Г.Форд, его вклад в развитие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Большинство американцев считают, что Генри Форд изобрёл автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрёл конвейер, хотя за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортёры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создал поточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятия стали экономически организованны, появилась востребованность в менеджере. 20 век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом 20 века.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Научная школа менеджмента………………………………………..5
Идеи и достижения Г.Форда………….………………………………7
Финансы…………………………………………………………….....9
Управление по Г.Форду………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы…………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

История менеджмента.docx

— 40.80 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Научная школа менеджмента………………………………………..5
  2. Идеи и достижения Г.Форда………….………………………………7
  3. Финансы…………………………………………………………….....9
  4. Управление по Г.Форду………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...16

Список используемой литературы…………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Большинство американцев считают, что Генри  Форд изобрёл автомобиль. Все уверены, что Генри Форд изобрёл конвейер, хотя за 6 лет до Форда некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортёры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда в том, что он создал поточное производство. Он придумал автомобильный бизнес. Когда предприятия стали экономически организованны, появилась востребованность в менеджере. 20 век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом 20 века.

     Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала 20 столетия и заработал  на нём $1 млрд. ($36 миллиардов в сегодняшних  долларах), его принципы оказали  огромное влияние на общественную жизнь  США. Он продал 15 с половиной миллионов  автомобилей «Форд-Т», конвейер стал делом привычным и необходимым. Форд стал платить рабочим в два  раза больше и этим создал класс  «синих воротничков». Его рабочие  копили деньги, чтобы купить «свой» автомобиль – «Форд-Т». Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия  для спроса. В борьбе с принципами Форда родился американский менеджмент. Основоположники теории менеджмента  формулировали свои принципы в заочном  спросе с Фордом, а один из первых американских менеджеров-практиков  – Альфред Слоун из  General Motors – разбил Генри Форда и в очной схватке.

       «Сколько людей уверено, что  важнее всего устройство фабрики,  сбыт, финансовые средства, деловое  руководство, - удивлялся Форд. –  Важнее всего самый продукт,  и всякое форсирование продукции  до того, как продукт усовершенствован, означает трату сил». Массовое  производство форд запустил, когда  добился универсального, то есть  идеального, с его точки зрения, продукта. Дальше налаженный производственный  цикл создаёт автомобиль, менеджеры  учитывают лишь общую выработку,  сам Форд следит, чтобы отделы  работали согласованно, и прибыль течёт сама собой. В своей компании Форд единолично принимал все важные решения. Рыночная стратегия заключалась в использовании «цен проникновения». Ежегодное увеличение объёма производства, постоянное уменьшение издержек, регулярное снижение цен на автомобиль создавали стабильный рост прибыли. Прибыль возвращались в производство. Акционерам Форд не платил ничего. Став успешным предпринимателям-индивидуалистом, Форд читал коммерческий успех лучшим подтверждением своей теории. Он не уставал повторять: «Только работа в состоянии созидать ценности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Научная школа  менеджмента 

     Идеи  и концепции, образующие научную  теорию организации, разрабатывались  многими учеными и практиками. Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф.Тейлором. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого — работа, выполняемая в низовом звене организации.

     Наибольший  эффект от внедрения, система Тейлора  получила на предприятиях Генри Форда, который благодаря научной организации  труда добился революционного роста  производительности и уже в 1922 году выпускал на своих заводах каждый второй автомобиль в мире.

     Будучи  талантливым инженером-механиком  и изобретателем, Генри Форд, названный в свое время «автомобильным королем», позаимствовал у Тейлора основные принципы рационального функционирования предприятия и практически впервые внедрил их в полном объеме на своем производстве.

     Форд  построил систему организации производства, основанную на сверх специализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия. Использованная им впервые в 1913 году в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей и снизить затраты на их производство.

     Специалисты считают, что благодаря изобретению  конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

     Он  применил максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию  транспортных операций, развивал предприятие  как комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производство от его обслуживания. Однако Форд разделял не все взгляды  Тейлора, т.к. больше тяготел к практике и потому, например, был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами; требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии; внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. 

 

     

2.Идеи и достижения Г.Форда.

     В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что  рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и  инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. «Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль», - подсчитал  Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при  работе наклоняться вперёд или в  стороны. С 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер. Рабочий, который вгонял болт, не завинчивал одновременно гайку; кто  ставил гайку, не завинчивал её накрепко. Никто из рабочих ничего не поднимал и не перетаскивал.

