Финансовая поддержка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Кризис малого бизнеса может привести к значительному его сужению. Другими словами кризис малого бизнеса приводит к уходу с рынка части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Кроме того, малый бизнес в условиях кризиса вынужден сокращать численность работников. Также кризис малого бизнеса вызывает снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Содержание

Введение
1 Основы государственной поддержки малого бизнеса
1.1 Основные направления государственной поддержки
1.2 Формы и методы поддержки предпринимателей
2 Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области
2.1 Программа поддержки малого бизнеса
2.2 Кредитование малого бизнеса
2.3 Предоставление гарантий малому бизнесу
2.4 Предоставление грантов малому и среднему предпринимательству
2.4.1 Микрофинансирование субъектов малого и микропредпринимательства
2.4.2 Оказание финансовой помощи безработным гражданам
3 Перспективы развития малого бизнеса в период кризиса
3.1 Особенности кредитования малого бизнеса в период кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа фин. поддержка.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

Курсовая  работа: Финансово-экономические методы поддержки малого бизнеса

Курсовая  работа: Финансово-экономические методы поддержки малого бизнеса

Содержание

Введение

1 Основы  государственной поддержки малого  бизнеса

1.1 Основные направления государственной  поддержки

1.2 Формы и методы поддержки предпринимателей

2 Существующая  система государственной поддержки  малого предпринимательства в  Оренбургской области

2.1 Программа поддержки малого бизнеса

2.2 Кредитование малого бизнеса

2.3 Предоставление гарантий малому  бизнесу

2.4 Предоставление грантов малому  и среднему предпринимательству

2.4.1 Микрофинансирование субъектов  малого и микропредпринимательства

2.4.2 Оказание финансовой помощи безработным  гражданам

3 Перспективы  развития малого бизнеса в  период кризиса

3.1 Особенности кредитования малого  бизнеса в период кризиса

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые  сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения  в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты  всех уровней.

Мировой опыт свидетельствует, что малое  предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только национальной экономики, но всей общественной жизни государства.

Так малые предприятия представляют возможность реализовывать творческие способности, предприимчивость, инициативу, создавать конкурентную среду.

Малый бизнес играет огромную роль в экономике  любой страны. В настоящее время  влияние кризиса на малый бизнес снижает положительные тенденции  развития малого предпринимательства. Более того, кризис малого бизнеса  влияет на экономику страны в целом.

Безусловно, не весь малый бизнес в условиях кризиса будет нести убытки. Некоторый  малый бизнес в кризис потерпит не очень сильный ущерб. К таким  субъектам малого бизнеса, прежде всего, относятся предприятия:

·  производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

·  не использующие в своей работе заемные средства;

·  имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

·  имеющие административную поддержку и работающие по государственному или муниципальному заказу.

Кризис  малого бизнеса может привести к  значительному его сужению. Другими  словами кризис малого бизнеса приводит к уходу с рынка части малых  предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Кроме того, малый бизнес в условиях кризиса вынужден сокращать численность  работников. Также кризис малого бизнеса  вызывает снижение объемов оборота  и инвестиций в основной капитал  на малых предприятиях.

В основном малый бизнес в условиях кризиса  имеет все-таки проблемы, которые  носятся финансовый характер, а именно.

·  отсутствие оборотных средств;

·  отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов, основной деятельностью которых является поддержка малого бизнеса;

·  отсутствие доступа к банковским кредитным услугам;

·  риск неплатежей от контрагентов;

·  снижение спроса на продукцию;

·  снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса.

Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса  осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Поддержка малого бизнеса и среднего бизнеса  включена в перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Поддержка  малого бизнеса имеет основную цель — использовать его потенциал  для создания новых рабочих мест.

Чтобы снизить влияние, которое оказывает  кризис и малый бизнес сделать  устойчивее, правительством осуществляется:

·  финансовая поддержка малого бизнеса;

·  имущественная поддержка малого бизнеса;

·  информационная поддержка малого бизнеса;

·  иная поддержка малого бизнеса в соответствии с законодательством.

В двойственном положении оказывается малый  бизнес и кризис, с одной стороны, больше всего влияет именно на небольшие  компании, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших компаний малые предприниматели  более гибко ведут себя на рынке, а многие сферы деятельности, которыми они занимаются, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая  компания или нет? Это зависит  от многих факторов, в том числе  от качества работы в докризисное  время.

