Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 23:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение сущности внешнеторговой деятельности российских предприятий и его особенностей в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- определить основные понятия внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- провести анализ текущего состояния внешнеторговой деятельности России и Республики Татарстана;
- рассмотреть возможные перспективы развития внешнеторговой деятельности.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность….......5
1.1Сущность и понятия внешнеторговой деятельности……………..…..5
1.2 Регулирование внешнеторговой деятельности…………………….....9
Глава 2. Статистика внешнеэкономической деятельности. Динамика экспорта и импорта в Республике Татарстан………………………………14
2.1.Основные показатели внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан за 2010-2011 гг………………………………...……14
2.2. Динамика экспорта………………………………………….................18
2.3. Динамика импорта……………………………………………….....….26
2.4. Проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности Республики Татарстан ………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………….....36
Крупнейшие страны - импортеры в республику в январе-марте 2010г.: Италия -27,4 млн. долл. (10,3% совокупного импорта РТ); США -21,6 млн.долл. (8,1%); Китай -20,8 млн.долл. (7,8%); Украина - 15,1 млн.долл. (5,7%); Польша- (4,5%); Казахстан-8,7млн.долл. (3,3%); Румыния - 6,9 млн.долл. (2,6%); Турция -6,6млн.долл. (2,5%); Бельгия - 6,3млн.долл. (2,3%); Нидерланды -5,8 млн.долл. (2,2%); Франция -5,4млн. долл. (2,0%); Португалия - 5млн. долл. (1,9 %); Республика Корея -4,9млн.долл. (1,8%); Чехия - 4,1млн.долл.США (1,6%) и др.
Совокупный объем услуг во внешнеэкономической деятельности РТ в январе-марте 2010г. увеличился относительно января-марта 2009г. на 3,5% и составил 22,4 млн. долл. США, что явилось результатом увеличения стоимостных объемов экспорта услуг в 1,5 раза. Стоимостной объём импорта услуг снизился на 11,2% относительно уровня аналогичного периода 2009г.
Объем экспорта услуг во внешнеэкономической деятельности РТ составил
4млн.долл.США (34,7% совокупного оборота услуг), объём импорта услуг – 3,6 млн.долл.США (65,3% совокупного оборота услуг). Сальдо баланса услуг сложилось отрицательным для Республики Татарстан в размере 6,8 млн. долл. США (в январе-марте 2009г. отрицательное сальдо составило 11,3 млн. долл. США).
Страны дальнего зарубежья традиционно занимают лидирующее положение, как в экспорте, так и в импорте услуг во ВЭД РТ: в январе-марте 2010г. их удельный вес в экспорте услуг составил 98,2%, в объеме импорта услуг 96,7%; государств-участников СНГ - 1,8% и 3,3%, соответственно.
В обороте услуг во внешнеэкономической деятельности сохраняется доминирующая роль импорта услуг. В структуре импорта услуг со странами СНГ и странами дальнего зарубежья имеются существенные различия. Так, в импорте услуг из стран-участниц СНГ в январе-марте 2010г. основными были транспортные услуги (58,6%), услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования (23,5%), активы нефинансовые, нематериальные (лицензии, ноу- хау) (11,9%), консультативные услуги (3,2%), услуги в области исследований и разработок (2,2%) и др. Структура импорта услуг из стран дальнего зарубежья более дифференцирована: в январе-марте 2010г. потреблялись инженерные услуги (50,7%), услуги по исследованиям и разработкам (14,4%), услуги в области маркетинга (8,3%), консультативные услуги (14,7%), транспортные услуги (6,5%), услуги по вычислительной технике (6,9%), услуги по финансовым операциям (4,3%), услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования (4,2%), услуги гостиниц и ресторанов (1,3%), правовые услуги (1,2%), и др.
