Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Процесс формирования групп исследовали Такмен и Дженсен. Они выделили следующие этапы создания группы:
1. Формирование
2. Этап смятения: характеризуется возникновением конфликтов внутри группы, по мере реализации поставленной цели члены группы выражают различные интересы, которые они не высказали на стадии формирования. Успешное прохождение данного этапа во многом зависит от лидера команды, который должен провести группу от смятения до следующей стадии.

Работа содержит 1 файл

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента85.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

По определению Марвина  Шоу, «группа  – это два лица или более, которые взаимодействуют друге другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц». Это два или более индивидуума, которые собираются вместе для достижения определенных целей, т.е. это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные (номинальные), формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы различного уровня развития – высокоразвитые (коллективы) и слаборазвитые (ассоциации, корпорации, диффузные группы).

Руководство создает группы по своей  воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, и называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это – формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Второй тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Третий тип формальной группы – комитет – целенаправленно создаваемая группа для решения определенных задач.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Но имеется множество факторов, которые влияют на поведение отдельной личности в коллективе. К сожалению, руководители этих групп не всегда считают своим долгом повышать свой личный вклад в достижение общих целей.

Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого  из ее структурных подразделений  определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он или она смогут повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Процесс формирования групп исследовали Такмен и Дженсен. Они выделили следующие этапы создания группы:

1. Формирование

2. Этап смятения: характеризуется возникновением конфликтов внутри группы, по мере реализации поставленной цели члены группы выражают различные интересы, которые они не высказали на стадии формирования. Успешное прохождение данного этапа во многом зависит от лидера команды, который должен провести группу от смятения до следующей стадии.

Формальные отношения  в трудовом коллективе устанавливаются  исходя из функциональных обязанностей каждого лица на основе должностных инструкций, приказов и распоряжений руководства.

Неформальные отношения  основаны на личных контактах, знакомствах  с работниками других подразделений, общении во время отдыха, симпатии и антипатии работников, их интересах. Лидером неформальной группы становится человек, способный выражать и отстаивать интересы группы.

К существованию неформальных групп следует относиться как  к должному:

- руководитель должен  знать о существовании неформальных групп, знать лидеров;

- учитывать мнение  лидеров, убеждать их в случае  расхождения мнений;

- наладить деловой  контакт с лидером, в случае  необходимости  – компромисс;

- в случае отказа  от сотрудничества – борьба с лидером;

- не допускать обособления  неформальных групп;

- поддерживать неформальную  группу, если ее интересы не  идут вразрез с интересами организации.

Руководитель должен учитывать неформальные отношения  и стараться использовать их в интересах дела.

Проблема личности менеджера  была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов и руководителей-практиков. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для управления считаются теории трех главных школ

Ситуативные теории управления строятся на гипотезе о том, что личность не играет решающей роли в занятии человеком позиции руководителя, что управленческая роль исполняется тем или иным человеком в силу ряда обстоятельств, среди которых личностные факторы не являются решающими. Определяющими являются условия, в которых лидер действует, и в которых развертывается лидерское поведение. Действия, которые приводят лидера к успеху в одной ситуации, могут быть неподходящими в другой.

Задача психологии управления, придерживающейся личностного подхода, заключается в том, чтобы установить:

  • какие именно качества человека необходимы для занятия руководящей позиции в той или иной группе (перечень лидерских черт);
  • в какой мере эти качества врожденны (наследуемы), а в какой формируются в ходе обучения и опыта;
  • как находить данные качества и как их формировать;
  • как качества лидера будут взаимодействовать с качествами других людей.

Современные менеджеры  должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи выявляют их путем анализа работы менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя.

Проблемы лидерства  являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство  –  это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

  Лидерство  – управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие  характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему.


Информация о работе Динамика групп и лидерство в системе менеджмента