Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:28, контрольная работа
Глобальные изменения в мире создают значительные возможности для людей, у которых ранее не было доступа к ресурсам и знаниям. Однако очень часто люди не способны воспринимать открывшиеся новые возможности. Создается парадокс: есть новые технические достижения, есть новые современнее более прогрессивные и эффективные формы социальной жизни, но население конкретного региона не способно воспользоваться всеми этими благами.
Вопрос № 20. Формирование человеческого капитала
Глобальные изменения
в мире создают значительные возможности
для людей, у которых ранее
не было доступа к ресурсам и знаниям.
Однако очень часто люди не способны
воспринимать открывшиеся новые
возможности. Создается парадокс: есть
новые технические достижения, есть
новые современнее более
Простыми механическими действиями изменить ситуацию к лучшему невозможно. То есть нельзя человека научить работать на новом наукоемком предприятии, дать ему больший объем знаний, приучить к новым социальным формам жизни, если психологически он не готов воспринять это. Конкурентоспособность России на мировой арене напрямую зависит от психологического состояния человеческого капитала. В эпоху глобализации на первое место выходит не умение власти управления природными ресурсами и территорией, а умение власти формировать и управлять человеческим капиталом.
Формирование человеческого капитала времен глобализации возможно только на основе единой концепции требований к качествам человека. А.И. Юрьевым на кафедре политической психологии СПбГУ была разработана концепция человеческого капитала. В основе концепции лежит метод системного подхода проф. В.А.Ганзена. Человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями:
1 Жизнеспособность – способность человека воспроизводить себя, т.е. способность жить в неких оптимальных условиях и давать потомство. Эта способность соответствует природным свойствам и естественному смыслу жизни индивида – сохранению себя и потомства.
2 Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством. Работоспособность является свойством человека как субъекта деятельности, характеризует некую меру жизненной энергии человека.
3 Способность к инновациям – способность человека адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Это способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий. Способность к инновациям – характеристика человека как личности, субъекта общественных отношений. Современный мир так стремительно меняется, что для многих людей становится проблемой адаптация к этим переменам. Ценности играют роль той основы, которая помогает человеку выжить, сохранить себя. И только очень немногие люди могут не только приспосабливаться к переменам, но и сами принимать участие в создании будущего мира. Это мы и называем способностью к обучению. В отличие от способности к инновациям, которая характеризует меру адаптивности человека к меняющимся условиям, способность к обучению – это способность самому изменять внешнюю среду.
4 Способность к обучению – свойство человека как индивидуальности, неповторимой своеобразной сущности. Эта способность связана с целями жизни, т.к. именно цель как осознанный образ предвосхищаемого будущего определяет нашу жизнь в настоящем. В философии под целью понимается идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Определив некую цель и стремясь к ней, человек меняет себя и окружающий мир. Способность к обучению это и есть некий аналог способности ставить перед собой адекватные цели и достигать их.
По состоянию этих четырех способностей можно судить о состоянии человеческого капитала.
Санкт-Петербург стал одним
из регионов РФ, где в 2006 году был
проведено социально-
Специально для целей
данного исследования разработана
единая методика тестирования психологических
параметров и расчета интегральных
показателей развития человека. Помимо
традиционных бланковых опросников
и методик на память и внимание
используется устройство психофизиологического
тестирования «Психофизиолог» (УПФТ «Психофизиолог»).
Оно предназначено для автономного проведения
индивидуального психофизиологического
тестирования работоспособности и личностных
особенностей человека. Используются
лицензированные, проверенные методы
исследования, которые включают в себя:
методика вариационной кардиоинтервалометрии
(ВКМ), оценка функционального состояния
центральной нервной системы на основе
простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР),
оценка уровня работоспособности на основе
сложной зрительно моторной реакции (СЗМР),
сложная зрительно-моторная реакция с
выбором из двух альтернатив в три этапа
(СЗМР-3), оценка психической нормативности
на основе психодиагностической анкеты
(ПДА), многоуровневый личностный опросник
«Адаптивность» (МЛО), опросник «Девиантное
поведение» (ДАП), шкала тревожности Спилбергера-Ханина,
опросник «Самочувствие-Активность-
Процедура проведения исследования: тип построения выборки – стратифицированная квотная выборка. Основания для квотирования выборки – пол, возраст, уровень дохода. Возрастной коридор для респондентов – 18-65 лет. Объем выборки – 300 респондентов. Предварительное тестирование методики измерения человеческого капитала показало, что выполнение методики одним респондентом занимает от 2,5 часов до 3 часов 50 минут. Поэтому было принято решение, что по форме проведения исследования это будет hall-тест. По заданной выборке респонденты приглашались в специально арендуемые помещения. Ежедневно формировались три группы испытуемых. Наполняемость групп от 10 до 20 человек. В ходе исследования заполнялся «Протокол проведения исследования», где фиксировались временны??е параметры исследования и результата исследования. С каждой группой постоянно работали два специалиста-психолога (сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета) и три профессиональных интервьюера.