Актуальность  темы данного исследования обусловлена  необходимостью усиления стимулирующего воздействия государства на эффективность  деятельности малых предприятий  в РФ путем активизации использования  форм и методов финансовой поддержки. Формирование эффективной системы  государственной финансовой поддержки  малого предпринимательства, учитывающей  особенности российской финансово-хозяйственной  практики малых предприятий и  современные мировые тенденции  в этой области, позволит государству  создать выгодные условия для  функционирования малого бизнеса, что  в свою очередь повысит конкурентоспособность  и динамичность экономики России.

Цель  данной курсовой работы: исследовать  особенности финансовой политики государства  в сфере поддержки малого бизнеса  и ее эффективность.

Предмет исследования: проблемы, перспективы  и возможности повышения эффективности, финансовая политика государства в  сфере поддержки малого бизнеса  в России в целом и в Оренбургской области в частности.

 

1. Основы  государственной поддержки малого  бизнеса

За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной  поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и  проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность  государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование  всей системы государственной поддержки  малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства  в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее  время составляют:

- государственные  нормативно-правовые акты, направленные  на поддержку и развитие малого  предпринимательства;

-государственный  аппарат, представляющий собой  совокупность государственных институциональных  структур, ответственных за развитие  малого предпринимательства, обеспечивающих  реализацию государственной политики  в этой сфере и осуществляющих  регулирование сферы малого предпринимательства  и управление инфраструктурой  его поддержки;

-государственная  инфраструктура поддержки малого  предпринимательства, включающая  некоммерческие и коммерческие  организации, созданные с участием  или без участия государства,  деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается  государством, и предназначена для  реализации системы государственной  поддержки, направленной на развитие  малого предпринимательства. Рассмотрим  некоторые из них:

1. В 2009 году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные  программы развития и поддержки  малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства  осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение  реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных  Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые  региональные и муниципальные фонды  выполняют соответствующие функции  на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный  аппарат системы поддержки малого  предпринимательства включает государственные  структуры, ответственные за развитие  малого предпринимательства на  федеральном уровне.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее  время их - более 170. Муниципальные  фонды, как правило, создаются при  участии региональных фондов.

Региональные  фонды учреждены правительствами  субъектов федерации, муниципальные  фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных  и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки  малого предпринимательства (программами  поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются  в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую  арену деятельности по поддержке  малого предпринимательства, а также  определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые  на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

1.1.  Основные направления государственной поддержки

На  основании Закона РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства» был принят Закон Оренбургской области  об областной целевой программе  «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Оренбургской области на 209 – 2011 годы». На основании этого закона разрабатываются комплексные программы  развития и поддержки малого предпринимательства  в области, одним из направлений  которых является разработка мер  по вовлечению в предпринимательскую  деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе  безработных женщин и молодежи. В  Оренбурге существует много организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства в области: государственная некоммерческая организация  «Оренбургский областной фонд поддержки  малого предпринимательства», Оренбургское региональное агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Некоммерческая организация «Гарантийный фонд для  субъектов малого и среднего предпринимательства  Оренбургской области и другие. Основной задачей этих организаций является обеспечение эффективного взаимодействия предпринимателей и органов государственной  власти.

Внебюджетный  фонд Правительства Оренбургской области  оказывает финансовую поддержку  на конкурсной основе предприятиям и  объединениям в приоритетных направлениях развития области, содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистых технологий. Общественный инновационный  фонд содействует эффективному использованию  научно-технического и интеллектуального  потенциала, оказывает социальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальной собственности. Защищает интересы предпринимателей также и Торгово-промышленная палата.

Достаточно  развита сеть организаций, оказывающих  информационные и консультативные  услуги – это МУ «Бизнес-инкубатор  «ОРСКИЙ», Тюльганский учебно-деловой  центр, Оренбургское региональное отделение  Общероссийской общественной организации  малого и среднего предпринимательства  «ОПОРА РОССИИ», ООО «Деловой центр» и другие. Анализ направлений деятельности существующих в Оренбургской области  организаций, способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.

Особый  интерес представляет женское предпринимательство.

Во-первых, нет организации, главными задачами которой было бы содействие развитию именно женского предпринимательства. Во-вторых, так как по закону субъектами малого предпринимательства считаются  предприятия численностью от одного человека (то есть частное предпринимательство  без образования юридического лица) до ста человек, то это означает очень  большую разницу и по финансовым вложениям, и по масштабам производства. Если судить по задачам большинства  из этих организаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность  которых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы  влиять на перепрофилирование производства и развитие приоритетных направлений  производства в области. Те же, численность  которых невелика (самое мелкое производство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки. А  это именно те предприятия, которые  в состоянии создать человек, не имеющий стартового капитала, чьи  возможности ограничены.

Информация о работе Финансовая поддержка