1.2.Деятельность
саморегулируемых аудиторских организаций
в России
На рынке аудиторских услуг
в Российской Федерации наблюдается
усиление роли саморегулирующих
организаций.
Эти организации представляют
законные интересы своих членов
в их отношении с Федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов Федерации, органами
местного самоуправления. Их функция
регулирования выражается в разработке
и устанавливает обязанности
для выполнения своими членами
правил профессиональной деятельности,
внутренних правил и стандартов
деятельности и профессиональной
этики. Они также контролируют
деятельность своих членов на
предмет соблюдения законодательства
и устанавливают правила рассмотрения
жалобы на их действия.
В развитии института саморегулирования
в России можно выделить следующие
этапы:
- первый этап продолжался с
начала 90-х годов ХХ века до
принятия Федерального закона
от 7.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности»;
- второй этап наступил с вступлением
в силу закона №119-ФЗ в сентябре
2001г.;
- третий этап сопряжен с рассмотрением
и обсуждением проекта федерального
закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об аудиторской
деятельности».
До принятия закона 3119-ФЗ в
России создавались профессиональные
объединения аудиторов. В соответствии
с Временными правилами аудиторской
деятельности в Российской Федерации,
утвержденными Указом Президента
Российской Федерации от 22.12.93 г.
№ 2263, аудиторы и аудиторские
фирмы могли по законодательству
Российской Федерации образовывать
союзы, ассоциации и другие
объединения для координации
своей деятельности или защиты
своих профессиональных интересов,
однако функциями саморегулирования
они не наделялись. [4]
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 6.02.02 г. №80 «О вопросах государственного
регулирования аудиторской деятельности
в Российской Федерации» уполномоченным
федеральным органом аудиторской
деятельности, который осуществляет
государственный контроль для
всех аспектов аудиторской деятельности,
является Минфин России. [5] Введен
институт аккредитованных профессиональных
аудиторских объединений , которые
играют значительную роль в
процессе регулирования аудиторской
деятельности и более эффективного
контроля за качеством аудиторских
услуг. В настоящее время аккредитовано
пять профессиональных аудиторских
объединений:
1)некоммерческое партнерство «Московская
палата России»;
2)некоммерческое партнерство «Московская
аудиторская палата»;
3)некоммерческое партнерство «Институт
профессиональных аудиторов»;
4)некоммерческое партнерство «Институт
профессиональных бухгалтеров и
аудиторов России»;
5)некоммерческое партнерство «Российская
коллегия аудиторов». См.[ Приложение
1.]
Предполагается значительно расширить
функции саморегулируемых аудиторских
объединений. В частности, ст.21
проекта наделяет саморегулируемое
аудиторское объединение полномочиями
разрабатывать и устанавливать
требования к вступлению в
такое объединение, а также
исключению из него, привлечения
к ответственности членов объединения
за нарушение устава этого
объединения, а также федеральных
стандартов аудиторской деятельности.
[3]
Проект предполагает передачу
значительной части функций
по
регулированию
аудиторской деятельности аудиторскому
сообществу. Государству в лице Минфина
остается выработка государственной
политики в сфере аудиторской
деятельности; нормативно-правовое регулирование
в сфере аудиторской деятельности;
анализ отчетов об исполнении аудиторскими
объединениями и их членами законодательства
Российской Федерации об аудиторской
деятельности; ведение государственного
реестра саморегулируемых аудиторских
объединений [1] , а осуществление
надзора за деятельностью саморегулируемых
аудиторских объединений.
Анализ показывает, что организация
саморегулирования аудиторской
деятельности в России отличается
от международного опыта. Так,
в России в отличие от большинства
стран мирового сообщества с
продолжительной историей аудита
действует не одно, а пять саморегулируемых
объединений. Вместе с тем наблюдается
укрупнение аудиторских объединений.
Мнение о том, что в России
вероятнее всего будет существовать
несколько саморегулируемых аудиторских
объединений, высказывается в
выводах программных рекомендаций
для организации деятельности
аудиторских объединений в Российской
Федерации ( разработаны в 2006 г.
В рамках проекта ТАСИС «Осуществление
реформы аудита в Российской
Федерации»). Присутствие в России
нескольких сильных профессиональных
объединений создаст основу для
конкуренции среди них и в
целом будет сопутствовать
повышению эффективности их деятельности
и росту авторитета профессии
аудитора. [10, с.73]