Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:09, контрольная работа
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
В задачи входит раскрытие и анализ:
Основных функций менеджмента,
Основных принципов,
Методов менеджмента.
Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды – залог успешного функционирования организации.[11]
Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.
Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.[12]
Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.
Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. [13]
Практическую реализацию функций в менеджменте рассмотрим на примере конкретного предприятия.
ООО «Лада» является одним из самых крупных производителей макаронной продукции г. Тобольска и прилегающих районов. Производство расположено в городе Тобольске Тюменской области, кроме того существует сеть магазинов торгующих макаронной продукцией собственного производства в г. Ишиме, г. Заводоуковске, г. Уват и др. близлежащих населенных пунктов. Также есть два склада оптовой торговли: в г. Тюмени и в г. Тобольске.
На предприятии работают около 200 человек, используются различные режимы работ: сменный и ненормируемый рабочий день.
На Рис.1. представлена организационная структура управления ООО «Лада». Данная структура является идеальной, т.е. планируемой в перспективе развития фирмы. Связь между исполнительным директором и исполнительным директором предполагает обеспечение взаимозаменяемости руководящего звена, что позволяет добиться гибкости системы управления объектом в современных условиях.
Рис.1. Структура управления предприятия
Так как фирма является по своей сути не очень большое предприятие, и в финансовом отделе имеются экономист и бухгалтер. Поступающий объем бухгалтерской информации невелик и бухгалтер фирмы вполне самостоятельно может справиться с обработкой данных, использую при этом возможности прикладной программ 1С: Предприятие. Программа соответствует нормативным документам, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности. Программа работает в диалоговом режиме, предоставляет пользователю возможности быстрого и качественного составления проводок финансово-хозяйственных операций, их исправления, анализа и расчетов по ним. Используемая в программе форма учета содержит всю необходимую бухгалтеру информацию, причем никакие сведения по сравнению с традиционными бумажными формами учета не упускаются. Программа имеет дружественный интерфейс, дизайн, пригодный для многочасовой работы перед экраном. Процесс работы сопровождается сообщениями и напоминаниями, предостережениями. Такая организация рабочего места главного бухгалтера позволяет фирме существенно упростить структуру и состав финансового отдела и повысить его управляемость.
Работа фирмы характеризуется основной схемой взаимоотношений -«линия», т.е. передача управленческих воздействий от субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций или процедур. С помощью линейной схемы можно реализовывать линейные или функциональные связи. Это самая простая по построению схема, на ее основе хорошо работают организационные структуры в небольших фирмах при высоком профессионализме руководителя и его авторитете. С помощью данной схемы реализуются линейные и функциональные связи между персоналом. Такое построение вполне оправдано в силу малых размеров организации, профессионализма руководителей. Часть своих функции генеральный директор делегирует исполнителям. Однако, в структуре отсутствует обратная связь, что и является причиной возникновения неформальных групп и конфликтов, как упоминалось ранее. По своему типу организационная управления фирмы соответствует линейно-функциональной структуре. Достоинством такой структуры является возможность привлечения к руководству более компетентных в конкретной области специалистов, оперативность в решении нестандартных ситуаций, быстрый рост профессионализма функциональных руководителей, получение непротиворечивых заданий и распоряжений, полная ответственность персонала за результаты своей работы. Однако, для построения более эффективного принятия данного вида структуры необходимо построение схемы взаимоотношений «колесо», базирующейся на обеспечении обратной связи между руководителями и его подчиненными.
Производственная структура предприятия определяет структуру управления им. Структура управления предприятием — это состав управленческих подразделений, и их взаимосвязи. Для осуществления функций управления на предприятиях создается аппарат управления, который подразделяется на отдельные, но взаимосвязанные части — органы управления. Каждый орган управления выполняет определенный комплекс операций и процедур по управлению производством, т. е. осуществляет функции управления. Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали — на ступени управления, образующие иерархию. Последовательность подчинения органов управления, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступени управления. Например, бригады на участках — это ступень управления; совокупность участков цехов — это вторая ступень, далее идет совокупность цехов и т. д..
На предприятии представлено несколько систем производства .
Массовое производство представлено производством макарон и вермишели стандартных размеров. Мелкосерийное производство представлено производством других сортов макарон (витушки, спирали, цветные макароны и т. д.).