В январе-марте 2010г. зафиксировано значительное увеличение объема импорта следующих видов услуг стран дальнего зарубежья: в области маркетинга (в 1,5 раза), услуг по вычислительной технике (в 41,5 раза), инженерных услуг (в 1,7 раза), транспортных услуг (в 3,9 раза), услуг гостиниц и ресторанов (в 1,5 раза), услуг в области маркетинга (в 1,5 раза). Наряду с этим, наблюдалось существенное снижение относительно предыдущего года импорта ряда услуг: в 66,8 раза активов нефинансовых, нематериальных (лицензий, ноу-хау); в 41,4 раза услуг в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизии; в 6 раз консультативных услуг; в 3,5 раза услуг бюро путешествий, туристических агентств и др.
В экспорте услуг преобладали услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования (77,2%), услуги гостиниц и ресторанов (3,8%), услуги в области образования (3,6%), коммерческие услуги (3,6%), услуги по исследованиям и разработкам (3,4%), активы нефинансовые, нематериальные (лицензии, ноу-хау) (3,2%), транспортные услуги (3,1%), услуги бюро путешествий, туристических агентств (2%), причём большую долю из этого объёма услуг занимал экспорт услуг в страны дальнего зарубежья.
Увеличение объема экспорта услуг в январе - марте 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. было обусловлено увеличением предоставления следующих услуг: в области исследований и разработок (в 3,3 раза), активы нефинансовые, нематериальные (лицензии, ноу-хау) (в 18,6 раза), услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования (в 2,2 раза), услуги бюро путешествий, туристических агентств (на 7,2%), услуги в области образования (на 11,8%). В то же время зафиксировано снижение экспорта транспортных услуг (в 5 раз), услуг гостиниц и ресторанов (в 1,9 раза).
Основными поставщиками услуг в январе-марте 2010г. являлись: Ливия (66%), ОАЭ (9,3%), США (8%), Германия (3,7%), Ливан (1,5%), Венесуэла (1,3%), Таджикистан (1,1%), Турция (0,9%) , Украина (0,9%) и др.
Наиболее крупные потребители услуг Республики Татарстан в январе- марте 2010г. - Индия (73,7%), Германия (8,3%), Венесуэла (2,9%), Иран (2,4%), Япония (1,4%), Италия (1,3%), Казахстан (0,8%), Чехия (0,8%), сШа (0,7%) и др.
2.4. Проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности Республики Татарстан
Сегодня у Татарстана установлены устойчивые связи практически со всеми странами СНГ. В республике ведется последовательная работа по реализации заключенных межправительственных соглашений со странами Содружества, а также соглашений между городами и хозяйствующими субъектами. Разработаны протоколы, конкретизирующие формы взаимодействия, в ряде случаев созданы рабочие комиссии.
Татарстан имеет свои представительства на Украине, в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, которые в сегодняшних непростых условиях предпринимают все возможное для сохранения имеющихся связей и поиска новых, более эффективных форм развития сотрудничества по всем направлениям [3, 115c. 5§].
Необходимо отметить, что в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике, приходится адаптировать подходы к практике государственного контроля за взаимопоставками в рамках заключенных торгово-экономических соглашений. Но из-за таможенных барьеров, неотлаженности банковских расчетов и других объективных причин продолжается переориентация республиканских товаропроизводителей на рынки российских регионов, рынки зарубежных стран.
Несмотря на резкое сокращение торговли, страны ближнего зарубежья остаются одними из приоритетов во внешней деятельности нашей республики. Во всех странах СНГ проживает та или иная часть татарской диаспоры, с которой установлены тесные связи. Татарские культурные центры и организации в этих странах получают необходимую литературу, проводят различные культурные мероприятия, семинары, конференции. Татарстан поддерживал и будет активно поддерживать это направление сотрудничества, которое, на наш взгляд, является не менее значимым, чем экономическая составляющая и способствует интеграции в рамках СНГ.
