Финансово-экономический анализ предприятий гостиничного хозяйства по модели DU PONT

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

В современных российских условиях для подавляющего большинства гостиниц вопросы улучшения их финансово-экономического состояния и надежного обеспечения финансового благополучия являются приоритетными.
Типичная ситуация для неблагополучных предприятий гостиничного хозяйства: имеется только бухгалтерия, занимающаяся только учетом и отчетностью, финансовое планирование отсутствует или находится в зачаточном состоянии; нечетко поставлены финансовые цели, нет единой финансово-экономической стратегии; отсутствует информация о финансовой эффективности (рентабельности) по видам услуг.

Работа содержит 1 файл

Финансово.docx

— 14.80 Кб (Скачать)

Финансово-экономический  анализ предприятий гостиничного хозяйства  по модели DU PONT

В современных  российских условиях для подавляющего большинства гостиниц вопросы улучшения  их финансово-экономического состояния  и надежного обеспечения финансового  благополучия являются приоритетными. 

Типичная ситуация для неблагополучных предприятий  гостиничного хозяйства: имеется только бухгалтерия, занимающаяся только учетом и отчетностью, финансовое планирование отсутствует или находится в  зачаточном состоянии; нечетко поставлены финансовые цели, нет единой финансово-экономической  стратегии; отсутствует информация о финансовой эффективности (рентабельности) по видам услуг. 

В такой ситуации нужно, в первую очередь, создавать  систему управления финансами, иначе  финансовые потери неизбежны, т.к. даже на многих благополучных предприятиях руководство ощущает «непрозрачность», недостаточную управляемость финансовыми  потоками, неуверенность в эффективности  принимаемых решений и др., что  приводит к крупной упущенной  выгоде. Проведение серьезного финансового  анализа гостиниц не может осуществляться по единому для любых других предприятий  шаблону. 

Одним из основных показателей деятельности гостиницы  является загрузка, которая рассчитывается на основе данных ежедневного учета - количества койко-суток. При этом требуется проведение тщательного анализа номерного фонда. Однако, помимо самого финансового анализа особого внимания заслуживает, так называемый, анализ по модели DuPont, который позволяет не только комплексно оценить эффективность деятельности гостиницы, но и дает возможность прогнозирования результатов от принятия определенных управленческих решений, возможность выбора наиболее приемлемого варианта с точки зрения минимизации затрат и рисков, а также максимизации прибыли.

 В рамках  данного анализа проводится анализ  безубыточности гостиницы, т.е.  рассчитывается критический объем  реализации услуг, при котором  покрыты все затраты, а прибыль  равна нулю. Для удобства анализ  представляется в виде блок-схемы  взаимосвязанных показателей. С  учетом планируемых экономических  решений руководства гостиницы  определяются прогнозные изменения  показателей, при этом необходимо  оценить изменение конечного  результата деятельности всего  предприятия. Для этого каждый  показатель состоит из двух  частей: в левой части отражаются  значения, соответствующие выбранному  базовому периоду (как правило,  базовым является последний отчетный  период), а в правой части - прогнозные  значения.  

В правом нижнем углу каждого показателя указывается  процентное отклонение прогнозного  значения от базового. Рассмотрим фрагмент подобного анализа на примере  условной гостиницы на 2000 мест (рисунок 1). Исходными данными являются следующие  показатели: количество мест в гостинице, количество койко-суток за период (квартал, год), выручка и затраты, которые тщательно анализируются с тем, чтобы правильно разделить их по принципу зависимости от объема реализации услуг (выручки) или загрузки гостиницы - на постоянные и переменные. Это позволит нам в дальнейшем определить критический объем реализации услуг или выручку, при которой гостиница только покрывает все затраты, не получая прибыли. Этот показатель называется «точка безубыточности», на его основе мы можем определить минимально допустимое количество койко-суток, при котором также гостиница покрывает все затраты, но не получает прибыли. Схема позволяет увидеть, как изменение одного или нескольких составляющих единой цепочки влияет на конечный результат деятельности всей гостиницы. Допустим, руководство гостиницы планирует снизить среднюю цену на 1 место (например, за счет предоставления скидки) на 5 %, что позволит увеличить загрузку на 10%, а также предполагается сокращение постоянных затрат, к примеру, на 3%. Необходимо оценить эффективность подобных изменений. Итак, после проведенных изменений на схеме DuPont видно, что : снижение средней цены 1 места на 5% одновременно с увеличением количества койко-суток на 10%, т.е. увеличением загрузки гостиницы, приводит к увеличению общей выручки на 4,5% по сравнению с базовым периодом;  

 т.к. предполагается, что переменные затраты изменяются  прямо пропорционально изменению  объема реализуемых услуг (общей  выручки), а выручка выросла в  прогнозном периоде на 4,5%, то и  переменные затраты увеличиваются  на 4,5%;  

 все вышеперечисленные  изменения, а также снижение  постоянных затрат на 3% приводит  к увеличению операционной прибыли  на 15,4% по сравнению с базовым  периодом. Точка безубыточности, т.е.  критический объем реализации  услуг (общая выручка), при котором  гостиница покрывает все затраты,  а прибыль равна 0, сокращается  на 3%. Сокращение средней цены 1 места  на 5% требует обеспечения минимально  допустимого количества койко-суток (когда покрыты все затраты, а прибыль равна 0) до 42355, т.е. на 2,1% больше, чем в базовом периоде;  

 и наконец,  при осуществлении прогнозных  изменений, рентабельность продаж (отношение операционной прибыли  к общей выручке) составляет 34,7%, рентабельность затрат (отношение  операционной прибыли к затратам) вырастает до 53,2%.  

 Ключевым  элементом модели является показатель  рентабельности чистых активов.  Этот показатель можно рассматривать  как показатель прибыльности  и оборачиваемости чистых активов,  т.е. рентабельность чистых активов  - результат операций с двумя  показателями:  

 Выражение  рентабельности чистых активов  через рентабельность продаж  и оборачиваемость чистых активов  основано на тезисе, что прибыльность  компании непосредственно связана  со способностью ее руководства  эффективно управлять активами  и квалифицированно контролировать  расходы.  

 Рентабельность  продаж (%-ное выражение прибыли, полученной от продаж) является показателем рентабельности или эффективности финансовых операций. С другой стороны, оборачиваемость общей суммы активов (количество операций, при которых инвестиции, размещенные в активах, оборачиваются в течение года с результатом, воплощенном в продажи) дает возможность оценить, насколько эффективно компания распоряжается своими активами. Допустим, в структуре чистых активов условной гостиницы не ожидаются какие-либо изменения.  

 Тогда увеличение  оборачиваемости чистых активов  на 4,5% обусловлено только ростом  общей выручки. Таким образом,  если в базовом периоде рентабельность  чистых активов составляла 3,5%, то  при снижения средней цены 1 места  на 5%, увеличении количества койко-суток на 10% и снижении постоянных затрат на 3%, значение данного показателя увеличивается до 4%.  

 Таким образом,  владея основными понятиями финансового  менеджмента, можно не только  постоянно анализировать происходящие  изменения финансового состояния  предприятия гостиничного хозяйства,  но и улучшить эффективность  его деятельности, просчитав все  возможные сценарии развития  событий на модели DuPont.

Информация о работе Финансово-экономический анализ предприятий гостиничного хозяйства по модели DU PONT