Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат
В России все меньше консультантов-самоучек, тех талантливо-рискованных людей с любым исходным образованием, кто решил для себя: вот есть немереный, неразбуженный спрос, где нужны идеи и характеры. Попробовал раз, другой, где-то получилось, где-то нет, нащупал некоторые нити, набрел на некоторый опыт, стоящий распространения, что-то придумал, испытал, поставил на продажу.
Многие консультанты учились сами, начиная с нуля, без всякой подготовки.
Другие самоучки имели хорошее академическое образование, научные достижения. Они попробовали применить свои теоретические разработки, исследования, знания к практике руководителей бизнес-организаций или госучреждений. Ученые пошли в поле. Однако как оказалось исходные академические ресурсы нередко в поле оказывались ниже нуля.
Вторая трудность связана с тем, что методы, технологии, искусство консультирования составляют главное достояние консультанта, нарабатываются обычно годами, и консультанты чаще всего неохотно передают их начинающим коллегам. А если это и происходит, то либо на основе взаимности, либо за большой гонорар. Отсюда следует, что приглашение высококвалифицированных преподавателей (а ими могут быть только успешно практикующие консультанты) требует соответствующего финансового обеспечения.
Третья трудность в подготовке консультантов в России объясняется малочисленностью соответствующей профессиональной среды. Наиболее болезненно это проявляется в отсутствии пока критической массы консультантов для поддержания необходимого уровня профессиональной культуры, взаимообмена специалистов такого профиля. С этим же связан и неразвитый или искаженный спрос на услуги: они просто неизвестны большинству наших руководителей, а многие представления на их счет далеки от действительности (с явными преувеличениями их возможностей, с восприятием их как советников, помощников и т. д.).
Здесь же коренится причина повышенного риска профессионализации в данной области, необходимости борьбы за профессиональное выживание. А стало быть, и выше чувствительность к неудачам коллег или собственным; гораздо опаснее для всей профессии дискредитация ее неквалифицированными людьми. Отсюда подготовка консультантов вместе с необходимостью включает в себя привитие им навыков профессионального самоутверждения, формирования собственного образа в глазах клиентуры.
Четвертая трудность - большое разнообразие методологий, стилей, идеологий консультирования. При отсутствии учебников, соответствующих российским реалиям, слушателям приходится ориентироваться в несовпадающей, часто противоречивой специфике опыта каждого преподавателя, делать свой выбор, исходя из собственной индивидуальности. Это активизирует отношение начинающих консультантов к предлагаемому материалу, повышает их требовательность к нему. Но для части слушателей такая активность затруднительна, привычка лишь усваивать уже готовую и заведомо непротиворечивую информацию, установка на единственно правильное решение, знание затрудняют профессионализацию в консультировании.
Специфика подготовки консультантов требует сочетания следующих процессов обучения:
- передача знаний (теория, методы и т. д.);
Однако в отличие от многих иных профессий, обучение консультанта не может опираться на изучение слушателями литературы в сколько-нибудь значительном объеме. На русском языке такая литература еще далека до предельного минимума как по объему, так и по содержанию. Главное же в литературе не раскрываются достаточные сведения по практике консультирования (как намеренно, так и по причине названных ранее трудностей изложения). Поэтому подготовка консультанта требует особого упора на работу слушателей с преподавателями, повышенную интенсивность их взаимодействия.
Важно подчеркнуть, что оптимальное обучение строится на "живых"материалах: преподаватели раздают слушателям копии своих отчетов клиентам (по необходимости - обезличенные), методические разработки, только что испытанные в полевых условиях, описание ситуаций, трудных случаев, вариантов решений организационных проблем из собственной полевой практики, а не заимствованные из литературы или от других специалистов. Анализируя эти материалы, слушатели погружаются в наиболее совершенную консультационную практику и по ней вместе с преподавателями воссоздают стоящую за ней теорию и методологию.
Этой
специфике соответствуют
Особое место в обучении отводится защитам выпускных работ: всей группой разбираются концептуальные, методические, ценностные, ситуационные преимущества и недостатки каждой работы, упущенные возможности и варианты доработки.
Ввиду новизны профессии программа обучения должна рассматриваться как открытая, т. е. меняющаяся в рамках тем и даже разделов в зависимости:
Обучение не редко состоит из обязательной и факультативной частей. Обязательная часть включает очно-заочное обучение методам консультирования. Факультативная часть, посещаемая по усмотрению слушателя может включать:
Учитывая ограниченную осведомленность абсолютного большинства слушателей в общей и частной теории (как фундамента), курс должен начинаться с основательного введения в область консультирования. Этим будет обеспечена также большая часть методологического аппарата для последующих разделов. Здесь будет преобладать лекционная форма работы. Та же новизна профессии вынуждает отвести немало времени на характеристику специальности для формирования реалистичного представления о ней. Еще больший объем времени предназначен для изучения консультационных методов и технологий, овладения ими в процессе консультирования: диагностика, выработка решений, их реализация. Далее — комплексный разбор некоторых типичных консультационных работ, часто требуемых практикой и достаточно отлаженных в исполнении.
Таким
образом, начавшись с фундаментально-
Разумеется, преподавание должны вести только реально действующие, наиболее успешные консультанты, для которых консультирование - профессия и главный источник дохода.
Информация о работе Формы подготовки консультантов в РФ и мире