Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:40, реферат
Целью данной работы является стремление исследовать философию Генри Форда и изучить его вклад в развитие менеджмента и управления, в частности научной школы управления.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Изучение биографии Генри Форда
Выявление причастности Форда к научной школе менеджмента
Исследование методов управления организацией по Г.Форду
Рассмотрение основного вклада Форда в менеджмент и промышленность
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Автобиографические данные Г. Форда……………5
Биография Г.Форда……………………………………5
Научная школа менеджмента…………………………8
ГЛАВА 2. Методы управления организацией Г. Форда………9
Управление организацией по Г.Форду …………………………..9
Основной вклад Г. Форда в менеджмент и промышленность………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….16
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….17
«Форд считал, что индустрия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококвалифицированных. Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ в Америке.
Цель своей предпринимательской деятельности Форд видел в служении обществу: "Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное...». [11]
Когда Форд установил 8-часовой рабочий день и ввел в своих заводах самую высокую оплату труда, это вызвало возмущение многих предпринимателей. Однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.
«Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности. Обобщая тейлоровскую систему управления Генри Форд, добавил к ней свои правила и изложил их в трех положениях:
1. При выполнении работ
избегайте ненужных
2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего — платите ему не менее шести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов в неделю, но не более.
3. Приведите все машины
в наилучшее состояние,
Достижения Генри Форда безусловно способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, росту городских предместий, способствовали прекращению физической изоляции фермеров, развитию сельского хозяйства и промышленности.
«Историческое значение деятельности Форда прослеживается и по сей день. Влияние Форда на бизнес ХХ столетия и его вклад в организацию труда и производства сложно переоценить. До него в Америке не было делового человека такого масштаба. Форд предопределил стратегию развития современного промышленного производства всего прошлого столетия. Суть этой стратегии заключается в производстве относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой. Согласно А.Чандлеру, самой сильным качеством Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения "производительности"». [13] Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и маркетинга. Он действительно разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему производства. Сила его подхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного.
В заключение о данном параграфе стоит сказать о пятнадцати принципах организации труда, выработанных Г.Фордом, которые не утратили своей актуальности и в наше время.
1. Действия, работа
должны иметь смысл,
2. Рабочее место
не должно порождать
3. Администрация должна
создать каждому работнику
4. Результаты труда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, то есть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация не должна присваивать авторство.
5. Каждый работник
имеет собственную точку
6. Работник должен
представлять значимость
7. Каждый стремится
к успеху. Успех — это реализованные
цели. Каждому работнику полезно
дать возможность постоянно
8. Успех должен сопровождаться признанием и поощрениями, моральными и материальными.
9. Каждый работник
трудится лучше, если он
10. Все решения об
изменениях в работе и рабочем
месте должны приниматься
11. Каждый работник
должен иметь информацию об
оценке его труда. Информация
эта должна быть справедливой
и дельной, чтобы работник мог
скорректировать свое
12. Работнику целесообразно дать возможность для самоконтроля. Кроме того, если результаты труда будут очевидны, то интерес к труду значительно повышается.
13. Большинство людей стремится во время работы приобрести новые знания. При этом повышенные требования, которые содействуют развитию человека, воспринимаются им с большим интересом, чем заниженные. Работа не должна быть примитивной. По крайней мере, должны чередоваться операции с разными видами сложности.
14. Если качественная работа не вознаграждается, а приводит лишь к тому, что работника все больше загружают, то инициатива работника парализуется.
15. Работа должна дать ему возможность самому руководить своими действиями, принимать решения самостоятельно.
