Формы власти и влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:27, реферат

Описание работы

Власть может принимать разнообразные формы. Согласно классификации выделяют пять основных форм власти:
1)власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности;

Работа содержит 1 файл

Формы власти и влияния.docx

— 19.98 Кб (Скачать)
 

     Формы власти и влияния

     Власть  может принимать разнообразные  формы. Согласно классификации выделяют пять основных форм власти:

     1)власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности;

     2)власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;

     3)экспертная  власть. Исполнитель верит, что  влияющий 
обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;

     4)эталонная власть (власть примера). Характеристики или 
свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий;

     5)законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет 
право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.

     Он  исполняет приказания влияющего, так  как традиция учит, 
что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют традиционной. Законная власть бывает, действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии.

     Власть  посредством принуждения, влияние  через страх - так представляют себе власть люди, критикующие ее. Страх, как правило, создает образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный  к лицу кулак. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно  что-то нужно. Исследования показывают, что обращение к страху может  стать эффективным методом влияния, если предлагаются конкретные меры.

     Власть, основанная на вознаграждении. Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждут получения вознаграждения в той или иной форме.

     Вознаграждение - это все, что человек считает  ценным для себя. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться  такое вознаграждение, чтобы оно  было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

     Например, руководитель имеет дело с двумя  главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, например, чувство  достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие  в процессе работы, также рассматриваются  как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего  вознаграждения - создание соответствующих  условий работы и точная постановка задачи.

     Внешние вознаграждения - это такой тип  вознаграждения, который чаще всего  приходит в голову, когда слышишь  само слово вознаграждение. Внешнее  вознаграждение возникает не от самой  работы, а дается организацией. Примеры  внешних вознаграждений - повышение  зарплаты, продвижение по службе, символы  служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет), похвалы  и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный  автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).

     Экспертная  власть. Влияние через разумную веру осуществляется следующим образом. Исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении данного проекта или проблем. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным.

     Личность  может использовать экспертную власть в организации, когда он или она  имеют информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут  организации или подразделению  достигнуть цели или принять более  приемлемое решение.

     Эталонная власть. Власть примера. Влияние с помощью харизмы.

     Харизма - это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также потребностью исполнителя в принадлежности и уважении.

     Законная  власть. Влияние через традиции. Если оглянуться на историю, традиция окажется самым распространенным инструментом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. 

     Перечисленные основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.

     Выделяются  две большие группы управленческого  влияния — влияние эмоциональное  и влияние рассудочное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимают «заражение» и подражание.

     «Заражение» — это, пожалуй, самый древний  способ влияния на людей. Он характеризуется  практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния  одного человека другому. Используя  механизм заражения, менеджер может  значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

     Подражание  — усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если «заражение» характеризуется  передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.

     Подражанию  легко поддаются впечатлительные  и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным  мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них «эталоном» для подражания, и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

     В группу рассудочного влияния входят внушение, убеждение, просьба, угрозы, подкуп, приказ.

     Внушение  — это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что  внушение как способ влияния на подчиненных  бездоказательно. Эффект воздействия  внушения достигается за счет личных качеств менеджера: его признания, авторитета, престижа и т.п. Чем они  выше, тем эффективнее внушение.

     Внушение  является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а  тот, кому внушают, пассивен. Многие менеджеры  успешно влияют на людей с помощью  внушения. Особенно высокий эффект от внушения достигается тогда, когда  подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот момент он готов следовать  любому совету руководителя. В таком  случае внушение проявляется больше как убеждение.

     Убеждение — эффективная передача своей  точки зрения. Руководитель, который  влияет путем убеждения, не говорит  исполнителю, что надо делать, —  он «продает» подчиненному то, что  нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные  приемы.

     Процесс убеждения представляет собой явную  или скрытую дискуссию, цель которой  состоит в достижении единства мнений или компромисса. Сам процесс  убеждения рекомендуется усиливать  ссылкой на традицию, мнение большинства, авторитет какой-то личности или  личности того, кто убеждает, а также  на мировой опыт; апелляцией к психологическому состоянию убеждаемого (чувству  обиды, зависти, убеждению в том, что, дескать, «я лучше всех» и  т.п.). Самая слабая сторона убеждения  — это его медленное воздействие  и неопределенность.

     Просьба — это такой способ влияния  на подчиненного, который основан  на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах. Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к лучшей стороне натуры другого человека. Положительный результат достигается в том случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.

     Угрозы  — это запугивание, обещание причинить  подчиненному зло. Они основаны на том  допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с  которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают  на короткое время (пока подчиненный  находится в «зоне страха», т.е. боится руководителя). Угроза вызывает борьбу между двумя личностями, и  проигравшим здесь будет тот, кто вынашивает мысль победить в  будущем (никому не хочется быть постоянно  проигравшим).

     Подкуп  — склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. Руководитель обещает предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если тот определенным образом изменит  свое поведение. В некоторых случаях  подкуп — это честный подход, предоставляющий подчиненному дополнительное вознаграждение за дополнительные усилия: «Переработай сегодня сверх нормы, а завтра можно будет уйти с  работы пораньше».

     Приказ  — официальное распоряжение властных органов. Альтернатива здесь исключается, поскольку приказ не обсуждают, а  выполняют. И если приказ не выполнен, это, как правило, влечет негативные последствия.

     Одни  менеджеры легко и с удовольствием  применяют в управленческой деятельности различные способы положительного влияния на подчиненных, другие это  делают с большим трудом, а третьим  часто сделать это просто не удается, что в определенной мере связано  с их темпераментом и характером.

Информация о работе Формы власти и влияния