Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:14, реферат
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР. Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие период резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить влияние структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
Введение…………………………………………………………………3 Структура финансирования НИОКР……………………………….4 Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6 Подход "стартовые деньги"………………………………………...8 Финансирование приоритетных областей развития……………..13 Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21 Заключение……………………………………………………………..22 Список литературы…………………………………………………….24
Финансирование инновационной деятельности в Японии. Роль государства
Категория: Предмет мировая экономика
Тема: Финансирование инновационной деятельности в Японии. Роль государства
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРОЙ
Кафедра менеджмента
Дисциплина: "инновационный
менеджмент"
Реферат на тему: "Финансирование инновационной
деятельности в Японии. Роль государства
в сфере НИОКР"
Студент: Шершакова Т.Е. гр. Э-52 Преподаватель:
Лапшина О.В.
М О С К В А - 2 0 0 1
Содержание Введение…………………………………………………………
Введение В Японии ещё
в 60-х годах в государственном
масштабе сформировалась
система ориентации
и поддержки перспективных
наукоемких и технологически
интенсивных отраслей.
В Японии существуют
три основных организации,
ответственные за проведение
национальной научно-технической
политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии,
отвечающие за фундаментальные
исследования, а также
Министерство внешней
торговли и промышленности (МИТИ),
поддерживающее промышленные
НИОКР. Форсирование
НТП в Японии было связано,
в основном, с решением
ряда стоящих перед
страной задач: в кратчайшие
период резко развить
производительные силы
и достичь уровня НТР
лидирующих стран; обеспечить
возрастающую экспортную
ориентацию экономики;
смягчить влияние структурной
перестройки экономики
в сторону ускоренного
развития сферы услуг.
В ходе восстановительного
периода технология
рассматривалась в качестве
важного приоритета
– для реконструкции
японских предприятий
импортировались новейшие
технологии. Для финансирования
соответствующих закупок
использовались ограниченные
запасы зарубежной валюты,
а также предоставлялись
скидки по налогу на
импорт. В настоящее
час во всех развитых
странах правительства
озабочены проблемой
стимулирования нововведений,
причем не только их
научно- исследовательских
стадий, а всего процесса
в целом.
Сегодня проведение
НИОКР требует крупных
затрат и сопровождается
высокими рисками. Период
коммерциализации нововведения
обычно довольно длительный.
Поэтому частные фирмы
стремятся разделить
риск финансирования
исследований и разработок,
особенно фундаментальных,
с государством.
Потребность в разделении
рисков и участии государства
в финансировании НИОКР
была осознана в Японии
после окончания второй
мировой войны, когда
и было образовано МИТИ.
Последнее координировало
технологическую и промышленную
политику и внешнеэкономические
связи, проводя соответствующую
финансовую политику (совместно
с Министерством финансов).
В Японии научно-техническая
и инновационная политика
государства является
составной частью промышленной
политики.
1. Структура финансирования
НИОКР Удельный вес
государственных ассигнований
в общих расходах на
НИОКР составляет в
Японии 25%, тогда как
в других развитых странах
– приблизительно 50%.
Однако прямые сравнения
мало о чем говорят,
так как государственные
расходы на военные
цели в Соедененные(ых)
Штаты(ах) Америки более,
чем в 100 раз, превышают
соответствующие расходы
Японии. Отсутствие
подавления гражданских
исследований военными
НИОКР немаловажно повышает
эффективность государственного
воздействия на научно-исследовательскую
дело в Японии. В Японии
государственные субсидии
почти полностью концентрируются
в университетах и государственных
исследовательских
учреждениях. Лишь очень
небольшая часть ассигнований
направляется в лаборатории
частных компаний, хотя
они, как правило, работают
немаловажно эффективнее
(особенно в области
стоимости и сроков
осуществления исследований).
Например, в 1980 году
японское правительство
покрывало лишь 2% затрат
на НИОКР в частном секторе.
Статистика финансирования
НИОКР по стадиям научно-исследовательской
деятельности выделяет
фундаментальные исследования,
прикладные исследования
и опытно-конструкторские
разработки. Основную
долю расходов на НИОКР
в Японии несет частный
сектор, заинтересованный
преимущественно в их
прикладном характере.
В 1965 году затраты на
фундаментальные исследования
составляли 30,3% всех
расходов Японии на
НИОКР, однако в 70-е годы
эта доля снизилась
вдвое и на этом уровне
стабилизировалась.
