Функциональное положение менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется тем, что определение функционального положения менеджера является основой эффективного функционирования организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций менеджера нужно уделять достаточное внимание.
Цель данной работы - рассмотреть основные характеристики функционального положения менеджера, сущность и содержание функций им выполняемых.
Объект исследования – система управления персоналом организации.
Предмет исследования – функциональное положение менеджера.

Содержание

Введение ...............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты понятия функционального положения
менеджера ............................................................................................................
1.1. Понятие «Функциональное положение менеджера в организации».....
1.2. Исследование и проектирование функций менеджера.............................
1.3. Основное содержание и порядок разработки «Функционального
положения менеджера» .....................................................................................
Глава 2. Анализ функций менеджеров на предприятии «Рембыттехника»
2.1. Организационно -экономическая характеристика предприятия ...........
2.2. Анализ функционального положения менеджеров на предприятии
Глава 3. Предложения по совершенствованию функционального положения менеджеров на предприятии ......................................................................
Заключение .........................................................................................................
Список использованной литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

Функциональное положение менеджера.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Именно эта важная задача - исследование каждой отдельной функции и их взаимосвязей — позволяет вскрыть существо работы по управлению в отдельных подразделениях и организации в целом.

Выделение функций управления вызвано еще и многообразием управленческой деятельности, т.е. процессами принятия решений. Поскольку каждая отдельная функция характеризует специфическую управленческую деятельность, то совокупность таких функций позволяет формировать конкретную систему управления: представить процесс управления вне функций управления невозможно. Именно поэтому к их определению предъявляются повышенные требования и определить однозначно, что понимается под функцией управления, весьма сложно.

Дадим определение. Функция управления — это однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку.

Такими признаками могут  быть специфика и масштаб производства, формы организации производственных процессов, взаимосвязь структурных подразделений, их количество на уровнях управления и др.

В связи с этим выделяются общие и специфические функции  управления.

К общим функциям управления относятся: планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, принятие решений, учет, т.е. функции, которые характеризуют процесс управления.

В рамках каждой из перечисленных функций управления необходимо сформулировать полный набор управленческих решений, реализующих эти общие функции.

 Предметное содержание  функций управления должно вестись  на уровне конкретных управленческих  решений.

Практически организация  управления — это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления — результата решения.

Краткие выводы:

1. Любая система управления - это прежде всего система, имеющая иерархическое строение и определенные цели

2. Деятельность любой системы управления направлена на достижение поставленных целей.

3. При построении организации необходимо различать глобальную цель и цели функционирования.

4. Важное значение при проектировании системы управления приобретает определение состава качественных и количественных целей.

5. Для реализации поставленных целей необходимо осуществлять функции управления.

6. Формирование состава функций управления должно вестись на уровне управленческих решений с учетом специфики работы подразделений.

 

1.3. Основное  содержание и порядок разработки

«Функционального  положения менеджера»

 

Состав управленческих решений должен быть определен на основе изучения практической деятельности работников каждого подразделения и оформлен в виде регламентирующих документов, таких как Положение об организации, должностные инструкции и другие.

Уровень взаимоотношений организации и конкретного менеджера оформляется в виде «Функционального положения менеджера» или «Должностной инструкции»

Данный документ, как  правило, состоит из следующих разделов:

- Общие положения;

- Функциональные обязанности;

- Права;

- Ответственность;

- Условия работы;

- Связи.

      В разделе  «Общие положения» определяется: кто назначает и кто освобождает данного менеджера от должности, кому менеджер подчиняется, каковы требования к его квалификации, образованию, какими документами и актами он руководствуется в работе, кому он подчиняется, кем он руководит.

       В  разделе «Функциональные обязанности»  подробно описываются виды работ  и конкретные обязанности, выполняемые  данным менеджером.

       В   разделе «Права» перечислены все права, которыми наделен данный менеджер.

В разделе «Ответственность»  перечислено, за что отвечает данный менеджер и перед кем он несет данную ответственность.

В разделе «Условия работы» определяется режим работы, условия оплаты, характер работы (например выездной характер работы),

В разделе «Связи»  описывается с какими подразделениями  взаимодействует менеджер в ходе выполнения своих обязанностей.

Документ « Функциональное положение менеджера» разрабатывается

на основании Устава организации, Положений о функциональных подразделениях организации. Разрабатывает документ руководитель подразделения, которому данный менеджер подчиняется.

           Содержание « Функциональное положение менеджера» должно быть согласовано с содержанием « Функционального положения» должностных лиц, с которыми взаимодействует данный менеджер.

               Подписывает « Функциональное положение» руководитель подразделения, в котором работает менеджер, утверждает Генеральный директор.

 Утвержденное « Функциональное положение»  доводится руководителем подразделения до сведения менеджера под расписку.

 Изменения в « Функциональное положение» вносятся руководителем подразделения с последующим утверждением Генеральным директором.