     12 января 1914 года Форд устанавливает  размер минимальной оплаты труда  в 5долларов в день (в два  раза больше, чем средняя в отрасли!) и сокращает рабочий день до восьми часов. «Честолюбие каждого работодателя должно было бы заключаться в том, чтобы платить более высокие ставки, чем все его конкуренты, а стремление рабочих – в том, чтобы практически облегчить осуществление этого честолюбия», - обосновал Форд своё решение. Одновременно он проводит политику использования труда инвалидов, которым платит столько же, сколько здоровым рабочим. Выгода заключалась в другом: к однообразно конвейерной работы инвалиды были подготовлены лучше, ведь квалификации никакой не требовалось. Так, слепой был приставлен к складу, чтобы подсчитывать винты и гайки, предназначенные для отправки в филиалы. Двое здоровых людей были заняты той же работы. Через два дня начальник мастерской попросил назначить обеим здоровым другую работу, так как слепой был в состоянии вместе со своей работой выполнять обязанности и двух других. «Работодатель никогда ничего не выиграет, если произведёт смотр своим служащим и поставит себе вопрос: «Насколько я могу понизить их плату?» Столь же мало пользы рабочему, когда он грозит предпринимателю кулаком и спрашивает: «Сколько я могу выжать у вас?» В последнем счёте, обе стороны должны держаться предприятия и задавать себе вопрос: «Как можно помочь данной индустрии достигнуть плодотворного и обеспеченного существования, чтобы она дала нам всем обеспеченное и комфортабельное существование?» - Форд настаивал, что компаньонами промышленника являются не держатели акций, а создатели продукта. С января 1914 года он оповестил рабочих о плане их участия в прибылях.

     Форд  считал, что прибыль принадлежит  трём группам: во-первых – предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии  устойчивости, развития и здоровья; во-вторых – рабочим, при помощи которых создаётся прибыль; в-третьих, до известной степени, - так же и  обществу. Цветущее предприятие доставляет прибыль всем трём участникам –  организатору, производителям и покупателю. По мнению Форда, ответственность  руководителя заключается в заботе о том, чтобы  подчинённый ем персонал, имел возможность  создать себе порядочное существование. Другими словами, иметь возможность  покупать автомобили Форда. Это был  первый шаг к формированию класса синих воротничков.

     «Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику. Побольше мозга в вашем рабочем методе – мозга и ещё раз мозга! Работайте лучше, чем прежде, только таким путём можно оказать помощь и услуг для всех стран. Этого можно достигнуть всегда», - призывал Форд. К его заявлениям относились недоверчиво, однако они не были просто рекламным трюком. В один год прибыль настолько превысила ожидания, что Форд добровольно вернул каждому купившему автомобиль по 50 долларов: «Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму». 

  
 

3.Финансы.

     Следствием  этой политики Форда явился конфликт с акционерами. «Если бы я был  принуждён выбирать между сокращением  заработной платы и уничтожением дивидендов, я, не колеблясь, уничтожил  бы дивиденды» - подобные сентенции  не могли найти отклика у компаньонов. Все заработанные деньги Форд вкладывал в производство. Предприятие богатело, и акционеры во главе с братьями Додж надеялись на получение дивидендов. Они не представляли, что производство можно ограничить одной-единственной моделью. Форд презрительно сравнивал их с «создателями дамских мод»: «Изумительно, как глубоко вкоренилось убеждение, что бойкое дело, постоянный сбыт товара зависят не от того, чтобы раз навсегда завоевать доверие покупателя, а от того, чтобы сперва заставить его израсходовать деньги на покупку предмета, а потом убедить, что он должен вместо этого предмета купить новый».

     Принцип Форда был другим: каждая часть  автомобиля должна быть сменной, чтобы, если понадобится, её можно было заменить более современной. Доброкачественная  машина должна быть так же долговечна, как хорошие часы. Пусть автомобиль Форда был однообразный, зато надёжный. Акционеры взбунтовались. Генри  Форд, чтобы усыпить их бдительность, ушёл в отставку и передал управление своему сыну Эдселу. Тем временем сам начал скупать акции и очень скоро к имевшемуся в его распоряжении 51% добавил остальные 49%. Акционеров как таковых не осталось. Платить дивиденды было некому. Заведовать финансами Форд поставил Эдсела, а сам продолжил единолично руководить производством. Политика осталась без изменений: лучше продать большое количество автомобилей с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.

     Как удалось Форду скупить акции  на сумму почти 60 млн. долларов? Он отрыл  новый способ тратить меньше денег  в предприятии – путём ускорения  оборота. 1 января он имел в своём  распоряжении 20 млн. долларов наличными (помните, что Форд признавал только наличные?!), а 1 апреля – уже 87 млн. долларов, на 27 млн. больше, чем было необходимо для погашения долга за акции. Он распродал всё имущество, не имевшее отношения к производству, - получил 24 700 000 долларов, ещё 3 млн. выручил за зарубежное производство. Купил железную дорогу, чтобы меньше терять на перевозках, - выигрыш составил 28 млн. Продажа военных займов и побочных продуктов принесла 11 600 000. В итоге – 87 300 000.

     «Если бы мы приняли заём, - писал Форд, - наше стремление к удешевлению  методов производства не осуществлять бы. Если бы мы получили деньги под 6%, а, включая комиссионные деньги и так  далее, пришлось бы платить больше, то один проценты при ежегодном производстве в 500 000 автомобилей составили бы надбавку в 4 доллара на автомобиль. Одним словом, мы вместо лучшего  производства приобрели бы только тяжёлый  долг. Наши автомобили стоили бы приблизительно на 100 долларов дороже, чем сейчас, наше производство вместе с тем сократилось  бы, потому что ведь и круг покупателей  сократился бы тоже». 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Управление по Г.Форду 

     Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных  линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала  одной из типичных черт промышленного  производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.

     Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя».

     Особого внимания заслуживает специфическое  отношение Г.Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Г.Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась, ибо «фабрика...не клуб».

Информация о работе Г.Форд, его вклад в развитие менеджмента