Повысилась доля затрат
на опытно- конструкторские
разработки, что стимулировало
быстрое внедрение в
практику достижение
фундаментальных и прикладных
исследований. В настоящее
время соотношение пропорций
финансирования фундаментальных
исследований, прикладных
исследований и опытно-конструкторских
разработок в Японии
составляет 13, 25 и 62%
соответственно. В начале 80-х
годов японская частная
промышленность тратила
на фундаментальные
исследования 5,5% всех
средств на НИОКР, на
прикладные исследования
– 21,9%, а на разработки
– 72,6%. Длительная стабильность
таких пропорций финансирования
НИОКР обеспечила Японии
наибольшие успехи именно
в тех направлениях
технического прогресса,
которые связаны с производством
массовых товаров широкой
номенклатуры. Следует
подчеркнуть, что в большинстве
японских фирм расходы
на НИОКР превышают
размеры инвестиций
в машины и оборудование.
О курсе на ускоренное
развитие собственных
фундаментальных исследований
можно судить по подъему
числа фирменных научных
учреждений. Учитывая
эту тенденцию, Совет
по промышленно структуре
Японии (консультативный
орган при МИТИ) предложил
в 1984 году применить
дополнительные финансовые
и налоговые стимулы
для частных японских
фирм, ведущих работы
в области фундаментальных
исследований.
Распределение расходов
на НИОКР по отраслям
науки (по исследовательским
органам в млрд. иен) | |75/76|76/77|77/78|78/79|79/
Таким образом, одной
из особенностей структуры
расходов на НИОКР кроме
их прикладной направленности
является их концентрация
преимущественно в области
технических наук. Сравнительно
невысокая доля государства
в финансировании НИОКР,
их преимущественно
прикладная направленность
обусловили две особенности
результатов японских
исследований и разработок
– большой уровень технологической
отдачи, выражающийся
в большом количестве
зарегистрированных
патентов и весьма небольшом
количестве принципиальных
нововведений.
2. Роль государства
в сфере НИОКР При отсутствии
государственного вмешательства
частные фирмы склонны
к "недовложению
3. Подход "стартовые
деньги" Доля государственных
расходов на НИОКР в
Японии составляет 20%всех
расходов на науку и
приблизительно 1,5% расходов
на НИОКР в промышленности,
что является самым
невысоким показателем
среди развитых стран.
В то же час в Японии
роль государства в
данной области более
значительна. Это стало
возможным благодаря
так называемому подходу "стартовые
деньги". В соответствии
с этим подходом держава,
выделяя сравнительно
небольшие средства,
финансирует начало
разработки тех или
иных проектов, которые
в противном случае
оказались бы для частного
бизнеса слишком рискованными.
Частные фирмы, видя,
что держава заинтересовано
в реализации данного
проекта, начинают осуществлять
в него свои инвестиции.
На более поздних стадиях
проект осуществляется
уже целиком за счет
частных компаний. Положительной
стороной данного подхода
является то, что результаты
исследований быстро
внедряются в производство,
то есть фаза коммерциализации
сокращается и становится
более эффективной.
Японский центр ключевых
технологий Японский
центр ключевых технологий
был создан МИТИ и Министерством
связи и коммуникаций
в 1985 году. Сегодня он
полностью подчинен
МИТИ (конкретнее АИСТ).
Его задачами являются
оказание помощи в разработке
новых технологий главным
образом малым и средним
фирмам и обеспечение
международной кооперации.
Центр предоставляет
инвестиции, займы и
услуги по организации
исследований. Центр
выделяет инвестиции
прежде всего для осуществления
фундаментальных исследований,
выполняемых совместно
несколькими компаниями,
и предоставляет займы
для проведения прикладных
исследований отдельными
фирмами. Это отражает
позицию правительства,
заключающуюся в том,
что в сфере фундаментальных
исследований можно
объединять ресурсы
компаний, не боясь возникновения
конкуренции между ними;
займы же более эффективны
в процессе коммерциализации
новых технологий отдельными
фирмами. При анализе
размеров и динамики
инвестиций и займов,
выданных в течение 1985-1995
годов, видно, что МИТИ
отдавало предпочтение
инвестициям, поскольку
считалось, что государственная
поддержка наиболее
эффективна именно в
сфере рискованных фундаментальных
исследований. В настоящее
час, однако, эта позиция
подвергается сомнению
с финансовой точки
зрения. Центр оказывает
посреднические услуги
частным фирмам, которые
хотят проводить совместные
исследования с национальными
научными институтами.
Он помогает в поисках
партнеров и готовит
договора. Кроме того,
частные компании могут
доверить проведение
исследований самому
центру. Средства центра
формируются за счет
разных источников.
У него есть как основной,
так и оборотный капитал.
