Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:59, реферат
Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.
Введение 3
1 Основные принципы менеджмента 4
1.1 Принцип научности 4
1.2 Принцип системности и комплексности 5
1.3 Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений 5
1.4 Принцип демократического централизма 5
1.5 Принцип единства отраслевого и территориального управления 6
2 Принципы управления на основе выделения различных школ 7
2.1 Школа научного управления (1885-1920гг.) 7
2.2 Административная школа в управлении (1920 – 1950гг.) 8
Заключение 12
Список литературы 14
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский
государственный университет
(ОмГУПС)
Кафедра
"Экономика транспорта, логистика и
управление качеством"
Философские
принципы управления
Тематический реферат
по дисциплине
"Менеджмент и маркетинг"
Е. В. Ляпчева
С.А.Савицкая
д.э.н., профессор кафедры
Куршакова Н.Б
Омск 2011
Содержание
Введение 3
1 Основные принципы менеджмента 4
1.1 Принцип научности 4
1.2 Принцип системности и комплексности 5
1.3 Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений 5
1.4 Принцип демократического централизма 5
1.5 Принцип единства отраслевого и территориального управления 6
2 Принципы управления на основе выделения различных школ 7
2.1 Школа научного управления (1885-1920гг.) 7
2.2 Административная школа в управлении (1920 – 1950гг.) 8
Заключение 12
Список
литературы 14
Введение
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента. В своей работе мы будем рассматривать только те подходы и учения об управлении, которые широко известны и приняты в большинстве стран мира.
Основными
составляющими любой
Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы.
Основные
принципы определяют философию и
стратегию руководства
Общественно-
Принципы
управления относятся к числу
важнейших категорий
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Принципы
управления относятся к числу
важнейших категорий
Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности - противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован.
Необходимость
соблюдения принципа научности в
управлении требует привлечения
всего спектра современных
Этот
принцип требует одновременно и
комплексного, и системного подходов
к управлению. Системность означает
необходимость использования
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.
Этот
принцип является одним из важнейших
и означает необходимость разумного,
рационального сочетания
Развитие
общества тесно связано с прогрессом
отраслевого и территориального
управления. Отраслевое управление характеризует
необходимость углубления специализаций,
повышения концентрации производства.
Территориальное же управление исходит
из других целевых установок. Проблемы
наиболее рационального размещения и
развития производительных сил требуют
учета требований экологии, эффективности
использования рабочей силы занятости
населения, развития социально-бытовой
инфраструктуры, соответствия характера
производства особенностям этнических
групп, удовлетворения материальных и
духовных потребностей общества. А это
все — региональные проблемы. Любой предприниматель
должен сделать для себя соответствующие
выводы, вытекающие из действия принципа
единства отраслевого и территориального
управления. Интересы фирмы, которую он
представляет, должны быть тесно увязаны
с интересами местных властей жителей
региона, где он собирается проявлять
свою деловую активность — строить филиал
предприятия, складировать и реализовывать
продукцию и т. д. Местные власти и население
должны быть его активными сонниками,
зная, какие выгоды для региона последуют
активной деятельности тех или иных фирм.