Труд менеджера носит  высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступает знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями [8]. В учебниках по менеджменту выделяется три категории требований к профессиональной компетенции менеджера [12]:

  • знания в области теории и умения в сфере практики управления;
  • способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
  • компетентность в области специализации предприятия.

       Первая  категория требований предполагает  наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

       Вторая  категория требований предполагает способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности [11].

       Способность  к коммуникациям в значительной  степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому может быть определена с помощью тестов на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера.

       Третья  категория требований, связанных  с компетентностью в области  специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

 

 

Глава 2. Анализ  функций  менеджеров на предприятии «Рембыттехника»  

    1. Организационно -экономическая характеристика 

предприятия

 

      Производственно-хозяйственная  деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности.   Управление предприятием «Рембыттехника» осуществляется в соответствии с  Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется соответствующими правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

 Управление предприятием должно  осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления предприятием «Рембыттехника» необходимо было обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить   следующие условия:

   решение одних  и тех же вопросов не должно  находится в ведение разных подразделений;

   все функции  управления должны входить в  обязанности управляющих подразделений;

   на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.

    Следует отметить, что структура управления может  изменяться во времени в соответствии  с динамикой масштабов и содержания  функций управления, в связи с изменяющимися требованиями окружающего мира и т.п.

   Основной сферой деятельности  предприятия является предоставление  услуг по ремонту бытовой техники заказчикам. В настоящее время у населения в пользовании находятся технические средства различной выходной мощности, различных фирм производителей. Следует отметить, что возможности предприятия позволяют ремонтировать аппаратуру как отечественного, так и зарубежного производства.  Рынки предоставляемых услуг предприятия достаточно специфичны, узконаправлены,  определяются возможностями заказчиков и задачами, стоящими перед ними же.  Основными  заказчиками являются жители г. Бахчисарая и близлежащих районов.  Значительно меньший объем продукции реализуется для предприятий.

Общая численность  работников предприятия составляет 135 человек, из них: руководителей – 16; специалистов – 15; служащих – 1 человек.

Таблица 2.1.

   Основные показатели деятельности предприятия “Рембыттехника”

За 2010-2012 гг

 

Наименование показателя

2010г.

2011 г.

2012 г.

1. Выручка от реализации продукции, тыс. грн

8920

9167

10000

2. Затраты, тыс. грн

7840

8000

8500

3. Прибыль отчетного  периода, тыс. грн

1080

1167

1500

4. Численность работающих, чел

134

134

135

5. Размер выручки на 1 работающего, тыс. грн

66,57

68,41

74,07

6. Годовой фонд заработной  платы, тыс.грн

3528

3680

4680

7. Размер среднемесячной заработной платы

2194

2288

2889

8. Рентабельность продаж , коп/ грн

12

13

15


 

Данные, приведенные в таблице 2.1, свидетельствуют об увеличении за отчетный период чистой прибыли на 24,1 %. Этому способствовало увеличение

 прибыли от операционной деятельности на 18,2 %, что в свою очередь обуславливается увеличением объемов реализации продукции и относительным уменьшением затрат на производство и реализацию продукции.

Негативными тенденциями  являются:

  • абсолютное и относительное (на 1 грн. чистого дохода от реализации продукции) увеличение административных расходов и расходов на сбыт;
  • уменьшение прибыли от участия в капитале, то есть от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия;
  • уменьшение прочих финансовых доходов, к которым относятся дивиденды, проценты и прочие доходы, полученные от финансовых инвестиций  

 

    1. Анализ «Функциональных положений»

 менеджеров на предприятии «Рембыттехника»

       Функциональные права и обязанности менеджеров регламентируются «Положением об подразделении» и «Должностными инструкциями». Рассмотрим состояние этих документов на предприятии.

Таблица 2.2.

Наличие положений об отделе и Должностных инструкций

на предприятии «Рембыттехника»

Подразделение

Число

менеджеров

Наличие

Положения

 об отделе

Наличие должностных инструкций

Высшее руководство:

-директор,

-главный инженер,

-главный энергетик,

-главный бухгалтер

-зам директора по  хозяйственной части

5

Устав

предприя- тия

нет

Отдел эксплуатации

2

есть

есть

Отдел диспетчерский, связи, контроля

3

есть

нет

Отдел охраны труда и  техники безопасности

1

нет

есть

Производственная лаборатория

1

нет

нет

Цех №1

1

нет

нет

Цех №2

1

нет

нет

Цех №3

1

нет

нет

Отдел главного энергетика

4

нет

нет

Бухгалтерия

4

есть

есть

Планово-экономический  отдел

2

есть

есть

Финансовый отдел

2

есть

есть

Кадровая служба

2

есть

есть

Отдел организации труда  и заработной платы

2

есть

есть

Информация о работе Функциональное положение менеджера