На протяжении всей
истории существования
центра величина оставалась
стабильной. Его главная
функция содержится
в том, чтобы приносить
проценты и дивиденды,
которые перечисляются
в оборотный капитал
и используются для
покрытия издержек центра
и его расходов на иные,
чем предоставление
инвестиций и займов,
цели. Следует подчеркнуть,
что финансирование
центра не осуществляется
непосредственно из
бюджета и полностью
связано с рыночными
механизмами (дивидендами,
процентами, банковскими
кредитами).
Организация по развитию
новых источников энергии (НЕДО)
Перед НЕДО, учрежденной
в 1988 году, стоят две
задачи: создание научных
центров для частного
сектора и организация
совместных международных
научных исследований.
Образование нового
научного центра происходит
по следующей схеме.
Сначала НЕДО создает
специальные корпорации
по развитию научных
центров. Затем эти корпорации
выполняют всю необходимую
работу по организации
научных центров. Сами
корпорации имеют форму
акционерных обществ,
акции которых распределены
между НЕДО, частными
компаниями и местными
органами исполнительной
власти (префектурами).
|Инвестиции 1/2 |Займы
Ѕ | | | |Японский банк
развития | | |2/3 |НЕДО |Финансовая
корпорация |70% | | | |Хоккайдо | | |1/3 |местные
органы власти |Частные
банки |30% | | |частные
фирмы | | |
Стоимость проекта наполовину
покрывается за счет
прямых инвестиций,
наполовину – за счет
займов. на частные фирмы
обычно приходится более 50%
их общей доли в инвестициях
с префектурами. Японский
банк развития и корпорация
Хоккайдо предоставляют
беспроцентные займы
сроком на 15 лет, включая
трехлетний льготный
срок. Гарантии по займам
частных банков предоставляются
Фондом промышленного
оборудования. С 1988 году
было образовано пять
научных центров. Расходы
по их функционированию
покрываются участниками
проекта. Цель выделения
грантов, учрежденных
в 1988 году, - стимулирование
совместных международных
исследований в области
промышленных технологий (новые
материалы и источники
энергии, охрана окружающей
среды). В 1993 году общая
сумма таких грантов
составила 913 млн. иен.
Для формирования международной
группы ученых надобно
участие как минимум
четырех человек из
двух разных стран. Финансирование
такой группе может
выделяться на срок
до трех лет. Интерес
к грантам весьма велик
– число заявок в 6-10
раз превышает число
грантов.
Программа распространения
научных знаний Для
того, чтобы остановить
дальнейшую концентрацию
научных исследований
в городах и оказать
поддержку промышленным
предприятиям,, расположенным
в сельских районах,
правительство Японии
разработала комплексную
программу, которая
стала воплощаться в
жизнь с 1988 года после
принятия закона о размещении
ключевых научных учреждений.
Условно ее можно назвать
программой распространения
научных знаний. На деле
она явилась продолжением
знаменитого проекта "Технополис"
(1981 год), который оказался
весьма успешным с точки
зрения укрепления университетских
научных центров, но
не смог обеспечить
их связь с промышленностью
в регионах. Программа
распространения научных
знаний и была призвана
устранить тот самый
недостаток путем организации 23
научно-исследовательских
центров в сельских
районах. МИТИ поручило
реализацию программы
Японской корпорации
регионального развития
– специальному органу
при министерстве. Прежде
всего корпорация разработала
основные требования
к качеству строительных
работ и размещению
научных центров, направив
их в префектуры. Местные
органы подготовили
свои проектные предложения.
После их рассмотрения
сотрудниками корпорации
было отобрано 23 проекта.
На следующем этапе
была создана специальная
компания-подрядчик
для строительства научного
центра. Такие фирмы
в Японии относят к третьему
сектору. Он означает
смешанную акционерную
форму собственности
– капитал компании
принадлежит центральному
правительству в лице
корпорации развития,
местным органам власти
и частным фирмам. После
завершения строительства
научного центра компания-подрядчик
становится его собственником.
Из 15 компаний, созданных
к 1997 году, в пяти корпорации
принадлежит большинство
акций (в средне 45%), в
шести большинство акций
пребывает в собственности
местных органов власти (45-50%),
а в четырех – в собственности
частных фирм. Владение
крупнейшим пакетом
акций обеспечивает
корпорации развития
вероятность контроль
за деятельностью компании-
подрядчика, а позднее
и самого научного центра
путем участия в собраниях
его руководства. Финансовый
вклад в проект центрального
правительства и местных
органов власти составляет 60-85%
всех инвестиций, остальное
распределяется между
многочисленными частными
фирмами. Доля частных
компаний в базовом
капитале проекта колеблется
в пределах от 0,3 до 2,8% (в
среднем – 1%). Базовый
капитал, как правило,
покрывает половину
стоимости строительства,
включая оборудование,
вторая половина финансируется
за счет банковских
кредитов. Из них примерно 60%
предоставляется Японским
банком развития в форме
льготных и беспроцентных
кредитов. Непосредственная
доля центрального правительства (в
лице корпорации развития)
в финансировании строительства
научных центров составляла
около 1/3 (после завершения
проектов – в среднем 36%).
