Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа
Данная курсовая работа представляет собой краткий анализ теоретических аспектов дивидендной политики.
Актуальность данной темы продиктована тем, что основной целью предприятия, помимо получения прибыли, является максимальное увеличение благосостояния его владельцев, или иначе – увеличение рыночной стоимости предприятия. Грамотно подобранная (при помощи теоретических выкладок и практических расчетов) дивидендная политика оптимизирует деятельность предприятия.
Введение
1. Теория дивидендной политики
2. Типы дивидендной политики
3. Факторы, определяющие дивидендную политику
3.1. Внешние факторы
3.2. Внутренние факторы
4. Виды дивидендных выплат и их источники их выплаты
5. Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Теория дивидендной политики
2. Типы дивидендной политики
3. Факторы,
определяющие дивидендную
3.1. Внешние факторы
3.2. Внутренние факторы
4. Виды дивидендных выплат и их источники их выплаты
5. Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема: «Анализ дивидентной политики российского предприятия.»
Данная курсовая работа представляет собой краткий анализ теоретических аспектов дивидендной политики.
Актуальность данной темы продиктована тем, что основной целью предприятия, помимо получения прибыли, является максимальное увеличение благосостояния его владельцев, или иначе – увеличение рыночной стоимости предприятия. Грамотно подобранная (при помощи теоретических выкладок и практических расчетов) дивидендная политика оптимизирует деятельность предприятия.
Проблема исследования. Содержание и проблема разработки дивидендной политики и требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом. Пир этом если ставка дивиденда не превышает уровень инфляции, он выполняет ту же функцию, что и процент в сберегательном банке.
Вкладывая свои средства в акции, их собственник откладывает свое потребление, что является важным обстоятельством для балансирования потребительского рынка. Дивиденд в этом смысле - средство стимулирования распределения личного потребления во времени. Фактор времени необходимо учесть и в более общем виде: независимо от инфляции ситуация в экономике не остается неизменной, поэтому одна и та же сумма денег с течением времени становится не равной себе. Через разные виды процента это противоречие разрешается.
Целью работы является исследование понятия дивидендной политики в организации, ее видов и влияния на финансовые результаты деятельности.
Объект исследования . Дивидендная политика как элемент деятельности любого акционерного общества, её аспекты, формы, сущность и определяющие факторы.
Предмет исследования. Дивидендная политика и факторы её определяющие.
Гипотеза исследования. С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?
Если величина дивидендов влияет на изменение совокупного капитала, то какой должна быть их оптимальная величина?
Задачи исследования:
1)
исследовать понятие
2)
изучить основные виды
3)
изучить влияние дивидендной
политики на финансово-
Теоритическая и практическая значимость. Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов, а оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Так как реинвестируемая часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании, дивидендная политика весьма существенно влияет на привлекаемые компанией внешние источники финансирования.
Реинвестирование прибыли более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования компании, расширяющей свою деятельность. В этом состоит одна из причин ее широкого распространения. Так, проведенное британскими учеными исследование деятельности в послевоенное время 402 компаний, действующих в сфере производства, строительства и транспорта, зарегистрированных на Лондонской бирже, показало, что новые инновационные проекты на 91% осуществлялись за счет реинвестирования прибыли.
Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, имеющих место, в частности, при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы контроля над деятельностью компании со стороны ее владельцев. В этом случае количество акционеров практически не меняется.
1. ТЕОРИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
В теории финансов получили известность три подхода к обоснованию оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.
Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф. Модильяии и М. Миллером. В своей статье, опубликованной в 1961 году, они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью коммерческой организации генерировать прибыль.
Иными словами, инвесторам безразлично, получать ли доход в виде прироста стоимости акций или в виде дивидендов. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска. Стоимость предприятия в большей степени зависит от инвестиционной политики. Модильяни и Миллер показали, что выплата высоких дивидендов влечет за собой выпуск большего числа новых акций. При этом доля стоимости предприятия, предлагаемая новым инвестором, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов. Допущения, которые использовали Модильяни и Миллер, были далеки от реальности, и заключение о том, что дивидендная политика не влияет на цену акций, не слишком реалистичны.