Для общей оценки развития человеческого капитала в г. Санкт-Петербурге был разработан интегральный показатель человеческого капитала, объединяющий четыре вторичных индекса (жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям, способности к обучению), которые в свою очередь интегрируют от 6 до 14 первичных показателей:
1) Жизнеспособность:
1 Индекс уровня функционального состояния организма (ВКМ);
2 Индекс уровня частоты сердечных сокращений;
3 Индекс уровня вариативности сердечного ритма;
4 Индекс напряженности регуляторных систем по стресс-индексу;
5 Индекс баланса симпатического и парасимпатического отдела ВНС;
6 Индекс уровня кризисных состояний и аффективных расстройств;
7 Индекс уровня асоциальных и антисоциальных тенденций;
8 Индекс уровня психического здоровья;
9 Индекс уровня психосоматических расстройств;
10 Индекс уровня физического здоровья;
11 Индекс уровня сексуального здоровья;
12 Индекс уровня аддиктивного поведения;
13 Индекс уровня делинквентного поведения;
14 Индекс уровня суицидального поведения.
2) Работоспособность:
1 Индекс уровня активации ЦНС на основе времени реакции;
2 Индекс уровня сенсомоторных реакций;
3 Индекс уровня работоспособности на основе сложной зрительно-моторной реакции;
4 Индекс уровня самооценки самочувствия;
5 Индекс уровня самооценки активности;
6 Индекс уровня самооценки настроения.
3) Способность к инновации:
1 Индекс уровня социально-психологической адаптации;
2 Индекс уровня жизненных ценностей;
3 Индекс уровня нравственных ценностей;
4 Индекс уровня религиозности;
5 Индекс уровня психологических зависимостей;
6 Индекс уровня ситуативной тревожности;
7 Индекс уровня личностной тревожности.
4) Способность к обучению:
1 Индекс уровня силы процессов возбуждения;
2 Индекс уровня стабильности реакций;
3 Индекс процессов внимания;
4 Индекс процессов памяти-1;
5 Индекс процессов памяти-2;
6 Индекс процессов памяти-3;
7 Индекс процессов памяти-4;
8 Индекс процессов памяти-5.
Все значения первичных показателей переводились в индексы от 0 до 1, которые рассчитывались для каждого показателя отдельно. Вторичные индексы и интегральный показатель человеческого капитала рассчитывались как среднее арифметическое индексов более низкого порядка. Интегральные показатели жизнеспособности человеческого капитала в Санкт-Петербурге: 0,46. Работоспособности – 0,36.
Способности к инновациям – 0,6. Способности к обучению – 0,39. Интегральный показатель человеческого капитала в Санкт-Петербурге , как среднеарифметическое четырех способностей равен 0,46. То есть ниже средних значений. Несмотря на общепринятые стереотипы в целом с Санкт-Петербурге наименьшие показатели человеческий капитал имеет по работоспособности и способности к обучению (то есть проблемы с целеполаганием). Ниже среднего показатели по жизнеспособности и высокие показатели, на основе которых можно в дальнейшем развивать человеческий капитал – это способность к адаптации.
Некоторые психологические
особенности человеческого
1 Слабые стороны, которые негативно влияют на качество человеческого капитала:
- Низкий уровень активации
центральной нервной системы
(ЦНС). Если говорить о человеке,
то низкий уровень активации
ЦНС – это свидетельство о
сниженном функциональном
- Вызывает беспокойство
неадекватно завышенная
- Потенциальные и реальные
проблемы, связанные с физическим
состоянием организма, в
- Сниженный уровень
- Удовлетворительный уровень
социально-психологической
2 Сильные стороны, отталкиваясь от которых, можно восстановить жизнеспособность, работоспособность, способность к обучению человеческого капитала в Санкт-Петербурге:
- Высокий уровень жизненных
и нравственных ценностей.
- Высокий уровень силы
процессов возбуждения. Можно
считать, что у населения
Полученная в данном исследовании информации о психологическом состоянии человеческого капитала может быть основой для разработки программ по сохранению, воспроизводству и развитию человеческого капитала, как в Санкт-Петербурге, так и в стране в целом. Сейчас психологическое состояние человеческого капитала в Санкт-Петербурге далеко от идеала, это значит, что в ближайшем будущем Санкт-Петербург может стать неконкурентоспособным другим Европейским городам именно с точки зрения способности населения эффективно действовать в условиях глобализации. Необходимо проводить работу с населением по повышению психологической адаптации к окружающему миру, методами массовой психологической коррекции. Одна из задач такой работы – научить населения ставить перед собой цели, то есть обучить процессу целеполагание, или дать населению готовые цели. Достигать поставленные цели жители Санкт-Петербурга способны. Эти задачи могут быть решены только политическим путем.