Федеральное законодательство в области местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Содержание

Конституционные основы местного самоуправления……………………3-7
Состав федерального законодательства о местном самоуправлении…..8-11
Список используемой литературы………………………………………..…12

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Конституционные основы местного самоуправления……………………3-7
  2. Состав федерального законодательства о местном самоуправлении…..8-11
  3. Список используемой литературы………………………………………..…12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конституционные основы местного самоуправления

     Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (статья 12 Конституции Российской Федерации).

     Часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления”, относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти.

     В той же статье содержится положение  о том, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”. В совокупности нормы частей 2 и 3 Конституции определяют, что местное самоуправление является формой народовластия и может осуществляться народом непосредственно (в отношении местного самоуправления - через местный референдум и муниципальные выборы), а также через формируемые органы местного самоуправления.

     Поскольку статьей 12 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению предоставлена самостоятельность в пределах его полномочий, а также предусмотрено, что “органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”, можно сделать вывод об относительной автономности местного самоуправления, то есть о существовании в общей системе организации власти в Российской Федерации наделенного собственной компетенцией, самостоятельного в ее пределах и не относящегося к государственным органам института осуществления народом своей власти, имеющего в соответствии со статьей 8 Конституции собственные материальные и финансовые ресурсы (муниципальную собственность).

     Окончательное заключение о том, что местное  самоуправление является одной из основ  государственного устройства Российской Федерации, позволяет сделать часть 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации, установившая, что положения главы 1 Конституции, в которую входят все упоминавшиеся выше статьи, составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

     Более подробно конституционные основы местного самоуправления изложены в главе 8 “Местное самоуправление” (статьи 130 - 133).

     В части организационных форм осуществления  местного самоуправления глава 8 называет кроме уже названных (референдум, выборы) “другие формы прямого волеизъявления”, а в отношении органов местного самоуправления использована формулировка “выборные и другие”. При этом в соответствии с частью 1 статьи 131 “структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно”. На основании этого можно сделать следующие выводы:

    могут существовать “другие формы  прямого волеизъявления”, причем Конституцией не установлено, какие  именно; 
    в структуре органов местного самоуправления должны существовать выборные органы; 
    разделение властей на представительную и исполнительную в отношении местного самоуправления Конституцией не установлена; право принятия решения о структуре органов местного самоуправления, в том числе, о “других органах местного самоуправления” принадлежит населению, но порядок и формы принятия населением решения о структуре органов местного самоуправления Конституцией не определены.

     Частично  Конституцией Российской Федерации  решается вопрос о компетенции местного самоуправления. В соответствии с  частью 1 статьи 130 и частью 1 статьи 132 предметы ведения местного самоуправления определены как “вопросы местного значения”. Среди вопросов местного значения в указанных статьях Конституции названы владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Причем население и органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

     Перечисленными  вопросами компетенция местного самоуправления не исчерпывается, так как в статье 132 упоминаются “иные вопросы местного значения”. Значит, такие вопросы могут быть названы в процессе развития законодательной основы местного самоуправления. Кроме того, часть 2 статьи 132 предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых материальных и финансовых средств. В отличие от решения вопросов местного значения, в реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обладают меньшей самостоятельностью, так как в этой части подконтрольны государству.

     Конституцией  Российской Федерации в общем  виде определена территориальная основа местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, то есть поселения прямо названы субъектами местного самоуправления. Указанной статьей предусматривается возможность осуществления местного самоуправления “и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций”. Поскольку местные традиции в полной мере могут быть учтены в самих субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне, то, по-видимому, установление границ таких территорий может быть отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации при условии учета мнения населения. В определенной мере обязательность учета мнения населения при определении территориальной организации местного самоуправления установлена частью 2 статьи 131, в соответствии с которой “изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий”. Но процедуры выявления мнения населения и степень влияния этого мнения на решение об изменении границ конституционно не определены. Не названы Конституцией органы, обладающие правом установления и изменения границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Кроме того, не предусмотрена обязательность учета мнения населения при установлении границ. В отношении предельно возможных территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление, можно сказать только, что минимальная территориальная единица не определена вообще, а максимальная не может совпадать со всей территорией субъекта Российской Федерации в силу его конституционно-правового статуса.

     Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться в городских  и сельских поселениях, во внутрипоселенческих территориальных образованиях, в нескольких поселениях, объединенных общей территорией, и на любой другой населенной территории, имеющей установленную границу. В последнем случае речь может идти, например, о территории, в пределах границы которой проживает кочевое население, не имеющее устойчивых поселений.

     Конституционные гарантии местного самоуправления установлены  статьей 133 и обеспечиваются правами  местного самоуправления на судебную защиту и компенсацию дополнительных расходов, вызванных в результате принятия решений органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Из этого следует, что население и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с исками о нарушении прав на местное самоуправление, органы государственной власти, принимая решения, влекущие дополнительные расходы местных бюджетов, обязаны возмещать местному самоуправлению эти расходы, федеральные законы не могут содержать нормы, ограничивающие конституционные права местного самоуправления, иные федеральные правовые акты и законодательство субъектов Российской Федерации не могут вводить нормы, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

     Последующее за Конституцией Российской Федерации  законодательное регулирование  местного самоуправления осуществляется в соответствии с пунктом “н” статьи 72 Конституции и частями 2 и 5 статьи 76. Пункт “н” статьи 72 относит “установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления” к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Часть 2 статьи 76 определяет порядок законодательного регулирования по вопросам совместного ведения. Из статьи 76 следует, что по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Конституцией предусмотрена и гарантия верховенства федеральных законов по предметам совместного ведения на случай принятия в субъекте Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам. В этом случае действует федеральный закон.

     Состав  федерального законодательства 
о местном самоуправлении

     Два основных законодательных акта, регулирующих вопросы местного самоуправления в  Российской Федерации, - Конституция  Российской Федерации и Федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

     В целом состав федерального законодательства по вопросам местного самоуправления может быть определен только на основе этих двух актов, так как именно они  устанавливают предметы ведения  и полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления.

     Всю систему федерального законодательства в области местного самоуправления можно разделить на два блока  законодательных актов - собственно акты по вопросам местного самоуправления и акты, содержащие нормы муниципального права (отдельные положения, касающиеся местного самоуправления).

     Формирование  первого блока законов основывается на пункте “н” статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящем к предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления. Из этого положения следует необходимость принятия соответствующего Федерального закона, что и было реализовано. Разработка и принятие других федеральных законов по вопросам местного самоуправления обуславливаются полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, установленными Федеральным законом с учетом предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Эти полномочия названы статьей 4 Федерального закона. В целях определения состава первого блока укажем лишь те из них, которые влекут принятие федеральных законов, прямо касающихся вопросов местного самоуправления:

    регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности в  муниципальную собственность; 
    наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации; 
    установление государственных минимальных социальных стандартов; 
    регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; 
    обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 
    регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях; 
    регулирование основ муниципальной службы.

     Количество  перечисленных вопросов и их формулировки не задают количество и наименование принимаемых законов. Следует говорить только о том, что названные вопросы подлежат регулированию федеральными законами.

     Второй  блок федеральных  законов - законы, содержащие нормы муниципального права, - связан с предметами ведения местного самоуправления. В целом, вопросы местного значения можно рассматривать как выделенную часть общегосударственных вопросов. Поэтому решение вопросов местного значения может регулироваться федеральными законами в той мере, в какой эти вопросы входят в сферу регулирования со стороны федеральных органов государственной власти. Для ясности приведем несколько примеров.

     Вопросами местного значения являются организация, содержание и развитие муниципальных  учреждений основного общего образования. В то же время общие вопросы  образования отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Очевидно, что деятельность органов местного самоуправления в сфере общего образования не может быть полностью выделена из решения общих вопросов образования. Поэтому федеральное законодательство, а в данном случае, и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам общего образования будет содержать нормы муниципального права, то есть определенным образом регулировать деятельность местного самоуправления в указанной сфере. Это можно отнести и к вопросам здравоохранения, культуры и многим другим.

     Среди вопросов местного значения названа  охрана общественного порядка. Как  и в предыдущем случае, соответствующий  вопрос - общественная безопасность - относится к предметам совместного ведения. Следовательно, деятельность муниципальных органов охраны общественного порядка будет осуществляться в рамках, заданных федеральным законом.

Информация о работе Федеральное законодательство в области местного самоуправления