Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа
Неизбежный переход страны к рыночной экономике был невозможен, пока сохранялась в огромных масштабах государственная собственность, препятствующая развитию конкуренции, соревновательности за достижение лучших результатов деятельности. Было необходимо начать последовательное разгосударствление собственности, так как одной из основ рыночной экономики является многообразие форм собственности: и государственной, и частной, и акционерной и других.
Проводимые экономические реформы повлекли за собой глобальное изменение в структуре финансовых и производственных отношений. Цель данной работы - рассмотреть изменившуюся структуру финансовых ресурсов коммерческих предприятий, так как именно финансы предприятия являются основой производственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 4
РОЛЬ ФИНАНСОВ В КРУГООБОРОТЕ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ. 8
ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 13
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
Налог — обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленные сроки. Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем один из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли. Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец, — остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.
За основу исчисления этого налога с 1 января 1992 года берется валовая прибыль, состоящая из:
— прибыли от реализации продукции (работ, услуг), исчисляемой в виде разницы между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг);
— прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, определяемой для целей налогообложения как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенный на индекс инфляции, определяемый в порядке, устанавливаемом Государственной Думой России;
— доходов (расходов) от внереализационных операций, куда включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; финансовый результат от сдачи имущества в аренду; дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные и уплаченные в виде санкций (исключая бюджетные, которые уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов); другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) [4].
Для получения облагаемой налогом прибыли валовая прибыль корректируются следующим образом:
— во-первых, увеличивается на сумму превышения (по сравнению с нормируемой величиной) расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, а также на величину средств, перечисляемых покупателями продукции (работ, услуг) в специальные фонды предприятий;
— во-вторых, уменьшается на сумму рентных платежей, доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, а также дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;
— в-третьих, уменьшается на величину прибыли, полученной предприятием от специфических видов деятельности: проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, осуществления посреднических и торгово-посреднических услуг, страховой деятельности и т. п.;
— в-четвертых, уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд и аналогичные ему фонды до достижения ими размеров, установленных учредительными документами (но не более 25% уставного фонда); при этом сумма отчислений в фонды не может превышать 50% налогооблагаемой прибыли [4].
Облагаемая прибыль затем уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам. Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление на новой технической основе производственного потенциала предприятий, повышение уровня социальной защищенности работающих и т. п.
Налог на прибыль уплачивается предприятиями по единой ставке, которая не варьируется ни в зависимости от организационно-правовой нормы, ни в зависимости от того, под чьей юрисдикцией находится субъект хозяйствования. Исключение составляет прибыль (доход), полученная предприятием от специфических видов деятельности, по которым налог взымается отдельно от общего финансового результата.
После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов в процесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивидендов и процентов, если уставной фонд предприятия был сформирован с участием других инвесторов, и отчисляется на нужды производственного, потребительского и социального характера. При этом состав затрат и порядок их финансирования за счет прибыли довольно разнообразны, что и отражается в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.
В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляться полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, станет именно прибыль.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т. п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.
С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, размер которого устанавливается, как правило, на уровне не менее 15% уставного фонда. Формируется резервный фонд за счет ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет, как показывает практика, не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов [4].
Кроме того, создается принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования, состав которых строго регламентирован, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов экономического стимулирования, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
Важное
место в системе распределения
прибыли занимают сегодня те направления
ее использования, которые связаны
с формированием поощрительных
фондов, предназначенных для
В условиях перехода к рынку с его свободными ценами важную роль играет система социальной защиты работающих. В связи с этим подразумевается, что часть прибыли должна направляться на удовлетворение разнообразных социально-культурных потребностей: на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, дотаций рабочим столовым, улучшения культурно-бытового обслуживания работников предприятия, усиление питания детей в детских дошкольных учреждениях и летних лагерях и другие цели. Часть прибыли отчисляется на благотворительные цели, идет на поддержку творческих коллективов, организацию выставок, смотров и т. п.
В настоящее время о возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений около 70% прибыли используется самими предприятиями.
В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.
Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к распылению средств, не дает возможности маневренного их использования, концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляется контроль за расходованием государственных средств. В соответствии с Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. большинство государственных внебюджетных фондов должны быть включены в состав республиканского бюджета Российской Федерации. При этом целевой характер использования средств этих фондов сохраняется.
Сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. Доля финансовых ресурсов в государственном бюджете, сейчас снизилась до 40%. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной промышленности и ряда других отраслей. Крупные средства направляются на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и внебюджетных социальных фондов. В настоящее время более половины всех социальных расходов покрываются из внебюджетных фондов.
Таким образом, в условиях перехода на рыночные отношения наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов.
хозяйства; преодолеть бюджетный дефицит, совершенствуя систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.
1.
Стоянова Е. С. “Финансы
2. Леонтьева В. М., Шпитцнер Р. “Финансы и бухучет в рыночной экономике”, СПб, “Знание”, 1993г.
3.
“Как управлять финансами
4.
Лысенко И. А. “Финансы
5.
Никольский П. С. “
6. Родионова В. М. “Финансы”, М., “Финансы и статистика”, 1993г.
7.
Закон “О предприятиях и
8.
Закон “Об основах налоговой
системы в Российской
9. Положение
о порядке начисления