Правительственные
средства играли роль "стартовых
денег", привлекая
частный капитал и ресурсы
местных органов власти.
От успешной реализации
проекта выигрывают
участвовавшие в нем
фирмы, которые будут
проводить научные исследования
и в дальнейшем, что
приведет к последующей
модернизации промышленных
предприятий. Созданные
научные центры 25% своей
деятельности посвящают
научным исследованиям, 50% -
обучению и 25% - предоставлению
информационных услуг.
Рассмотренная программа
способствовала созданию
новых рабочих мест,
повышению уровня научных
исследований в регионах
и квалификации сотрудников
компаний, участвовавших
в ее реализации.
4. Финансирование приоритетных
областей развития В
Японии использовался
специальный финансовый
механизм для оказания
влияния на ход экономического
развития. Финансовая
активность правительства
побуждала частный сектор
совершать в направлении
достижения конкретных
целей. У правительства
должны быть какие-то
серьезные причины для
финансового вмешательства
на рынках, в противном
случае частный сектор
может резко обозначиться
против такого вмешательства.
Для предотвращения
конфликтов используется
специальный механизм
обеспечения согласия
с участием основных
субъектов экономики
в форме согласительных
советов. Таким образом,
частные фирмы и банки,
ощущая поддержку правительства,
также стремятся инвестировать
средства в приоритетные
сферы и открывать дополнительные
кредитные линии. На
деле это тоже можно
назвать подходом "стартовые
деньги", но в области финансовой
политики. Система приоритетного финансирования
призвана обеспечивать реализацию задач
промышленной политики с помощью создания
наиболее благоприятных условий для концентрированного
направления "внешних" ресурсов
в приоритетные сферы. Существуют три
вида целевых кредитов: направляемые конкретной
фирмы или отрасли; предоставляемые в
соответствии с функциональными критериями
(например, стимулирование экспорта или
развития малого и среднего бизнеса) и
предназначенные для решения социальных
задач (например, строительство жилья).
Отбор проектов для финансирования осуществляется
в соответствии с жесткими стандартами,
а в ходе их реализации контролируется
банками, что позволяет последним выявлять
проблемы при их возникновении и предпринимать
необходимые меры. В результате доля безнадежных
долгов очень низка. Правительство осуществляет
финансирование приоритетных областей
развития через три вида институтов. Банки,
находящиеся в собственности государства
(Японский банк развития или Экспортно-импортный
банк Японии). Тем не менее такие банки
обладают автономией, а также собственным
капиталом. Государственные финансовые
корпорации. Всего насчитывается восемь
таких корпораций. Их автономия в отличие
от банков ограничена. Корпорации должны
получать согласие министерства на участие
в том или ином проекте. Общественные корпорации
и правительственные агентства. В 1991 г.
к этой категории можно было отнести 18
организаций. Их роль, как правило, является
вспомогательной. В числе важнейших инструментов
этой системы можно выделить: прямое и
косвенное рационирование кредитно-финансовых
ресурсов; механизм форсированного обеспечения
частного сектора кредитными ресурсами
посредством широкого внедрения практики
перекредитования и заемного перебора;
стратегию поддержания общего заниженного
(по отношению к балансу спроса и предложения
на капитал) уровня процентных ставок.
Система рационирования кредита Система
рационирования кредита имела своей поставленной
задачей приоритетное обеспечение кредитными
ресурсами "выделенных" в рамках
государственной промышленной политики
отраслей и производств. В 1947 году Банк
Японии выпустил "Инструкцию
по использованию активов
кредитный учреждений", в соответствии
с которой все кредитно-финансовые институты
в рамках политики взаимоувязанных приоритетных
производств были обязаны направлять
до 50% новых кредитов предприятиям "выделенных"
производств и отраслей.
Из-за высокой степени
опасности такого финансирования
Банк Японии проводил
политику насильственной
организации частных
банков во временные
синдикаты для использования
формы синдицированных
займов с предоставлением
определенных государственных
гарантий. В 1948 году
эта практика была официально
прекращена, однако
в начале 50-х годов она
фактически возродилась
в косвенной форме административного
руководства центрального
банка, в виде системы
перераспределения
финансовых потоков
через частную банковскую
сеть. Основным инструментом
новой системы рационирования
кредита было так называемое
руководство кредитной
экспансией частных
финансовых институтов
со стороны Банка Японии.
