Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:58, контрольная работа
Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический
университет»
контрольная работа
по
Введению в специальность
выполнила
студентка гр. ФК-11Б
Проверил
преподаватель:
Пермь 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования — умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.
Проблема профориентации как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии1.
Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное
просвещение - ознакомление учащихся
и выпускников учебных заведений с современными
видами трудовой деятельности, социально-экономическими
и психофизиологическими особенностями
различных профессий, потребностями в
квалифицированных кадрах, требованиями,
предъявляемыми профессиями к человеку,
возможностями профессионально-
2) Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) Психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем2.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что, в конечном счете, ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.
Есть
еще одна важная задача профориентации
– содействие быстрым структурным сдвигам
в занятости. В настоящее время многоукладная
экономика предоставляет работникам с
разными способностями и интересами возможность
найти место на трудовом поприще. В идеальном
случае сокращение рабочих мест должно
проводиться только тогда, когда будут
созданы условия для переобучения высвобождаемых
работников с учетом мотивационного механизма
выбора профессии, когда начнут действовать
программы по созданию новых рабочих мест
в приоритетных для общества областях.
Пока управленческие работники не воспримут
профориентацию как метод регулирования
предложения рабочей силы в организации,
они будут испытывать экономические и
психологические трудности.
В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1.
Период поступления в
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3.
Начало трудовой деятельности (профессиональная
адаптация в период
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной ориентации относятся:
-
информационно-справочные, просветительские
методы: профессиограммы — краткие
описания профессий;
-
методы профессиональной
- методы морально-эмоциональной поддержки учащихся: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, «праздники труда», и т.п.
-
методы оказания помощи в
Составными компонентами профориентационной работы являются:
- профессиональное просвещение;
- изучение школьников в целях профориентации;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
-
социально-профессиональная
Сферы деятельности выпускника по специальности «Финансы и кредит»:
Профессиональная деятельность специалиста в области финансов и кредита осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на обслуживание предпринимательской деятельности предприятий различных форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются имущество, внешние обязательства, собственный капитал, доходы и расходы, финансовые результаты от основной деятельности, а также финансовой и инвестиционной деятельности организаций.
Должность так и называется – экономист. Есть более узкие специальности, которые называются – финансовый менеджер, еще уже – финансовый контролер, финансовый аналитик. В крайнем случае, можно работать бухгалтером-экономистом.
Таким
образом, область применения полученных
знаний многогранна, что являет собой
необходимость получения более широкого
спектра знаний и навыков для расширения
собственных профессиональных способностей.
Цель подготовки специалистов в области финансов и кредита заключается в формировании у студентов профессиональных навыков в сфере организации и функционирования банковской системы, страхования, налогов и налогообложения, управления финансами фирмы.
Экономист по специальности «Финансы и кредит» должен быть подготовлен к профессиональной работе в финансовых органах федерального, регионального и муниципального уровней; банках, биржах, страховых компаниях, инвестиционных фондах, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования.
Специальность «Финансы и кредит» дает комплекс знаний в области государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней, механизма управления государственным долгом, функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.
Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на обслуживание предпринимательской деятельности предприятий различных форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются имущество, внешние обязательства, собственный капитал, доходы, расходы и финансовые результаты от основной эксплутационной и коммерческой деятельности, а также финансовой и инвестиционной деятельности организаций.
Главной задачей специальности является подготовка высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики с учетом специфики современного положения России.
В процессе подготовки специалистов используются следующие формы и методы профориентации:
- информационно-справочные, просветительские методы в виде лекционный занятий и консультаций, а так же требование к самостоятельному изучению материала.
-
методы профессиональной психодиагностики
– беседы с преподавателями, зачеты и
экзамены5.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов/ Э. Ф. Зеер. – 3е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 239 с.
Информация о работе Формы и методы профессиональной ориентации