Всемирный Конгресс Татарстан получил статус наблюдателя при Межпарламентской Ассамблее СНГ. Такая форма сотрудничества будет также способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания в рамках Содружества.
В рамках развития взаимовыгодного сотрудничества ведется поиск эффективных форм совместной производственной, научно-технической, инвестиционной и коммерческой деятельности, учреждаются совместные предприятия с участием партнеров из стран СНГ, создаются благоприятные условия для всесторонних контактов физических и юридических лиц, включая их участие в выставках и ярмарках, в обмене информацией и других формах сотрудничества.
Республика Татарстан старается в рамках имеющихся возможностей поддерживать расширение связей и обменов с партнерами в странах СНГ в области культуры и искусства, по линии общественных объединений, религиозных, экономических и иных ассоциаций, способствует развитию сотрудничества между молодежными организациями и обмену студентами.
Вместе с тем важнейшей проблемой остается сокращение объемов торговли. Данные за 11 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые усилия, внешнеторговый оборот нашей республики со странами СНГ продолжает снижаться. В этом году в сравнении с 2010-2011 г. объем оборота сократился на 30%. В прошлом году эта цифра составляла почти 40%.
Основными экспортными товарами являются нефть и продукция нефтехимии, которые составляют около 45% всего экспорта Татарстана в страны СНГ. Среди остальной продукции - машины, промышленное оборудование, приборы и транспортные средства. Значительную часть импорта из стран СНГ (45%) составляют трубы и черные металлы. Также импортируются машины, оборудование, транспортные средства и продукты питания [13, 44 c. 11§].
Вызывает беспокойство тот факт, что в общем, объеме республиканского внешнеторгового оборота доля стран СНГ составляет лишь 19%. 81% приходится на торговлю со странами дальнего зарубежья. В ряде странах СНГ вводятся новые порядки взимания налогов с импорта, что делает неконкурентоспособными нашу продукцию. В отдельных случаях происходит вытеснение наших товаров с рынков этих государств компаниями третьих стран. Причины, вполне объективные и трудно ожидать от товаропроизводителей реальных результатов без ощутимой поддержки государства на федеральном уровне. В этом плане МИД РФ, другие федеральные организации должны активнее способствовать сохранению позиций наших предприятий на рынках стран Содружества и использовать любую возможность для закрепления и развития успеха.
Без преувеличения можно сказать, что имеющийся потенциал сотрудничества российских регионов с партнерами из стран СНГ огромен и признается всеми сторонами. В среднесрочной перспективе удастся совместными усилиями переломить негативную ситуацию и выйти на уровень позитивных перемен в развитии взаимных торгово-экономических отношений государств - участников СНГ.
Заключение
Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам. Один из наиболее эффективных путей достижения этой цели – активное участие в мероприятиях мирового уровня по созданию наиболее благоприятного правового режима в международном торговом обороте.
Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения.
Совершенствуя направления своей внешнеэкономической политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, внешнеэкономическая деятельность предприятия – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции. Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельности зависит от специализации предприятия, механизма государственного регулирования. Для современного этапа развития экономики России наиболее массовым видом внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Во-вторых, внешнеторговая деятельность активно регулируется государственными органами. Выделяют четыре направления регулирования: тарифное регулирование, нетарифное регулирование, количественные запреты, разрешения, меры экономического и административного характера.
В-третьих, рассматривая внешнеторговую деятельность России и ее регионов, можно говорить о сырьевой ориентации экспорта, импортом высокотехнологичной продукции. Среди основных стран-партнеров можно выделить страны СНГ, Германия, Италия, Китай.
В-четвертых, необходимо всячески поддерживать развитие внешнеторговой деятельности. К основным способам развития можно отнести улучшение доступа отечественных товаров на международные рынки, модернизация промышленного производства, повышение качества продукции, переход на инновационную продукцию, рост доли услуг в экспорте.
Список использованной литературы
Информация о работе Динамика экспорта и импорта республики Татарстан