Согласно А. Чандлеру, самой сильным качеством Г. Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Одним из основных результатов этого понимания было желание Г, Форда обеспечить своей компании максимально возможную автономность, другим — вера в возможность выгоды для всех. «Он сумел первым практически реализовать некоторые из этих идей, значительно усовершенствовать другие и эффективно объединить большинство из них вместе. Однако его основным достижением было то, что Форд сделал автомобиль массовым средством передвижения американцев и при этом способствовал повышению благосостоянию населения и избавлению миллионов людей от необходимости тяжелого физического труда. Он также опередил свое время в том, что ставил интересы покупателей и рабочих выше интересов акционеров». [14]
В то же время «Г. Форд недостаточно серьезно относился к проблемам совершенствования техники, теорий менеджмента и организации. Он с предубеждением относился к инженерам с высшим образованием, и его компания формировалась и управлялась довольно бессистемным образом (который в наши дни мог бы быть назван научно-исследовательской деятельностью). Мало что делалось для организации учета на конкретных линиях, явно недостаточное внимание уделялось рекламе». [15]
На философию и жизненные взгляды Г. Форда оказало влияние несоответствие простоты первых лет его жизни и сложности делового мира США конца XIX- начала XX в. «К нему, истинному американцу, настоящему янки, твердо верящему в идеи равноправия и принимающему полученные социальные установки, часто применяли такие определения, как простой, оригинальный, прагматичный, оптимистичный, нешаблонный, демократичный и склонный к экспериментам. Он действительно был специалистом по упрощению проблем и задач, чья любовь к эффективности проистекала из суровых условий сельской жизни периода его детства. С годами эти качества его характера укреплялись и перерастали в упрямство и авторитаризм. Сила его подхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного («can-do»), оборотной стороной которого было отсутствие должного уважения к планированию и рациональным способам разделения труда. Г. Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему». [16]
Говоря об философии
Форда, его вкладе в теорию научного
менеджмента и увправление, было
бы уместно составить таблицу, в
которой сопоставлены теоритические
аспекты научной школы
Теория научного менеджмента |
Практика Форда |
Разделение производственных операций на составляющие |
Конвейерное производство. Часть трудной или монотонной работы выполняют машины, часть работы люди. |
Совершенная оплата труда, обучение работников стандартным методам труда |
Высокая оплата труда (6 долларов), наличие обучающих курсов при производстве для новых сотрудников. |
Коренные интересы рабочих и организации совпадают |
Все подцели и личные цели работников должны вести в итоге к одной цели – достижение успеха |
Механистическое понимание человека |
Требование полной отдачи от своих способностей. Регламентированные сроки работы в неделю – 48 часов. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Генри Форд не только известный бизнесмен из Америки и создатель первого автомобиля с 4-тактным двигателем, но и человек, имя и философию, которого можно встретить как в теориии, так и в практике менеджмента. На своем автопроме он первым ввел систему поточно-массового производства, которая стала в последующем частью индустриального общества. С именем Генри Форда связана его философия «фордизм», который является знаменитым в экономике и по сей день.
Основными составляющими деятельности Г. Форда были:
1) масштабная механизация
отрасли, во многом
2) глубокая вертикальная интеграция;
3) непрерывно перемещающиеся запасы;
4) представление о рабочем как о потребителе и развитие массового рынка через массовое производство и высокие зарплаты.
Форд был гениальным человеком. В своей практике он использовал наивысшие достижения техники того времени. Только у Форда при более рациональном разделении труда и форм управления человеческими ресурсами во многих компаниях привели к массовой автомобилизации населения США и улучшения качества жизни американцев. Хоть Форд и был пользователем человеческого труда, его деятельность и философия во многом принесли удобство в жизнь не только простых людей, но и таких же «боссов», как он.
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Василевский А.И. История менеджмента: Курс лекций / А.И.Василевский. - М.: РУДН, 2005. – С 153.
2) Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций / Г.Я.Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – С 234.
3) Грачева К.А. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент). Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003, - 470 С.
4) Земляной С. Фордизм Генри Форда // Субботник НГ. – М., 2001. - № 9.
5) Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов / А.И.Кравченко. - М.: Академический Проект, 2005. – С 248.
6) Кузнецова Н.В. История менеджмента / Н.В. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 216 С.
7) Лавров Н. С. Генри Форд и его производство. – 1926. – С 23.
8) Орчаков О.А. Теория организации: Учебный курс / О.А. Орчаков. - М.: Финансы и статистика, 2007. – С 167.
9) Лавров Н. С. Генри Форд и его производство. – 1926. – С 114.
10) Лавров Н. С. Генри Форд и его производство. – 1926. – С 175.
11) Новиков Ю. С. Инновационный менеджмент. Сыктывкар, ИУМС. 2005. – С 170.
12) Форд Г. Сегодня и завтра. М.: Финансы и статистика. 1992. – С 123.
13) Форд Г. Сегодня и завтра. М.: Финансы и статистика. 1992. – С 138.
14) Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. – М., 2004. – С 43.
15) Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. – М., 2004. – С 67.
16) Шпотов Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес / Б.М. Шпотов. - М.: КДУ, 2005. – 384 С.
17) Школа научного менеджмента. – Вклад
Г.Форда в научную школу менеджмента. –
Электронный ресурс. – URL: [http://www.coolreferat.com/%