Подобная практика реализовывалась
следующим образом.
Банк Японии в рекомендательном
порядке устанавливал
для каждого коммерческого
банка или финансовой
фирмы количественные
лимиты объемов кредитования
на конкретный отчетный
срок. Нарушение подобной "рекомендации"
означало, что данный
коммерческий банк не
получит ссуду Банка
Японии, от которой все
они очень сильно зависели.
Наряду с количественными
лимитами кредитования "рекомендации"
Банка Японии имели
и качественную составляющую,
а именно указание сфер
предпочтительного
финансирования, что
обеспечивало движение
финансовых ресурсов
в направлении, определенном
конкретной государственной
политикой. Таким образом,
политика рационирования
кредита служила в Японии
многоцелевым инструментом.
С ее помощью центральный
банк получал возможность
не только эффективного
регулирования совокупной
массы финансов в обращении
и одновременного проведения
гибкой конъюнктурной (антициклической)
политики, но также и
перераспределения
частных финансовых
потоков в целях реализации
политики приоритетного
финансирования.
Механизм перекредитования
и заемного перебора
В срок восстановления
японской экономики
внутренние возможности
накопления капитала
у японских компаний
были весьма ограниченными.
Главными причинами
такого положения была
высокая послевоенная
инфляция, которая обесценивала
активы компаний, и неразвитость
рынка ценных бумаг,
препятствовавшая подъему
их капитала за счет
эмиссии ценных бумаг.
Вследствие этих причин
отношение чистых активов
нефинансовых компаний (за
вычетом обязательств)
к их капиталу было чрезвычайно
низким: в 1951 году всего 8,1%.
В результате неоднократных
переоценок стоимости
активов оно несколько
повысилось (к 1955 году
– 12,5%), но все равно
оставалось очень низким.
Обратной стороной этого
явления была высокая
подневольность японских
компаний от привлечения "внешних"
капиталов, достигавшая 50-70%.
В 1950-1955 годах структура
источников капиталонакоплений
японских компаний нефинансового
сектора выглядела следующим
образом: собственные
средства - в среднем 32,8%,
рынок ценных бумаг
– 11,7%, государственное
финансирование – 7,2%,
кредиты и займы – коммерческих
банков – 48%. В то же
час, несмотря на низкую
долю самофинансирования, ,
темпы прироста капиталовложений
в активную часть капитала
у японских компаний
были необычайно высокими:
в 1953 году – 24,5%, в 1957
году – 71,2%, в 1959 году
– 26,6%, а в 1960 году – 45,5%.
Для осуществления таких
масштабных капиталовложений
были необходимы очень
крупные средства. Доля
государственного финансирования
была весьма высока (особенно
в приоритетных сферах),
однако только государственных
средств было недостаточно.
Поэтому в основе процесса
финансирования инвестиционной
активности лежала целенаправленная
политика правительства
по использованию частной
банковской сети для
концентрированной "перекачки"
всех свободных средств
в нефинансовый сектор.
В результате этой политики
по крайней мере 2/3 всех
средств, используемых
японскими компаниями
для капиталовложений,
поступало из частного
сектора, а в структуре
привлекаемых "внешних"
финансовых ресурсов 4/5
составляли займы и
кредиты частных коммерческих
банков. Именно такая
сверхвысокая зависимость
нефинансовых компаний
от привлекаемых "внешних"
средств получила в
японской экономической
литературе наименование "заемного
перебора". В связи
с тем, что спрос на кредитные
ресурсы со стороны
нефинансовых компаний
подогревался политикой
рационализации промышленности,
частные банки стали
использовать практику
превышения условной "нормы
безопасности" в формировании
отношения выданных
кредитов к объему средств
на депозитах, что и
получило наименование
практики "перекредитования".
Эта практика усиливала
напряженность с кредитными
ресурсами, вынуждая
частные банки обращаться
к заимствованию средств
у других кредитных
институтов, что увеличивало
издержки. Правительство
в лице Банка Японии
не только не запрещало
практику перекредитования,
но и относилось к ней
весьма снисходительно,
одновременно используя
ситуацию для проведения
политики рационализации
кредита для перераспределения
финансовых потоков
в желательном для себя
направлении. Феномен
перекредитования имеет
и ещё один смысл, а именно
– большой уровень зависимости
всей банковской системы
от кредитов центрального
банка. Стратегия занижения
процентных ставок и
политика рационирования
кредита обуславливали
необходимость расширения
масштабов кредитования
Банком Японии коммерческих
банков. Вследствие
этого отношение суммы
кредитов центрального
банка к объему депозитов
городских банков достигало
в 1950-1954 годах в среднем 14,8%,
а к совокупному объему
их кредитных операций
– 19%. Поскольку такая
ситуация снижала ликвидность
коммерческих банков,
правительство в целях
ослабления давления
кредитного спроса на
эти банки постоянно
предпринимало дополнительные
меры по обеспечению
диверсификации источников
финансирования частного
сектора. При этом для
поддержания эффективного
контроля за кредитно-финансовой
сферой японское правительство
сохраняло традиционную
ориентацию на жесткое,
законодательно установленное
разграничение сфер
деятельности различных
видов финансовых институтов.