Функциональная структура управления
Перерабатывающая подсистема состоит из:
Производственных цехов,
цеха расфасовки,
цеха по производству тары.
Подсистема обеспечения состоит из:
автотранспортный цех,
снабжение,
ремонтная бригада,
столовая, и т.д.
Подсистема планирования и контроля состоит из:
аппарат управления ООО, в том числе:
планово-учетный отдел,
производственный отдел,
отдел по охране труда,
технологический отдел,
контрольно-качественная служба,
цеховые аппараты управления:
Аппарат управления и контроля следит за:
Соответствием производимой и реализуемой продукции ГОСТам и другим нормативным требованиям,
Непрерывностью и бесперебойностью производственного цикла,
Своевременностью обеспечения доставки продукции в розничную сеть и на оптовые клады;
производит контроль за качеством продукции и соответствием процесса производства нормам охраны труда.
Планирование
Планирование выпуска продукции осуществляется с учетом долгосрочных договоров на поставку и анализа объема реализации истекшего периода. Но при этом мелкосерийное производство при отсутствии спроса на нестандартные макаронные изделия переходит на массовое производство.
На предприятии применяется стратегия производства «переменный объем выпуска при переменной численности работников». Это достигается за счет различных режимов работы применяемых на предприятии. Постоянную численность работающих составляют работники на сменном и ненормируемом режиме работ. При необходимости предприятие нанимает временных работников, что существенно увеличивает объем производства.
Планирование запасов почти не осуществляется так как продукция пользуется стабильным спросом и сразу же отгружается . Кроме того предприятие может в определенной степени изменять объем выпуска.
Контроль за качеством
За качеством продукции на предприятии следит контрольно-качествнная служба, которая не только производит выбраковку готовой продукции, но и сырья.
На предприятии существует карта контроля за качеством, кроме того периодически осуществляется выборочный контроль.
В заключении необходимо отметить, на ООО «Лада» существует исторически и производственно сложившаяся система управления, которая осуществляет оперативное управление не всех этапах производства.
Мотивация
Основным мотивом для работы как и на всех предприятиях служит зарплата. Существует несколько форм оплаты труда сдельная, сдельно – повременная и окладная. Первые две системы оплаты труда существенно стимулируют труд работников.
Трудовая мотивация широко применяется на предприятии.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами. На ООО принято проводить соревнования по цехам и внутри цеха по итогам которого в конце года победитель получают вознаграждение.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Для этого в основном применяется сдельная и сдельно - повременная формы оплаты труда. Возможен карьерный рост (например, от простого рабочего чеха до мастера и т. д. ).
Организация
Организационная функция состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей. Планово-учетный отдел анализирует и контролирует работу всей организации, производственный отдел занимается контролем и организацией производства, отдел по охране труда занимается организацией охраны труда и контролем за соблюдением норм охраны труда на производстве, технологический отдел занят организацией технологического процесса и контролем за соблюдением технологии производства, контрольно-качественная служба организует систему контроля за качеством продукции, цеховые аппараты управления занимаются организацией производства на конкретном его участке.
Проблема исследования функций управления в современных условиях является наиболее актуальной, противоречивой и трудоемкой. Она непосредственно связана с проблемой организации аппарата управления, совершенствованием всей системы руководства научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Однако, как бы хорошо ни были развиты функции управления, для осуществления управленческой деятельности этого еще недостаточно. Необходимы еще такие экономические рычаги и инструменты, которые позволяют реализовать эти функции достаточно полно и эффективно. Мы исходим из положения, согласно которому функции управления и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления.
Организационно-технический характер функций аппарата управления определяется тем, что они включают в себя сбор, систематизацию, обработку и анализ информации; выработку и принятие решений; доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения; проведение контроля за выполнением решений.
Каждое подразделение аппарата управления осуществляет такую деятельность в рамках своей компетенции, т. е. в соответствии с реализуемыми им функциями управления.
В литературе встречается много определений функций менеджмента. В них всех пытаются различными терминами выразить главное в функциях управления: тесную взаимосвязь между всеми функциями и их огромное место во всей системе управления.
Итак, цель нашей работы достигнута, вследствие чего можно сделать ряд выводов.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.
Основными функциями менеджмента являются:
1.Предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.
2.Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.
3.Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.
Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.
Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.
Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.
Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.