Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. В данной работе рассмотрены функции современного менеджмента

Содержание

1.Введение
2.Сущность и содержание функций менеджмента
3.Основные функции менеджмента
4.Характеристика основных функций управления
4.1. Функция планирования
2.Функция организации
3.Функция мотивации
4. Функция контроля
5.Конкретные функции управления
5.1. Управление персоналом
5.2. Маркетинг
5.3. Управление исследованиями и разработками
5.4. Управление финансами
6.Заключение
7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

менеджментWord.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.

  Наиболее действенно в настоящее  время экономическое стимулирование  работников. Самый чувствительный  стимул, применяемый к работнику  - размер заработной платы и  своевременность ее выплаты. Размер  заработной платы сопоставляется  с прожиточным минимумом с  учетом цен на формирование  потребительской корзины и другими  показателями и служит критерием  уровня жизни населения. О недейственности  экономических стимулов в период  спада производства и кризиса,  переживаемого экономикой России  на стадии реформирования, свидетельствует  значительный разрыв в доходах  ( в 36 раз) между богатыми и  бедными.

Гуманизация как основная функция менеджмента отражает  социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Как уже отмечалось, человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.

В первую очередь гуманизация отношений  касается этики деятельности, природы  и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как  система знаний обобщает и систематизирует  принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой  основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.

Состав черт профессиональной этики  определяется как кодекс предпринимателя  или менеджера. Предполагается, что  предприниматель:

    • убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом;
    • исходит из того что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
    • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
    • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
    • уважает себя как личность, а любую личность как себя;
    • уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы;
    • доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм;
    • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, экологию;
    • стремится к нововведениям;
    • является гуманистом.

Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный  имидж предпринимателя и менеджера.

            Важное место в составе функции  гуманизации занимает деятельность  по формированию и развитию  культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние  культуры общества на менеджмент  и воздействие менеджмента на  формирование корпоративной культуры  управления (деятельности, поведения,  общения).

           Американские модели менеджмента,  ориентированного на высокие  показатели, опираются на два  ключевых стимула: участие персонала  в распределении прибыли и  переход предприятия в собственность  работников. В литературе приводятся  примеры попыток применения американскими  фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и  статистического контроля производственного  процесса, которые оказались малоуспешными  из-за резких различий в культуре  американских и японских компаний.

         Корпоратизм – это метод хозяйствования, развития экономики и социальных отношений сообщества, совокупность этических и правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в котором главным фактором роста благосостояния человека является баланс личных и корпоративных интересов.

          Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами  и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов.

         Корпоратизм предполагает формирование  корпоративной культуры, которая  призвана способствовать широкому  участию персонала в  творческих  процессах разработки и принятия  управленческих решений. Результатом  должна стать социальная, экономическая  и организационная  общность  коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства или настроенности  на нововведения. Общинность или  коммуникабельность, патриотизм, склонность  к взаимопомощи и поддержке  можно рассматривать как традиционно  свойственные российскому менеджменту.

         Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации  о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

          Последняя стадия контроля связана  с уяснением проблем и причин  их возникновения, что и является  основанием для активных действий  по корректировке отклонений  от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные  стадии функции контроля осуществляются  одновременно, т.е. контроль может  быть в процессе деятельности  и после ее завершения, а система  организации контрольной деятельности  зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность  функции контроля определяется  методологией, т.е. предварительными  исследованиями и разработкой  принципов, правил, инструкций, а  также критериев оценки и показателей,  измеряющих отдельные стороны  деятельности и процессы. Кроме  того, необходима разработка процедур  проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого  персонала, способного к такой  работе.

         Выполнение функции контроля  требует высокой профессиональной  подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля  должен быть организованным и  доброжелательным, что может дать  больший эффект, чем жесткий контроль  и жесткие санкции, хотя последнее  во многом определяется видом  работ, самостоятельностью выполнения  и другими  ситуационными факторами.  Во всяком случае менеджеры  отвечают за эффективность своих  решений материально, административно,  морально, т.е. своим престижем  и карьерой.

         Функцию контроля исходя из  ее роли в процессе управления  называют функцией обратной связи  менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено  природой экономической деятельности  менеджеров, которые осуществляют  процесс управления этой деятельностью  и через деятельность людей  в соответствии с объективным  характером воспроизводственных  процессов и с учетом субъективных  факторов внешней и внутренней  среды, влияющих на это развитие.

Характеристика  основных функций управления

 

Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой сложную  социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов  и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация формирует  единый план для управления ее общей  деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который  бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения  в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое  планирование по своей сути сходно со стратегическим.

Планирование осуществляется и  на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования.

Все три типа планов составляют общую  систему, которая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Планирование предполагает использование  всех методов, тактик и процедур, которые  менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих  событий.  Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой  техники планирования позволяет  уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать  факторы, влияние на план.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более  эффективно на нее реагировать. Поэтому  следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой  планирование может помочь организации  лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

 

 

 

Функция организации.  Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

Цель планирования - это разрешить  неопределенность. Тем не менее сколь  бы важным ни было планирование - это  только начало. Организация, имеющая  большое количество разных планов и  не имеющая цельной схемы структуры  претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции  планирования и организации тесно  связаны между собой. В некотором  смысле планирование и организация  объединяются. Планирование готовит  сцену для того, чтобы реализовать  цели  организации, а организация  как функция управления создает  рабочую структуру, главным компонентом  которой  выступают люди.

Поскольку концепция организации  состоит  в сведении воедино всех специалистов  фирмы, задача состоит  в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для  каждого из них.

Процесс организации структурирует  работу и формирует подразделения  исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала.  Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь свои цели.

Как видно, в независимости от типов  и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом  организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться  в процессе выполнения функций организации:

  1. определение  и детализации целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
  2. определение видов деятельности по достижении этих целей;
  3. поручение различных задач индивидуумам и объединение  их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  4. координация  различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установлении рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать,  сроки выполнения работ и кто им руководит;
  5. единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;
  6. размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

Информация о работе Функции управления