В 1950 году для кредитования
мелкого и среднего
бизнеса были созданы
системы банков взаимного
кредита и кредитных
сберегательных касс;
в 1952 году для обеспечения
долгосрочного финансирования
– система долгосрочного
кредита; в 1951-1952 годах
была существенно модифицирована
система трастовых операций
с переведением всех
трастовых компаний
в категорию банков.
Кроме того, для реализации
различных направлений
правительственной
политики постоянно
расширялась система
государственных кредитно-финансовых
институтов. Таким образом,
используя различные
рычаги налоговой и
кредитно-денежной политики,
японское правительство
смогло активизировать
процесс накопления
капитала и переориентировать
финансовые потоки на
решение задач ускоренного
экономического развития
в целом и осуществление
политики рационализации
промышленности в частности.
Однако массированное
применение инструментов
приоритетного налогообложения
и приоритетного финансирования,
стимулируя инвестиционный
процесс в "выделенных"
отраслях и производствах,
было чревато перенакоплением
основного капитала.
Поэтому во избежание
такого негативного
эффекта или его исправления
правительство постоянно
проводило специфические
мероприятия по регулированию
и координации инвестиционной
активности на предприятиях "выделенных"
сфер, а именно: лицензирование
производственных мощностей
на основе специальных
законов (применялось
в отношении электроэнергетики,
нефтеочистки); прямой
административный контроль
со стороны соответствующих
подразделений МВТП (производство
цемента и сульфата
аммония); координация
инвестиций в рамках
Совещательного комитета
оп промышленной рационализации (сталь);
определение квот отдельных
компаний на новые производственные
мощности и объемы выпуска
конкретных видов продукции
на неформальных переговорах
между чиновниками МИТИ
и представителями отраслевых
и суботраслевых предпринимательских
объединений (нефтехимия,
производство искусственных
волокон, целлюлозо-бумажная
промышленность). В результате
такой практики, представлявшей
собой явное ограничение
принципов и механизмов
свободной конкуренции,
правительств брало
на себя часть ответственность
за инвестиционные решения
частных фирм, что давало
определенные гарантии
безопасности при осуществлении
самых амбициозных инвестиционных
программ.
Низкие процентные ставки
В Японии, как и в ряде
других азиатских стран
для стимулирования
инвестиций и создания
новых технологий использовалась
политика невысоких
процентных ставок.
Правительство может
прибегать к политике
невысоких процентных
ставок для того, чтобы
канализировать накопления
в инвестиции, ведь невысокие
ставки по кредитам
повышают спрос на них.
В то же час избыточный
спрос на кредитные
ресурсы увеличивает
опасность неэффективного
их распределения, и
правительство и коммерческие
банки должны регулировать
тот самый спрос, ужесточая
отбор заявок на кредиты.
Политика невысоких
процентных ставок осуществлялась
в стране обдуманно
для ускорения экономического
роста и проведения
индустриализации. Данная
политика вкупе с кредитованием
государственными финансовыми
институтами приоритетных
областей развития обеспечила
концентрацию и эффективное
использование финансовых
ресурсов. Таким образом,
невысокие процентные
ставки могут приводить
к наращиванию инвестиций
и ускорению экономического
развития. В Японии реальные
ставки процента в 1953-1991
гг. в среднем равнялись -1,12.
Реальные ставки по
депозитам вплоть до 1983
г. были отрицательными,
позднее они стали положительными,
но все равно оставались
на низком уровне. Следует
отметить стабильность
процентных ставок,
небольшие их изменения
происходили раз в пять
лет. Ставки по кредитам,
предоставляемым частными
банками, были выше,
чем выдаваемым государственными
финансовыми институтами.
Это обусловлено действием
ряда ограничений на
дело частных банков.
Кредитуя приоритетные
отрасли, государственные
банки выделяли им средства
под еще более невысокий
процент. Например, ставки
по кредитам на финансирование
приоритетных проектов,
предоставляемых Японским
банком развития, были
на 2- 2,5% ниже его стандартных
ставок. Таким образом,
политика невысоких
процентных ставок содействовала
росту инвестиций и
разработке и внедрению
новых технологий. Правда,
есть и другие мнения
по поводу эффективности
этой политики. Количественный
макроэкономический
анализ показал, что
избыточное кредитование
отраслей обрабатывающей
промышленности не вело
к повышению производительности
труда, рассчитанной
на основе показателя
условно-чистой продукции.
