Функции и задания менеджера в организации работы театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 03:41, контрольная работа

Описание работы

Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

Содержание

Введение 3
1. Менеджмент в театре 5
2. Организационно-функциональная структура театра 10
3. Методы управления 11
4. Функции управления 14
Вывод 16

Работа содержит 1 файл

Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

Введение           3

  1. Менеджмент в театре        5
  2. Организационно-функциональная структура театра   10
  3. Методы управления        11
  4. Функции управления        14

Вывод           16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По мере вхождения  Украины в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.

Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все  в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения. 
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. 
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы  такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более  очевидно другое обстоятельство –  нарастание требований к менеджментной  компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход  от сугубо административно-распределительной  технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто, дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика  заключается отнюдь не в «усеченности»  менеджмента, а наоборот – в его  расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Менеджмент в театре

Театр – это учреждение культуры, осуществляющее профессиональную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, нравственное, умственное и художественное совершенствование человека. Основными видами деятельности театра является:

- Подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений; 
-Организация гастролей, концертов;

-Проведение творческих вечеров, фестивалей, конкурсов.

Основными задачами театра является: развивать, развлекать, воодушевлять, создавать произведения искусства.

Татр имеет эффективную  организацию и придерживается в своей работе установленных профессиональных норм. Обеспечивается сотрудничество с соответствующими партнерами, с группами пользователей и другими профессионалами на местном региональном, общегосударственном и международном уровнях. Предоставляемые услуги физически доступны всем жителям. Комфортность зала и удобство доступа к театру. Технологии анализа театрального продукта и сегментирование рынка. Анкетирование с целью сбора данных о зрителе, анкетирование с целью выявление предпочтений зрителей, анкетирование с целью увеличения продаж билетов. Фильтрация выявленных эмоциональных предложений. Профессиональная подготовка и непрерывное образование сотрудников театра. Организовываются программы, проходящие вне здания театра которые обслуживают и обучают потребителей.

  Театр – очень специфическая вещь, соединяющая очень разные профессии. К тому же  тут есть свои особенности. Например, художник в театре – не вполне художник. Он нацелен на создание некоего объекта, который называется спектакль. Композитор в театре – это тоже не самостоятельная фигура, а человек, создающий музыку «для»… Весь коллектив – представители различных специальностей – работает на это «для». В том числе завязанные на технику: звукорежиссеры, художники по свету, рабочие сцены и др. В целом это гигантский человеческий механизм – машина, которая должна быть объединена целью создания произведения, парящего вне нас.

Поэтому прекрасно  подготовленные специалисты должны уметь работать в команде. И тот  же художник, говоря по-нашему, не знающий действенного анализа пьесы и роли, не может работать в театре. Он обязан понимать, что такое пьеса, что такое актер как человек в предложенном им костюме. Ведь и костюм создается по индивидуальности персонажа и его характеру, стилистике произведения. То есть речь о гигантском количестве взаимопроникающих профессий создателей спектакля.

Актуальна в театре профессия  менеджера, которая до сих пор  не оценена как художественная. Сегодня  обязанность менеджера в театре не только распространять билеты через театральные кассы города, а думать, как продвинуть тот или иной спектакль, как работать со зрительской аудиторией. К тому же менеджер тоже должен уметь работать в команде. Сегодня такое умение – это страшный дефицит. Каждый знает что-то свое, и не в курсе, что творится в соседнем цехе.

Что значит быть хорошим  менеджером? Один известный американский ученый в разговоре с крупнейшим специалистом по подготовке менеджеров спросил его, в чем разница  между хорошим и плохим менеджером. Тот ответил коротко: «Все очень просто, хороший менеджер обеспечивает выполнение работы».

В работе менеджера  очень важны цели?

В книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» вспомним первую встречу Алисы с Чеширским Котом:

- «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

- Мне все равно... — сказала Алиса.

- Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот».

В этом отрывке сформулирован  один из важнейших принципов менеджмента: цель определяет направление движения. Именно цель определяет, что, сколько, где и как будет делать театр. Любое решение, принимаемое в театре, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.

Чем бы ни занимался менеджер : производством или рекламой, финансами или подбором персонала, ему придется решать все  задачи: ставить цели, строить план действий, уметь организовать работу, заинтересовать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как надо, и предвидеть последствия своих решений.

Театровед С. Лэнгли, прослеживая эволюцию американского театра, классифицирует театральных продюсеров следующим образом: 
1750-1850 – (первое столетие существования профессионального театра в Америке) наивные менеджеры применительно финансовых вопросов. 
1850-1950 – менеджеры-бизнесмены, которые управляли профессиональным театрам и создавали прибыльные коммерческие предприятия. 
С 1950-х – арт-менеджеры, которые понимают, что на границе третьего столетия существования американского театра при безусловной важности экономики, если театр желает выжить, менеджер должен принимать на себя и художественную ответственность.

