Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:11, реферат
Финансовый менеджмент — управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами.
Финансовые цели предприятия могут быть представлены целой системой (или деревом) целей, каждая, из которых может выдвигаться на первый план в зависимости от конкретной ситуации.Финансовыми целями компании могут выступать: выживание фирмы в конкурентной среде, достижение лидерства, избежание банкротства, достижение устойчивых темпов роста, минимизация расходов фирмы, обеспечение рентабельности, обеспечение ликвидности, сохранение устойчивого финансового состояния компании, максимизация прибыли компании.
Однако главной целью
В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение таких задач как:
1. Обеспечение формирования
2 Обеспечение наиболее
3.Оптимизация денежного
4. Обеспечение максимизации
5.Обеспечение минимизации
6.Обеспечение постоянного
Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития и т.п.). Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели.
В последние годы роль финансового директора расширилась до управления предприятием в целом. Управляющие финансами занимаются общим управлением, тогда как прежде они занимались приращением денежных средств и движением наличности фирмы.
Можно привести следующие факторы повышения роли финансового менеджера, которые в свою очередь должны постоянно находиться в сфере внимания финансового менеджера:
• растущая конкуренция между фирмами;
• технологические усовершенствования, требующие значительных капитальных вложений.
Гипотеза эффективности рынков. Выделяет три формы эффективности рынка капитала – сильной, умеренной и слабой, в зависимости от степени информированности рынков.
Эффективный рынок – рынок, в ценах которого отражена вся известная и доступная информация.
Основной вывод концепции эффективных рынков капитала заключается в том, что средняя доходность финансовых операций равна нулю, т. е. стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг. Различия в ожидаемой доходности финансовых активов той или иной компании являются источником сверхдоходов, которые определяются исключительно различиями в степени риска, суметь оценить который должен финансовый менеджер. Эта концепция получила название компромисса между риском и доходностью.
Теория асимметричной информации. Утверждает, что менеджеры информированы о перспективах их собственных фирм, т. е. обладают особой информацией, на основании которой могут определить — завышена или занижена цена их акций.
Теория агентских отношений. Описывает поведение менеджеров, расходы на исполнителя и структуры собственности. В основу финансового менеджмента заложены первичные агентские отношения — между акционерами и менеджерами и между кредиторами и акционерами (которых представляет финансовый менеджер).
Известно, что целью фирмы является максимизация собственности ее акционеров, а это сводится к максимизации цены акций фирмы. Однако менеджеры фирм могут иметь и другие цели, конкурирующие с максимизацией богатства акционеров. Тот факт, что владельцы фирмы — ее акционеры предоставляют менеджерам право принятия решений, создает потенциальный конфликт интересов.
В реальности менеджеры крупных корпораций владеют лишь небольшим пакетом их акций, и максимизация богатства акционеров может стать не самой первостепенной целью менеджера. Например, по мнению многих специалистов, главной целью менеджеров-агентов является увеличение размеров фирмы. Создавая крупную, стремительно растущую фирму, менеджеры: закрепляют за собой свои места, поскольку скупка контрольного пакета акций другими фирмами становится менее вероятной; увеличивают собственную власть, статус и оклады; создают дополнительные возможности для своих подчиненных; жертвуют средства корпораций благотворительным организациям, повышая свой имидж. Однако большая часть расходов ложится на акционеров.
Очевидно, что менеджеров нужно побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений и наказаний. Проблема морального риска возникает ввиду того, что акционеры не могут контролировать все действия менеджеров. Для этого они вынуждены нести агентские затраты.
Агентские затраты — расходы, которые вынуждены осуществлять акционеры для контроля за деятельностью финансовых менеджеров. Существует несколько категорий агентских затрат: на проведение аудиторских проверок, расходы на создание организационной структуры, ограничивающей нежелательное поведение менеджеров. Например, введение в состав правления внешних инвесторов, как известно, главная ответственность за управление делами корпорации возлагается на Совет директоров, который обычно избирается ежегодно в составе 11 —15 человек. Он включает внешних и внутренних членов. Внешними членами становятся представители банков, инвестиционных компаний, фирм, продающих товары данной корпорации, адвокаты, представители общественных организаций. Наличие внешних членов делает Совет директоров более независимым и объективным.
Существуют механизмы, частично разрешающие проблему агентских отношений и побуждающих менеджеров действовать в интересах акционеров, например:
· системы стимулирования на основе показателей деятельности фирмы;
· непосредственное вмешательство акционеров;
· угроза увольнения;
· угроза скупки контрольного пакета акций, враждебные поглощения и многие другие.
6. Финансовая отчетность.
В финансовом управлении компании первым этапом является проведение финансового учета, на основании которого составляется финансовая отчетность, далее осуществляется финансовый анализ компании.
На последнем этапе проводится оценка состояния, результатов и эффективности деятельности компании, и затем принимаются решения по финансовому управлению предприятием.
Финансовый учёт — это учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, составной частью которого является бухгалтерский учет.
На основе финансового учета составляется финансовая отчетность, которая базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о его деятельности.
Финансовый отчет компании — это обязательная форма финансовой отчетности, предусмотренная законодательством большинства стран мира. Согласно международной методике, финансовый отчет предприятия содержит следующие документы:
• финансовый баланс компании за отчетный период;
• отчет о прибылях и убытках;
• отчет о движении денежных средств;
• сводный доклад руководства компании.
Финансовый отчет
В соответствии с российским законодательством (приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. и другими документами) в составе годового финансового отчета предприятия представляют следующие формы:
• форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
• форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
• форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
• форма № 4 «Отчет о движении денежных средств;
• форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
• «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
• итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности представленных сведений.
Западные компании обычно предоставляют три цифровые формы (баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств) и сводный доклад компании.
7. Финансовые риски предприятия.
Под финансовым риском предприятия понимается вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала в ситуации неопределенности условий осуществления его финансовой деятельности.
Финансовый риск является одной из наиболее сложных категорий, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
Финансовые риски предприятия
характеризуются большим
По видам. На современном этапе к числу основных рисков предприятия относятся следующие:
Риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития) предприятия. Несовершенство структуры капитала (чрезмерная доля используемых заемных средств), порождающее несбалансированность положительного и отрицательного денежного потока предприятия по объемам. В составе финансовых рисков по степени опасности этот вид риска играет ведущую роль.
Риск неплатежеспособности (или риск несбалансированной ликвидности) предприятия. Снижение уровня ликвидности оборотных активов, порождает разбалансированность положительного и отрицательного денежного потока предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных.
Инвестиционный риск. Характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия.
Инфляционный риск. Характеризуется возможностью обесценивания реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов предприятия), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции.
Процентный риск. Состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке (как депозитной, так и кредитной). Причиной возникновения данного вида финансового риск являются: изменение конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного регулирования; рост или снижение предложения свободных денежных ресурсов и другие факторы.