Скорее, переполнение
кредитными ресурсами
каналов банковского
обращения ухудшило
управление ими.
Необходимо отметить,
что займы, предоставляемые
из государственных
средств в рамках финансирования
приоритетных областей
играли значительную
роль в финансировании
создания новых технологий
и оборудования. В 50-е
годы на них приходилось
до 1/3 всех средств, выделенных
на данные цели, в 60-е
– около 19%. К 1990 году
их доля снизилась до 8%.
В системе финансовых
приоритетов в 50-е –
начале 60-х годов первое
место занимали задачи
промышленного и технологического
развития. На их решение
направлялось до 30% финансово-кредитных
ресурсов, выделенных
на государственную
программу инвестиций
и займов. В 1965-1975 годов
эта доля постепенно
сократилась до 3%. В 1990
году она находилась
примерно на том же уровне
– 2,9%. Изменения в политике
экономического развития
проявляются и в приоритетах
государственных финансовых
организаций. Рассмотрим,
в частности, объекты
финансирования наиболее
влиятельного из них
– Японского банка развития.
В первой половине 50-х
годов, стремясь содействовать
реконструкции промышленности
и модернизации базовых
отраслей, банк выделял
средства предприятиям
электроэнергетики,
судостроения, черной
металлургии. В 1955- 1964
гг. приоритетными были
химическая промышленность,
машиностроение и электронная
промышленность. В 1965-.1974
гг., когда японская
экономика стала открытой
и на повестку дня были
поставлены вопросы
создания общества всеобщего
благосостояния, банк
способствовал разработке
новых технологий и
модернизации промышленных
предприятий, развитию
жилищного строительства
и осуществлению мер
по охране окружающей
среды. После "нефтяного
шока" в 1975- 1984 гг.
приоритетными областями
финансирования были
выбраны альтернативные
источники энергии,
информационные технологии
и связь. После 1985 г.
в целях оживления экономической
активности усилия банка
были сосредоточены
на приватизации (национальные
железные дороги и Японская
телефонная и телеграфная
общественная корпорация
– НТТ), новых технологиях (биотехнологии,
космические исследования),
создании высокоскоростных
железных дорог и региональном
развитии. Оказывая
финансовую поддержку
разработке новых технологий,
Японский банк развития
выполняет важную функцию
по разделению рисков
с частными компаниями
в их научно-исследовательской
деятельности, а также
в последующей коммерциализации
новых технологий. Другая
существенная функция
банка – финансирование
крупных проектов с
длительными сроками
окупаемости инвестиций,
как, например, в энергетике.
5. Современные тенденции
финансирования инновационной
деятельности В октябре
1995 года японским парламентом
был принят Научно-технический
билль, получивший название "Основополагающий
закон по науке и технологиям".
В законе были сформулированы
требования дальнейшего
человеческих ресурсов
и создания благоприятных
условий для ведения
научных исследований,
то есть ученым были
обещаны государственные
гарантии финансовой
помощи и поддержки.
В июне 1996 года на базе
этого закона был составлен
и принят "Основополагающий
план по науке и технологиям". Он должен
был конкретизировать закон. Разработчики
плана предложили следующее расписание
инвестиций: за пять лет, начиная с 1996 бюджетного
года и кончая 2000-м, правительство выделит
из государственной казны 17 трлн. иен (157,5
млрд. долларов). Так, в 2000 году государственные
расходы по статье НИОКР должны были достичь
4,3 трлн. иен, что вдвое больше, чем во час
разработки Основополагающего плана.
Таким образом, по плану расход на научные
исследования должны были возрастать
на 12% ежегодно. Необходимо отметить, что
в Японии на НИОКР тратиться 2,8% ВВП. Однако
доля госбюджета в этих ассигнованиях
крайне мала (0,6%). Составители Основополагающего
плана как раз и хотят поднять степень
участия государства в расходах на науку.
К недостаткам плана можно отнести то,
что в результате лоббирования перечень
приоритетных направлений научно-технических
исследований чрезмерно разросся, а также
саму цифру в 17 трлн. иен, которая по мнению
экспертов с самого начала была несколько
завышена по сравнению с потенциальными
возможностями госбюджета. В 2001 году должен
быть принят второй Основополагающий
план по науке и технологиям на следующие
пять лет. В 1997-1999 годах произошел мощный
всплеск трансграничных слияний и поглощений.
