Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:15, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности.
В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия трансферта технологий;
- выделить критерии успешности трансферта технологий;
- раскрыть формы и виды трансферта технологий;
- рассмотреть прямой и непрямой пути трансферта технологий;
- финансирование трансферта технологий.
Являясь особой, сложной программой лицензирования товарного знака или фирменного наименования, франшиза означает практику передачи фирме-франчайзи права использования созданных фирмой франчайзером особых приемов и методов ведения бизнеса под товарным знаком франчайзера. Это могут быть методы управления, планирования финансов, особенности производства товаров или услуг, подготовки персонала, приемы рекламирования товаров или услуг и другие элементы деловых отношений фирмы-франчайзера. Отмечается, что в зависимости от вида бизнеса лицензионное соглашение такого типа может требовать от фирмы-франчайзи использования всех элементов корпоративного имиджа франчайзера, включая особую форму одежды персонала, внешний и внутренний дизайн здания предприятия, стандарт качества товаров и услуг. При этом соглашение дает право франчайзи пользоваться всей интеллектуальной собственностью франчайзера, в том числе инструкциями, руководствами для персонала, деловыми советами, «ноу-хау» товарными знаками и другими материалами, относящимися к методам управления делами фирмы.
Рост сделок по франчайзингу явился следствием высокой ночной мобильности и гибкости этой формы коммерческой деятельности и передачи технологии:
По критериям федеральной торговой комиссии США сделки типа «франчайзинг» характеризуются следующими основными особенностями:
Инжиниринговые услуги
Услуги
типа «инжиниринг» (совокупность проектных
и практических работ, относящихся
инженерно-технической области
Большое
разнообразие возникающих технических,
коммерческих, финансовых, юридических,
административных и других вопросов
требует привлечения
По роду оказываемых услуг в развитых странах различают четыре группы фирм, предоставляющих инжиниринговые услуг».
Инженерно-
Инженерно-строительные организации подразделяются на инженерно-строительные фирмы и компании.
Инженерно-строительные
компании, представляющие собой многочисленную
группу, выполняют заказы на предпроектные
услуги, включая маркетинг, материально-техническое
снабжение, подготовку кадров и пр.,
без последующих поставок оборудования
или осуществления
Инженерно-строительные фирмы оказывают комплекс услуг, связанных с проектированием промышленных и иных объектов, а также выполнением строительных работ, поставкой, установкой и монтажом оборудования, пуском объектов в эксплуатацию, т.е. выполняют заказы на условиях «под ключ» или на условиях «готовой продукции».
Консультативные фирмы по вопросам организации и управления оказывают значительный объем услуг, главным образом по проблемам руководства, организации и управления предприятиями, организации производства и сбыта и т.д.
Поскольку
методы управления предприятиями составляют
часть его технологии организации
выпуска конкурентоспособной
Инженерно-
Поскольку для российских организаций сделки типа «инжиниринг» являются сравнительно новым видом деятельности метим некоторые их преимущества перед другими видами торговых сделок:
Главное
отличие инжиниринга от «ноу-хау»
состоит в том, что при оказании
инжиниринговых услуг подразумевается
обязательное проведение конкретного,
оговариваемого в контракте комплекса
работ по заданию заказчика или
применительно к его
2.3. Прямой и непрямой путь трансферта технологий
Существенной проблемой для предприятий, нуждающихся в трансферте технологий, часто является их недостаточная компетентность в вопросах приобретаемой технологии (например, в тех случаях, когда эта технология является дополнительной к той, которая составляет основу уже имеющегося производства). В том случае они нуждаются в компетентных посредниках. В их задачу должен входить сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги трансферта технологий и установление надлежащих контактов. Этот путь трансферта технологий называется непрямым, в отличие от прямого, при котором обходятся без посредников.
Различают
следующие формы прямого
Все учреждения, занимающиеся внедрением инновационных технологий (не только университеты, научно-исследовательские институты, но также и промышленные предприятия с собственными исследовательскими отделами) могут быть названы «источниками технологии». Учреждения, находящиеся на балансе государства, обычно служат интересам общества, т.е. их деятельность служит общественному прогрессу и общественным интересам, и в принципе доступна всем желающим, по крайней мере путем лицензирования.
Прежде
всего это очевидно для университетов
и научно-исследовательских
Очень удачным путем является так называемый личный трансферт технологий. Найм квалифицированного персонала может стимулировать внедрение нового «ноу-хау» на промышленном предприятии. Для осуществления подобного трансферта необходимо знать, какое «ноу-хау» необходимо предприятию. Это может показаться очевидным, однако это является чрезвычайно важным для выживания промышленного предприятия, в особенности в стадии технологических изменений.
Трансферт
технологий от одного промышленного
предприятия к другому трудно
проследить. Без особых условий (равных
инвестиций, договоров о сотрудничестве
или стратегических альянсов и т.п.)
промышленное предприятие не будет
делиться новыми идеями с другими
предприятиями. В этом отношении
даже промышленные предприятия, относящиеся
к одной и той же сфере деятельности,
считают других скорее конкурентами,
чем партнерами. Трансферт технологий
между промышленными
Часто нуждающиеся в услугах по трансферту технологий должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводят к банкротству бизнеса. Для того чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансферта. В их задачу входят сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги трансферта технологий и установление надлежащих контактов. Этот путь трансферта технологий называется непрямым и включает: