Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:27, реферат
Функция - это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
ВВЕДЕНИЕ
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное
государственное
Мичуринский
государственный аграрный университет
Реферат на тему:
«Функции
руководителя»
Выполнил: студент 54-эл группы
Проверил: Ананских А.А.
Мичуринск-Наукоград 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Функция - это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.
Прежние руководители, как на Западе, так и в нашей стране, были в основном хозяйственниками — «толкачами», снабженцами, «пожарниками», координаторами технологических процессов и т.п. , не имевшими при этом права на риск. Современные их коллеги являются носителями нового типа хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения.
Интеграция руководителя с организацией обычно выше, чем у рядовых сотрудников, ибо он принадлежит не только своему уровню иерархии, но и высшей ступени и отвечает за результаты работы в целом. В то же время, концепция ответственности руководителя «за все» не верна в принципе. Он должен отвечать лишь за свои действия, ибо в противном случае становится бюрократом.
Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется.
В
тот период, когда работники в
большинстве своем представляли
серую безликую массу, обладали низким
уровнем образования и
С ростом образования и культурного уровня работников, осознания ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителя появилась новая роль отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально- психологический климат, разрешающего межличностные конфликты поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.
Современная
научно-техническая революция кардинально
изменила условия и характер производства.
Технологические и социальные процессы
стали чрезвычайно сложными, а знания
и квалификация исполнителей, их независимость
настолько возросли, что руководитель
уже не в состоянии был единолично управлять
всем. Поэтому его роль вновь меняется
— он становится организатором самостоятельной
работы исполнителей, объединенных в команды.
Диктаторские замашки и патернализм в
данной ситуации практически исключены,
ибо первому среди равных ими пользоваться
недопустимо, и их место занимает деловое
сотрудничество и консультирование.
Функции
руководителя
Функции руководителя — это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную жизнь подчиненного именно как работника, именно как управляемого сотрудника
Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации.
Современные
исследования берут за основу классификации
функций уже не отдельные циклы
управления производством, а всю
структуру деятельности руководителя
в коллективе. При этом функции руководителя
рассматриваются не только в рамках его
административной роли, но также учитываются
его социальные, социально-психологические
и воспитательные обязанности. К перечисленным
функциям можно добавить организаторскую
деятельность, которая заключается в интеграции
личностей в коллектив и коммуникации,
состоящей в установлении горизонтальных
связей внутри коллектива и внешних вертикальных
связей с вышестоящими организационными
структурами. Еще выделяют педагогическую
функцию руководителя (воспитание и обучение),
а также экспериментально-
Основные функции руководителя
1.
Административно-
Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:
2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения
Реализация
этих функций позволяет проявить
творческий потенциал руководителя,
находчивость, выдержку, способность
выдвигать новые идеи. В структуру
стратегических функций включается
способность к прогнозированию,
предвидению конечного
К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:
3. Экспертно-консультативные
В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.
4. Коммуникативные
Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.
5. Воспитательные
Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».
В
обязанности руководителя-
К
числу воспитательных функций можно
отнести также
6. Функция представительства
Руководитель — официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи. Важно также умение правильно одеваться, учитывая внешность и возраст.
Многие люди, в том числе и сами руководители-практики, полагают, что повседневная работа начальника цеха, управления или отдела мало отличается от работы руководимых ими людей, тем более что они постоянно взаимодействуют. Но социально-психологические исследования показывают, что управленческая работа по своей сути весьма отличается от работы неуправленческой. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой директора завода, чем с работой подчиненных. Инженер может потратить несколько месяцев на разработку важной конструкции, программист — на создание компьютерной программы. Работа руководителя не бывает такой однородной, поскольку для нее характерны оперативность, разнообразие методов деятельности. Подсчитано, например, что мастер на производстве выполняет в день в среднем 583 операции по управлению.