Он обусловлен тремя причинами. Во-первых,
стремительной глобализацией экономики
и предстоящим новым раундом переговоров
в рамках ВТО, которые предусматривают
дальнейшую либерализацию торговли и
соответственно расширение легко доступного
мирового рыночного пространства. Борьба
за его передел требует существенного
укрепления позиций его потенциальных
участников. Многие из них решили заблаговременно
объединить силы, повысив, таким образом,
весовую категорию на мировом рынке. Во-вторых,
в условиях быстрого перемещения центра
тяжести международной конкуренции в
сектор высокотехнологических товаров
и услуг, сопряженного с высокими издержками
на НИОКР, корпорации посредством слияний
и поглощений стремятся распределить
между собой такие издержки и уменьшить
тем самым их бремя. В- третьих, в обстановке
продолжающегося уже много лет бескризисного
бума фирмы, специализирующиеся на выпуске
определенного вида товаров или услуг,
сталкиваются с проблемой их перепроизводства,
снижения сбыта и доходов. Слияния с компаниями
другого профиля позволяют, в таких случаях,
диверсифицировать производство и преодолеть
трудности сбыта. Поскольку слияния происходят
преимущественно между компаниями промышленно
развитых стран, это ведет к интенсификации
перетока инвестиционных капиталов прежде
всего между ними. Приток прямых иностранных
инвестиций в Японию в 1999 году возрос почти
впятеро и добился 14 млрд. долларов. Однако,
в том же году японские ТНК, в свою очередь,
инвестировали за рубежом 23 млрд. долларов.
Заключение В заключение можно сделать
следующие выводы о состоянии финансировании
инновационной деятельности в Японии.
В принципе, в Японии не обеспечивается
оптимального, с точки зрения всего общества,
финансирования исследований и разработок
со стороны частного сектора. Во-первых,
фундаментальные исследования по самой
своей природе весьма рискованное предприятие.
И рискуют, прежде всего, корпорации, так
как им приходится инвестировать средства
под эти исследования. Во-вторых, результаты
фундаментальных исследований нередко
непредсказуемы, область их коммерческого
применения может вылезать за сферу коммерческих
интересов фирмы. В этом случае фирмы,
по существу, финансируют исследования,
результатами которых пользуются другие
фирмы. Внешние убытки не позволяют фирме-инноватору
получать все выгоды от своих изобретений.
Поэтому неопределенность результатов
НИОКР удерживает многие фирмы от затрат
ресурсов. Однако если их идеи можно осуществить
в ходе проекта, поддерживаемого государством,
фирмы также готовы вложить в него часть
средств. Японская промышленная политика
развивает высокотехнологичные отрасли
не столько посредством использования
рыночного механизма, сколько путем вовлечения
компаний в проекты, частично финансируемые
государством. Государство играет все
более активную роль в стимулировании
коллективных промышленных исследований
и разработок в частном секторе. Это создает
определенные преимущества на стадии
коммерческого освоения нововведений,
но отрицательно сказывается на генерировании
и апробации принципиально новых идей.
В последнее час наблюдается тенденция
к усилению регламентации финансирования
НИОКР и повышение в их структуре доли
расходов на фундаментальные исследования,
а также стремление Японии проводить свою
научно-техническую политику и за рубежом.
Сейчас можно с уверенностью сообщить,
что сосредоточение усилий на внедрении
новых технологий в сочетании с проведением
активной промышленной политики на основе
первоочередного финансирования приоритетных
отраслей стало базой для экономического
возрождения Японии.
Список литературы 1. Бакош Г. "Технологическая
политика в Японии: уроки
для стран Восточной
Европы". – Журнал "Вопросы
экономики" №9, 1997 г.
2. Барон Л. "Бюджет
развития по-японски". – Журнал "Япония
сегодня" №4, 1997 г.
3. Загашвили В., Шишков Ю. "Мировая
торговля и международные
инвестиции". – Журнал "Мировая
экономика и международные
отношения" №8, 2000 г.
4. Мильнер, Олейник, Рогиненко "Японский
парадокс (реальность
и противоречия капиталистического
управления)". – М.: Изд-во "Мысль",
1985 г. 5. Хосака Н. "Финансирование
науки – это тоже наука". – Журнал
"Япония сегодня" №3, 1997 г. 6. "Япония.
Экономика, общество
и научно-технических
прогресс" под ред. Зайцева В.К., Певзнера
Я.А., Рамзеса В.Б. – М.: Изд-во "Наука",
1988г.
7. "Японский
опыт для российских
реформ", Выпуск 1: Кравцевич А.И. "Система
приоритетного финансирования промышленности".
– М.: Изд-во "Диалог", МГУ, 1998 г.
Информация о работе Финансирование инновационной деятельности в Японии. Роль государства