Формы и методы профессиональной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский

политехнический университет» 
 
 
 
 
 

контрольная работа

по  Введению в специальность 
 
 
 
 
 

выполнила студентка гр. ФК-11Б 
 

Проверил  преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
 

     Современная система отечественного образования  ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования — умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.

     Проблема  профориентации как общественная проблема проявляется в необходимости  преодоления противоречия между  объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии1.

     Профессиональная  ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

     Профессиональная  ориентация включает в себя:

     1) Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

     2)  Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

     3) Психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем2.

     Профессиональная  ориентация представляет собой систему  мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая  помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что, в конечном счете, ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.

     Есть  еще одна важная задача профориентации – содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
 

     В процессе профессионального становления  будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

     1. Период поступления в профессиональное  учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

       2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

     3. Начало трудовой деятельности (профессиональная  адаптация в период прохождения  производственной практики, закрепление  и развитие полученных в школе,  профтехучилище, техникуме, вузе  умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии3.

     Работа  по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

     В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

     Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

     - индивидуальные

     - групповые

     - массовые.

       К методам профессиональной ориентации относятся:

     - информационно-справочные, просветительские  методы: профессиограммы — краткие  описания профессий; справочная  литература; информационно-посиковые  системы; профессиональная реклама  и агитация; экскурсии школьников  на предприяия и в учебные  заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

     - методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

     - методы морально-эмоциональной поддержки учащихся: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, «праздники труда», и т.п.

     - методы оказания помощи в конкретном  выборе и принятии решения:  построение цепочки основных  ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора4.

     Составными  компонентами профориентационной работы являются:

     - профессиональное просвещение;

     - изучение школьников в целях  профориентации;

     - профессиональная консультация;

     - профессиональный отбор;

     - социально-профессиональная адаптация  молодежи.

     Сферы деятельности выпускника по специальности  «Финансы и кредит»:

     Профессиональная деятельность специалиста в области финансов и кредита осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на обслуживание предпринимательской деятельности предприятий различных форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются имущество, внешние обязательства, собственный капитал, доходы и расходы, финансовые результаты от основной деятельности, а также финансовой и инвестиционной деятельности организаций. 

     Должность так и называется – экономист. Есть более узкие специальности, которые называются – финансовый менеджер, еще уже – финансовый контролер, финансовый аналитик. В крайнем случае, можно работать бухгалтером-экономистом.

     Таким образом, область применения полученных знаний многогранна, что являет собой необходимость получения более широкого спектра знаний и навыков для расширения собственных профессиональных способностей. 

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
 

     Цель подготовки специалистов в области финансов и кредита заключается в формировании у студентов профессиональных навыков в сфере организации и функционирования банковской системы, страхования, налогов и налогообложения, управления финансами фирмы.

     Экономист по специальности «Финансы и кредит» должен быть подготовлен к профессиональной работе в финансовых органах федерального, регионального и муниципального уровней; банках, биржах, страховых компаниях, инвестиционных фондах, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования. 

     Специальность «Финансы и кредит» дает комплекс знаний в области государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней, механизма управления государственным долгом, функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.

     Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на обслуживание предпринимательской деятельности предприятий различных форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются имущество, внешние обязательства, собственный капитал, доходы, расходы и финансовые результаты от основной эксплутационной и коммерческой деятельности, а также финансовой и инвестиционной деятельности организаций.

     Главной задачей специальности является подготовка высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики с учетом специфики современного положения России.

     В процессе подготовки специалистов используются следующие формы и методы профориентации:

     - информационно-справочные, просветительские методы в виде лекционный занятий и консультаций, а так же требование к самостоятельному изучению материала.

     - методы профессиональной психодиагностики – беседы с преподавателями, зачеты и экзамены5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов/ Э. Ф. Зеер. – 3е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 239 с.

Информация о работе Формы и методы профессиональной ориентации