страны

 

Темп прироста населения

Топографические характеристики

 

Степень урбанизации

   

Плотность населения

   

Возраст и состав населения

   

 

Все решения при разработке товара следует  рассматривать во взаимосвязи с  этими показателями. Решающим фактором является принятие или непринятие товара на рынках намеченных стран, а также  доходность

19

инвестиций. Затем специалист по маркетингу должен решить, какие рынки обеспечивают наибольшую долгосрочную отдачу по инвестициям.

В-третьих, компания должна принять решение, как  выходить на рынок (посредством экспорта, совместно предпринимательской  деятельности или прямого инвестирования). Многие компании начинают свою деятельность как простые экспортеры, постепенно переходя к совместной предпринимательской  деятельности и, наконец, приступая  к прямым инвестициям на зарубежных рынках. Однако все больше фирм используют совместные предприятия для первого  выхода на рынок новой страны.

В-четвертых, фирма должна распределить необходимы ресурсы для первоначального  закрепления и дальнейшего занятия  стабильной позиции на рынке.

В-пятых, фирма должна разработать свой стратегический маркетинговый план, обдумав уровень  адаптации или стандартизации всех элементов маркетинговой структуры: товара, продвижения, цены и каналов  распространения.Далее компания должна организовать свою функциональную команду  для успешного воплощения стратеги в жизнь. Для проведения международных  операций фирма может создать  разные организационные структуры. Большинство фирм начинают с экспортного  отдела и постепенно переходят к  международному отделу. Некоторые компании со временем становятся глобальными  организациями, мировой маркетинг  которых планируется и управляется  высшими должностными лицами компании. Глобальные организации рассматривают  весь мир как единый безграничный рынок.И наконец, менеджеры постоянно  должны оценивать свои международные  маркетинговые программы. За всеми  планами должны следить и, когда  необходимо, применять методы контроля для получения желаемого производственного  результат.

20

4.Преимущества  глобализации

 

Все вышеизложенное позволяет нам  отметить ряд преимуществ от глобализационного  процесса:

  • Глобализация вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда, стимулирующих в свою очередь рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне;
  • Еще одно преимущество глобализации — экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту;
  • Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны, в качестве которых могут выступать отдельные лица, фирмы и другие организации, страны, торговые союзы и даже целые континенты;
  • Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе;
  • Доступность для всех государств, компаний и бизнесменов мировых достижений в экономике и технологиях. Мировые информационные сети дали возможность любому государству и предприятию познавать и использовать различные экономические системы и модели. Предприниматели и производители в любой стране мира могут приобретать самые современные технологии;

21

  • Доступность для всех потребителей лучших образцов товаров и услуг. Фактически образовался единый мирровый рынок. Лучшую продукцию ведущих международных корпораций можно приобрести на внутреннем рынке любой страны;
  • Ускоренный рост мирового валового внутреннего продукта( ВВП). Рост Ввп в наиболее экономически развитых странах мира стимулирует активизацию производства и в развивающихся странах.

В целом преимущества глобализации позволяют  улучшить свое положение всем партнерам, получающим возможность, увеличив производство, повысить уровень заработной платы  и жизненные стандарты. Преимущества глобализации настолько серьезны, что этот процесс по праву можно считать прогрессивным. Благодаря глобализации стремительно меняются основы человеческой цивилизации. Земля превращается в единый мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

5.Недостатки глобализации

Глобализация  несет с собой не только преимущества, она чревата негативными последствиями  или потенциальными проблемами, в  которых некоторые ее критики  усматривают большую опасность.

Информация о работе Глобализация, ее преимущества и недостатки