Театральная индустрия Америки  эволюционировала от производства массового  продукта 50-х гг. к гибкой специализации 80-90-х гг. прошлого века, во многом благодаря  пониманию новой роли менеджера  в театральном искусстве. Ещё в 1965 г. в докладе группы экспертов Фонда Рокфеллера "Исполнительское искусство: проблемы и перспективы", были обозначены новые виды ответственности, которые определяли хорошего арт-менеджера как человека, катрый хорошо разбирается в искусстве, которым он занимается, импресарио, исследователя рынка, дипломата, просветителя, эксперта по связям с общественностью, проникновенного человека с опытом, служителя общества, неутомимого законопослушного лидера, тирана и вечного студента.

Учитывая, что сравнительно «молодая» американская культура не имеет таких богатых национальных традиций, которые присутствуют в нашей культуре и истории, к этим качествам необходимо добавить ещё одно - искреннюю любовь к родной культуре и к продвигаемому виду искусства (в данном случае, древнее искусство театр).

Как справедливо замечает В.Е. Новаторов, содержание социально  культурной деятельности столь широко, а задачи столь ответственны, что  необходима специализация, т.е. освоение более предметного культурного  пространства, использование узких технологий. Создание и продвижение театральных проектов, которые определяются национальной спецификой, требуют менеджера, который специализируется именно на данном виде деятельности и может:

- знать методики и уметь проводить маркетинговые исследования, которые отображают востребованность театра , показывают их роль в развитии национальных традиций, ;

- разрабатывать проекты, которые выделяются национальным колоритом и самобытностью; 
- хорошо представлять специфику театра , его творческие возможности;

-особенности зрительской аудитории, в том числе детской; 
- знать специфику организации гастрольной деятельности коллектива театра , структуру международных контактов театральных коллективов; 
- регулировать и координировать деятельность организаций культуры и структурных подразделений театра ;

- устанавливать деловые связи с государственными и коммерческими банками, спонсорами и партнерами, понимать их потребности и согласовывать с выгодами для коллектива театра;

- стимулировать успешную деятельность и заинтересованность творческих кадров и персонала театра, содействовать их творческому и профессиональному росту, позиционировать одаренных актёров и других деятелей театрального коллектива и т.д.;

- налаживать долгосрочные связи с драматургами, композиторами, художниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-функциональная структура театра

 

Руководство театра – должностные лица, организующие работу театра:

-Художественный руководитель театра;

-Директор тетра;

-Главный администратор, главный бухгалтер и главный инженер; 
-Заведующие подразделениями и производственными мастерскими; 
-Заведующий костюмерной;

-Заведующий билетными  кассами.

Внешняя среда  организации:

а) потребители: зрители всех возрастов;

б) конкуренты: нет конкурентов;

в) органы управления: департамент культуры, департамент имущественных отношений; 
г) Уникальность собственно трудового процесса в театре предопределяется набором специфических ресурсов, осуществляющих общественно полезную деятельность: 
К ним следует относить:

а) социально-психологические ресурсы, включающие в себя общеобразовательные и профессиональные знания, умения, навыки; производственный опыт; профессионально-квалификационный уровень всех работников театра, состояние их здоровья, уровень культуры и др.;

б) информационные ресурсы - конструкторскую и другую аналогичную документацию, различные виды специализированной управленческой информации, программы на технических носителях, магнитных лентах и др.; в) научные ресурсы - научные знания, достижения, открытия, изобретения и др.;

г) художественно-творческие ресурсы - талант (высокую степень одаренности), мастерство (артистичность, виртуозность), профессиональный опыт и др.

3. Методы управления

Методы управления – это  инструменты, способы воздействия  управляющего субъекта на различные управляемые объекты, в качестве которых в театре выступают трудовой коллектив, контингент пользователей, технологические процессы, экономические ресурсы (финансы, материально-техническая база).

Методами управления называется совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления театром на управляемый объект (директор театра – на возглавляемый им коллектив).

Методы управления классифицируют по различным признакам. Так, нередко  выделяют методы прямого и косвенного воздействия – при использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для достижения высокой эффективности работы. Можно выделить методы формального и неформального воздействия, соотношение которых в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, его поведение в коллективе.

Наибольшее значение имеет  классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку различают:

-Организационные методы (в том числе административные);

-Экономические  методы;

-Социально-психологические методы.

Информация о работе Функции и задания менеджера в организации работы театра