Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:25, реферат
Целью данной работы является стремление исследовать философию Генри Форда и изучить его вклад в развитие менеджмента и управления, в частности научной школы управления.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Изучение биографии Генри Форда
Выявление причастности Форда к научной школе менеджмента
Исследование методов управления организацией по Г.Форду
Рассмотрение основного вклада Форда в менеджмент и промышленность
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Автобиографические данные Г. Форда
1. Биография Г.Форда
2. Научная школа менеджмента
ГЛАВА 2. Методы управления организацией Г. Форда
3. Управление организацией по Г.Форду
4. Основной вклад Г. Форда в менеджмент и промышленность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и природопользования
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
На тему «Философия и методы управления Г. Форда»
Руководитель 26.11.2012 _________ ________ к-т экон. наук., доцент
Студент ИК10-02СР _________ 26.11.2012 Уйманова О.А.
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Автобиографические данные Г. Форда……………5
ГЛАВА 2. Методы управления организацией Г. Форда………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Генри Форд был творческим и сильным человеком, который обспечил создание уникального конвейерного производства. Именно Форд одним из первых добился объединения высокопроизводительного масштабного и вертикально интегрированного производства с высоким уровнем поощрения за работу и небольшими ценами на свою продукцию. Его нововведения до сих пор можно встретить в различных отраслях и даже странах. «Достижения Г. Форда способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, развитию сельского хозяйства и сферы обслуживания, не говоря уже о промышленном производстве. Г. Форд был эксцентричным филантропом. Оценка его личности и его деятельности по-прежнему вызывают много споров». [1]
Кроме того, что Генри создал первый автомобиль, он многое сделал для методов научного менеджмента. Это самая цитируемая личность в теории и практике экономики и менеджмента. Г. Форд по правде выработал системы производства, сборки и транспортировки, которые до сих пор позиционируют себя удобными в современное время. Талант к саморекламе, присущий Г. Форду, способствовал продвижению и популяризации его достижений науки и техники. Однако его ненацеленность на долгосрочную организацию дела и слабость управления компанией, обнаруживается вскоре после первоначального успеха.
Целью данной работы является стремление исследовать философию Генри Форда и изучить его вклад в развитие менеджмента и управления, в частности научной школы управления.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Наибольшую значимость данная работа представляе для современных предпринимателей, бизнесменов и менеджеров, которые сталкиваются с такими проблемами, как заинтересованность в работе, повышение эффективности работы, конфликты на предприятии и формирование отношений между сотрудниками и начальством.
ГЛАВА 1. Автобиографические данные Г. Форда
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен своим сыном, считая его лентяем и неженкой. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел фермерское дело и не понимал, зачем он должен выполнять такую работу.
Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой и тем самым поразили мальчика. Разобрав и собрав часы, Форд долго размышлял. «Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера». [2]
В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт, желая стать тем, кем он хочет быть.
На заводе, где делали вагоны для конки, он долго не продержался. Всему виной была зависть сотрудников завода. Потому что Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за аренду комнаты.
«А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать». [3]
Через некоторое время Генри Форд решил жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Жена Форда всегда интересовалась делами своего мужа, но никогда не вмешивалась в них. Вскоре, Генри с Кларой переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером. В ноябре 1893 года Клара родила Форду сына, которого назвали Эдсел. В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Названный «Квадрициклом» весом всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.
И в том же 1893 году Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе. Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд долго размышлял. С одной стороны, семью надо содержать, сбережений нет — все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что примет любое его решение. Уволившись, Форд искал состоятельных компаньонов. Но идеи эти покупать никто не хотел. В конце концов, после того, как Генри прокатил одного бизнесмена-детройтца на своей тележке с бешеной скоростью, он дал согласие поработать с изобретателем. «Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. И снова началася поиск компаньонов. Генри все время отказывали. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани». Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же работников.
В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945).
Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей.
«Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность – активная антиеврейские вступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором – носила преимущественно скандальный характер». [4]
Уверовав в собственную
В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией своему внуку и тёзке Генри Форду 2 и отошёл от дел. Спустя 2 года – 7 апреля 1947 года – в возрасте 83 лет Форд скончался.
За свою жизнь Форд успел написать много работ. Основные из них:
«My Life and Work» (1922), «Today and Tomorrow» (1926), «My Philosophy of Industry» (1929), «Moving Forward» (1931).
Школа «научного менеджмента» явилась исторически первым
направлением развития американской теории управления и именуется как «классическая» или «традиционная» школа. Важной заслугой школы научного управления было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперименты, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф. У. Тейлором, которого можно считать основоположником научного управления производством. [17]
Наибольший эффект от внедрения, система Тейлора получила на предприятиях Генри Форда, который с помощью научной организации труда смог добиться революционного роста производительности и уже в 1922 году выпускал на своих заводах каждый второй автомобиль в мире.
«Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия. Использованная им впервые в 1913 году в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей и снизить затраты на их производство». [5]
Именно конвейерному производству Форд совершил переворот. Он создал систему, где первое место занимали техника и технология. Он внедрил максимальную специализацию, регламент ритма работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие как комплекс.
ГЛАВА 2. Методы управления организацией Г. Форда
Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение Фордом сборочных линий и установление высокоэффективного массового производства. «Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию». [7]
«Стоит сказать о специфическом отношении Г.Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Г.Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась». [8]
Форду была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия были только в компании Форда. Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семьянинов. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. «Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательным параметрам производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций — монотонных и требующих творческого подхода». [9] Более того, широко известен факт установки Г.Фордом заработной платы 5 долларов в день. Причем через некоторое время зарплата выросла до 6 долларов. Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.
Стоит отметить, что 6 долларов платили не всем рабочим. Часть из этой суммы составляла премию, для получения которой рабочий должен был удовлетворять ряду требований. Например, женатый человек должен был жить со своей семьей и заботиться о ней, холостой — вести здоровый образ жизни, молодой — содержать родителей. «Для социальной работы в компании был создан институт "социальных инженеров", имевших в своем распоряжении "сестер милосердия", которые ходили по домам рабочих, выясняли круг их интересов и настроений». [10]
С 1910 по 1920 год в связи с бурным развитием промышленности население Дейтройта удвоилось благодаря притоку не только разорившихся фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. В городе назревали социальные катаклизмы - криминализированные землячества не желали ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали не только местного культурного уклада, но и английского языка. Форд боролся с опасными демографическими явлениями на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодно социальную адаптацию. В результате Детройту удалось избежать превращения в криминальный Клондайк – столица мирового автопрома развивалась цивилизованно, что тоже задало социальные стандарты на весь XX век. Благодаря таким асимметричным антикризисным мерам, предпринятым задолго до кризиса, Форду и удалось удивить мир, наращивая выпуск автомобилей и удваивая рабочим зарплату.