Формальные и неформальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:12, доклад

Описание работы

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Работа содержит 1 файл

управленческая мысль.docx

— 57.62 Кб (Скачать)

           Формальные и неформальные организации

         В каждом трудовом коллективе наряду с  формальной (официальной) структурой взаимоотношений  существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

         Если  официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится  к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что  внутри всякой формальной организации  существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано  с тем, что каждый член трудового  коллектива принадлежит одновременно ко многим группам. Механизм образования  формальных и неформальных организаций  представлен на рис. 3.5.

           
Рис. 3.5. Механизм образования  формальных и  
неформальных организаций

         Формальные  организации – зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.

         Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

         Неформальная  организация – незарегистрированная в государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными интересами, имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.

         Неформальная  организация - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Эти цели являются причиной существования такой неформальной организации.

         Отношения между членами такой группы формируются  на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей  и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

         Неформальные, или теневые, группы существуют в  каждой организации. Они неизменно  «вырастают» из дружеских отношений  и отношений, не определяемых организационной  схемой. Для организации важно, чтобы  неформальные группы не доминировали.

         Неформальные  организации одновременно могут  быть похожими и непохожими на формальные организации.

         Характеристика  неформальных организации:

         1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение.

         Менеджеру в этой связи следует знать, что  социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать  положительное влияние на достижение целей формальной организации;

         2) сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации;

         3) неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие от формальных состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области.

         Опора неформального лидера – признание  его группой. Сфера влияния неформального  лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

         Неформальный  лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет  ее существование.

         Существование неформальных групп в организации  – вполне нормальное явление. Такие  группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.

                                                                          ***

         Формальная  организация — организация, характеризующаяся: строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями;

         рациональностью и безличностью отношений между  ее членами;

         наличием  органа власти и аппарата управления. 

         Формальная  организация представляет собой  способ организованности, построенный  на социальной формализации связей, статусов, норм.В качестве примера можно назвать предприятие, ВУЗ, банк и множество других организаций, которые официально зарегистрированы и осуществляют свою деятельность строго в соответствии с формально закрепленными правилами. В них не предусмотрены никакие другие отношения между индивидами, кроме служебных, никакие другие цели, кроме функциональных. 

         Формальная  организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника  в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативному  поведению работников, но и устраняет  всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна.

         Многие  виды взаимодействий между работниками  не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения  не носят заранее спроектированного  и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных  факторов, таких, как общий интерес  группы работников, объективная необходимость  сотрудничать, личная безопасность и  др.

         РАЗВИТИЕ  НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

         Возникновение неформальных организаций 

           Формальная организация создается  по воле руководства. Но как  только она создана она становится  также и социальной средой, где  правила взаимодействия людей  формируются отнюдь не по предписаниям  руководства. Из социальных взаимоотношений  рождается множество других объединений  - неформальных групп, которые  все вместе представляют неформальную  организацию. 

         У неформальных организаций много  общего с формальными, в которые они оказываются вписанными.

           Они в некотором роде организованы  схожим с формальными организациями  роде - у них есть своя иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно  возникших организациях так же  имеются неписаные правила называемые  нормами, которые служат для  членов организации эталонами  поведения. Эти нормы подкрепляются  системой поощрений и санкций.  Специфика в том, что формальные  организации создаются по заранее  задуманному плану. Структура  и тип формальной организации  строятся руководством сознательно  с помощью проектирования, в то  время как структура и тип  неформальной организации возникают  в результате социального взаимодействия.

         Характеристики  неформальных организаций 

         На  жизнь неформальных организаций  огромное воздействие оказывают  т.н. принципы групповой динамики. В  понятие групповой динамики принято  включать 5 основных элементов:

         1.Цели группы; 2. Нормы группы; 3.Структура группы и проблема лидерства; 4.Уровень сплоченности группы; 5.Фазы развития группы.

         УПРАВЛЕНИЕ  НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

           Неформальные организации динамически  взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформальных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп.

           В модели Хоманса под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению эмоций в отношении друг друга и руководства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.

         Модель  демонстрирует не только то, как  из процесса управления возникают неформальные организации, но и показывает необходимость  управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать  влияние на эффективность формальной организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства  и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленные ею цели в необходимые  сроки в рамках определенных ресурсных  затрат.

         В большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда.  

Информация о работе Формальные и неформальные организации