Теория существенности дивидендной политики или, как ее еще называют, «синицы в руках» Гордона и Линтнера. М. Гордон и Д. Линтнер пришли к выводу, что ожидаемая доходность акций увеличивается по мере снижения доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, так как инвесторы более заинтересованы в дивидендных выплатах, нежели в доходах от прироста капитала, ожидаемого за счет нераспределенной прибыли. По теории «синицы в руках» рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, поскольку эта компонента ожидаемой доходности является более рисковой по сравнению с дивидендной составляющей.
Основная модель оценки акций (модель Гордона):
(1) где:
- теоретическая стоимость акции
- ожидаемый дивиденд очередного периода
- ожидаемая доходность (коэффициент дисконтирования)
- ожидаемый темп прироста
Теория налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами. Теория, основанная на налоговых эффектах, была предложена Р. Литценбергером и К. Рамасвами. В США до второй половины 80-х годов XX в. лишь 40% дохода от прироста капитала облагалось налогом. Инвесторам при 50%-й ставке подоходного налога приходилось платить в виде налогов 50% своих дивидендов и лишь 20% (0,40 • 50%) доходов от прироста капитала. До тех пор пока доход не реализован, акции не проданы, инвестор не обязан был платить налог. А поскольку доллар, уплаченный в будущем, стоит меньше, чем доллар, уплаченный сегодня, эта налоговая отсрочка обеспечивала определенное преимущество капитализации прибыли. По действующему в США налоговому законодательству оба вида дохода облагаются налогом, но ставка налога на доход от прироста капитала по-прежнему ниже, чем на доход в виде дивидендов. Согласно теории налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов, выше.
2. ТИПЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.
1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:
А).
Начисление дивидендов по остаточному
признаку. В этом случае начисление
дивидендов происходит только после
того, как за счет прибыли сформирован
объем собственных средств, достаточный
для развития компании в предстоящем
периоде. Плюсом такой политики является
обеспечение высоких темпов развития
акционерного общества и повышение
его платежеспособности. Однако нестабильность
размера дивидендных выплат, который
зависит не только от размеров прибыли,
но и от планов развития компании, может
отпугнуть некоторых
Б).
Поддержание стабильного
2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, — это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:
А). Выплата постоянных сумм дивидендов. Существенно облегчает прогноз стоимости акций компании и доходов для инвесторов, однако при отсутствии прибыли может нанести ущерб эмитенту, а при росте прибыли – вызвать недовольство акционеров.
Б). Выплата стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определенных условиях. Позволяет, с одной стороны, в какой-то степени гарантировать акционерам заранее известный минимальный уровень дохода, с другой, — поощрять собственников в случае успешной работы компании или отсутствия необходимости расширения операций. В российских условиях, при стабильном финансовом состоянии предприятия, этот вид дивидендной политики возможно был бы наиболее приемлемым.
3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов. Следует учесть, что резкое снижение размеров дивидендов может неблагоприятно отразиться на стоимости акций, “сигнализируя” об ухудшении ее показателей.
3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИВИДЕНДНУЮ ПОЛИТИКУ
В любой стране выплата дивидендов регулируется определенными нормативными актами. Так, например, в Российской Федерации основными нормативами являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об Акционерных обществах». Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.
Прежде всего, систематизируем факторы дивидендной политики, разделив их по месту возникновения на внешние и внутренние. К внешним можно отнести следующие группы факторов: требования законодательства; требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества; макроэкономические факторы. К внутренним — группы субъективных и объективных внутрифирменных факторов.
Каждая из пяти приведенных выше
групп факторов может оказывать
существенное влияние и накладывать
ограничения на размер, форму и
периодичность дивидендных
№ п/п |
Наименование группы факторов |
Факторы | |
1 |
2 |
3 | |
1 |
Требования законодательства |
Подгруппа 1 (ограничения) |
ограничение способности компании обновлять дивиденды |
2)
ограничение способности | |||
Подгруппа 2 (предписания) |
3) требования к источникам | ||
4)
требования к форме | |||
5)
последовательность | |||
2 |
Требования двухсторонних |
6) контрактные ограничения на | |
7)
правила листинга некоторых | |||
3 |
Макроэкономические факторы |
8) параметры налогообложения | |
9) инфляция | |||
4 |
Субъективные внутрифирменные |
10) состав акционерного | |
11) мнение руководства о прочности своего положения во главе акционерного общества | |||
5 |
Объективные внутрифирменные факторы |
12) инвестиционные возможности | |
13)
структура капитала | |||
14) ликвидность |
Информация о работе Дивидентная политика российского предприятия